- Сколько в мире религий?
- Христианство
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Ислам
- Буддизм
- Основные последователи течения
- Пантеистические концепции в религии
- В даосизме
- В индуизме
- В других вероисповеданиях
- Основные направления
- Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского
- Как называется человек, исповедующий все религии?
- Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители
- Ранние формы религии
- Сущность и основные положения
- Возрождение
- черты
- Природа и смысл
- Что такое деизм и теизм?
- Какие религии верят в единого Бога?
- Родственные концепции
- Панентеизм
- Пандеизм
- Панпсихизм
- Формирование пантеизма со времен античности
- История
- Средние века
- Что такое естественная и откровенная религия?
- Какие бывают виды верований?
- Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы
- Философия Джордано Бруно
- Как называется вера во Вселенную?
- Известные сторонники идей пантеизма
- Джордано Бруно (1548 – 1600)
- Николай Кузанский (1401 – 1464)
- Парацельс (1493 – 1541)
- Истоки пантеизма в античной философии
Сколько в мире религий?
Основными мировыми религиями считаются христианство, ислам, буддизм, каждая из которых делится на множество более крупных и мелких фракций и сект. Трудно сказать, сколько религий, конфессий и верований существует в мире, из-за регулярного появления новых группировок, но, по некоторым данным, на данном этапе существуют тысячи религиозных течений.
Мировые религии названы так потому, что они распространились далеко за пределы одной нации, государства, на огромное количество народностей. Немировые религии исповедуются меньшим числом людей. Монотеистический взгляд основан на вере в одного Бога, в то время как языческий взгляд предполагает существование нескольких божеств.
Христианство
Крупнейшая в мире религия, зародившаяся 2000 лет назад в Палестине. Она насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11 веке она разделилась на католицизм и православие, а в 16 веке от католицизма отделился протестантизм. Это три основных филиала, и существует более тысячи более мелких филиалов.
Основная суть христианства и его отличительные черты от других религий заключаются в следующем:
- Система ценностей, взглядов, ритуалов, которая основана на Личности Богочеловека Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, Его Воскресении — все для спасения человека, возможности его нового рождения, восстановления падшего образа Бога;
- правильное понимание духовной структуры человека, направленное на борьбу с грехами и постепенное восхождение по ступеням добродетели с Божьей помощью;
- центральное утверждение, что Бог есть Любовь и только Любовь.
Православие
Православное христианство сохраняет традицию веры с апостольских времен. Его основы были сформулированы экуменическими соборами и догматически закреплены в Символе веры. Его учение основано на Священном Писании (главным образом, на Новом Завете) и Священном Предании. Существует четыре цикла богослужений, в зависимости от главного праздника — Пасхи:
- Ежедневно.
- Полугодовой.
- Переезд ежегодный.
- Подвижный годовой.
В православии существует семь основных таинств:
- Крещение.
- Помазание.
- Евхаристия (причащение Святых Христовых Тайн).
- Исповедь.
- Подтверждение.
- Брак.
- Священство.
В православном понимании Бог един в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, а как любящий Небесный Отец, который заботится о своем творении и дарует благодать Святого Духа в таинствах.
Человек признан образом и подобием Бога, обладающим свободной волей, но погрязшим в глубинах греха. Господь помогает тем, кто хочет восстановить свою прежнюю святость, избавиться от страстей.
Католицизм
Католицизм является одним из основных направлений христианства, которое распространено в основном в Европе, Латинской Америке и США. Учение имеет много общего с православием в своем понимании Бога и отношений между Богом и человеком, но есть и фундаментальные и важные различия:
- Непогрешимость главы церкви, Папы Римского;
- Священное Предание исходит от 21 Вселенского Собора (в православии признаются первые 7);
- различие между духовенством и мирянами: те, кто в сане, наделены Божественной благодатью, им отведена роль пастырей, а мирянам — роль паствы;
- доктрина индульгенции как сокровищницы добрых дел, совершенных Христом и святыми, с Папой Римским как наместником Спасителя на земле, раздающим отпущение грехов тому, кому он пожелает и кто в этом нуждается;
- добавив свое понимание к догмату о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына;
- введение догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и ее телесном Успении;
- учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищенной от грехов в результате суровых испытаний.
Протестантизм
Возникло в результате Реформации в Германии и распространилось по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую церковь, избавившись от средневековых взглядов.
Протестанты согласны с христианскими представлениями о Боге как творце мира, греховности человека, вечности души и спасении. Они разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.
Особенности, отличающие протестантизм от католицизма и православия:
- минимизация таинств Церкви — до Крещения и Святого Причастия;
- нет разделения между духовенством и мирянами; каждый, кто хорошо образован в Писании, может быть священником для себя и для других;
- нет разделения на духовенство и мирян; каждый, кто хорошо изучил Писание, может быть священником для себя и для других; богослужение ведется на родном языке, на основе общей молитвы, псалмов и проповедей;
- нет почитания святых, икон и реликвий;
- монашество и иерархическая структура Церкви не признаются;
- спасение понимается только верой, и добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
- признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий толкует слова Писания так, как считает нужным, при этом критерием является точка зрения основателя церковной организации.
Основными ветвями протестантизма являются квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.
Ислам
Самая молодая монотеистическая религия в мире. Число верующих составляет приблизительно 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священной книгой является Коран. Главное для мусульман — жить в соответствии с установленными правилами:
- молиться пять раз в день;
- пост Рамадан;
- подавать милостыню в размере 2,5% в год от своего дохода;
- совершить паломничество в Мекку (хадж).
Некоторые ученые добавляют шестую обязанность мусульман — джихад, который проявляется в борьбе за веру, рвении и усердии. Существует пять видов джихада:
- Внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
- Вооруженная борьба против неверных;
- Борьба со своими страстями;
- Отделять добро от зла;
- принятие мер против преступников.
Сейчас экстремистские группировки используют джихад с мечом в качестве идеологии для оправдания своих кровавых действий.
Буддизм
Всемирная языческая религия, отрицающая существование божества. Основана в Индии принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой). Кратко сводится к учению о четырех благородных истинах:
- Вся человеческая жизнь — это страдание.
- Желание — это причина страданий.
- Чтобы преодолеть страдания, человек должен избавиться от желаний с помощью особого состояния — нирваны.
- Для того чтобы освободиться от желаний, необходимо следовать восьми основным принципам.
Согласно учению Будды, обрести спокойное состояние и интуицию, а также очистить ум помогут:
- правильное понимание мира как места страданий и скорби;
- обретение твердого намерения ограничить свои желания и стремления;
- контроль над речью, который должен быть доброжелательным;
- совершение добродетельных поступков;
- стремление не причинять вреда живым существам;
- Изгнание плохих мыслей и настройка на хорошие;
- понимая, что человеческое тело — это зло;
- Настойчивость и терпение в достижении своей цели.
Основными ветвями буддизма являются Хинаяна и Махаяна. Наряду с ней в Индии в той или иной степени распространены и другие религии: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.
Основные последователи течения
Представители пантеизма в разное время уточняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделялись особенно яркие личности, написавшие множество работ о божественности природы.
- Джордано Бруно. Он жил в эпоху Возрождения и развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мирское целое, в котором сходятся мирской разум и мирская душа. Весь мир, по мнению философа, — это постоянно живущая и движущаяся вещь. Бруно, однако, вышел за рамки идей своей эпохи. Именно он положил начало идее великой и героической личности человека, мышление которого является постоянно движущимся фундаментом. Именно его труды ознаменовали начало перехода философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.
- Николай Куза. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник Папы Пия II. В своей работе он опирался на Коперника. Он написал много работ, последние из которых имели одну и ту же тему: взаимоотношения Бога с природой и миром. Большинство его работ посвящено проблеме и способам познания человеком абсолюта. Его идеи таковы: «Творец и творение — одно и то же», «Бог — центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузански придерживается мнения, что Бог остается непознаваемым.
- Парацельс Ауреол Теофраст был немецким философом и врачом. Он рассматривал природу как некое живое целое, прослеживал элементы природы, строение живого организма, его функции. Он утверждал, что человек имеет неограниченные возможности, если он остается в тесной связи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.
Пантеистические концепции в религии
Внимательное изучение первоначальных основ большинства религий обнаруживает их тесную связь с направлением. Во всем мире люди размышляли о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство природного и материального мира с сохранением в каждой частице реальности — Творца.
В даосизме
История даосизма знает несколько этапов его развития. Поэтому в трудах своих ключевых мыслителей Чжуан-цзы и Лао-цзы он имеет пантеистическую основу, хотя в будущем даосизм разовьется в религию с множеством различных божеств. В трудах Лао-Цзы нет Творца, воплощенного в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «дао» (путь), единство, лежащее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с естественным и мирским единством Дао.
Похожая идея развивается в размышлениях Чжуан-цзы. Он пишет, что Вселенная невозможна без Дао, и что все мы созданы из его благотворной сущности. О тождестве природы и божественной сущности свидетельствует в восточной философии идея всеобщей гармонии.
В индуизме
Считается, что первые пантеистические мысли зародились в индийских религиозных текстах. В индуистских писаниях говорится, что жизнь наполнена бесконечной, безличной реальностью, которая не меняется, не трансформируется. Он создает вселенную, являясь основой всех живых существ.
Эта идея четко прослеживается в теологии Брахмана, в древних Ведах и в философии Адвайта Веданты
В других вероисповеданиях
Истоки пантеизма можно проследить во многих малоизвестных религиозных движениях. Например, в индийских и африканских племенах традиционные верования с элементами политеизма и анимализма переплетаются с пантеистическими идеями.
Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, которые находились под влиянием западной философии XIX века.
Другие доктрины не остались без влияния этого течения:
- Неоязычество;
- Теософия;
- оккультизм;
- и буддизм.
Даже некоторые этические школы, например, толстовство, включают в свои идеи представления о природном единстве мира.
Основные направления
Существует несколько направлений теории, согласно которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:
- Теомонический пантеизм — некая божественная субстанция представляется вечной и неизменной. Представители этой школы мысли наделяют Бога только правом на существование, в то время как мир природы не может существовать сам по себе.
- Физиоматизм — философы наделяют божественной силой природу, которую они называют «богом» всех людей. Тем самым они лишают Бога самостоятельного существования.
- Мистический — панентеизм. Это учение о том, что мир находится в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается как способ проявления силы и могущества Бога.
- Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляет себя через вещи.
Все эти теории основаны на взаимосвязи божественной сущности, природы и вселенной. Человек не занимает первое место в этих отношениях, но подчиняется некой субстанции, наделенной божественной силой.
Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского
Одним из ярких представителей пантеизма раннего Возрождения был знаменитый немецкий философ Николай Куза. Он жил в 15 веке (1401-1464). Он был хорошо образован для своего времени и стал священником. Он был очень способным, преданным Церкви и сделал успешную карьеру, став кардиналом в 1448 году. Одной из главных целей его жизни было укрепление авторитета католицизма. Помимо активной роли в церковной жизни Европы, Кузанский много времени посвящал философской работе. Его взгляды были тесно связаны с учениями Средневековья. Однако пантеизм Николая Кузанского приобрел черты органической неразрывности, непрерывного движения и развития мира, а значит, и присущей ему божественности. Он противопоставил самоуверенному знанию средневековья о Боге и мире теорию «выученного невежества», основная идея которой заключалась в том, что никакая земная доктрина не может дать понимание божественного величия и бесконечности.
Как называется человек, исповедующий все религии?
Политеизм: существует несколько богов. Универсализм: консенсус всех религий.
Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители
Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории человечества была религия. Точнее говоря, различные религии существуют уже тысячи лет, сменяя и вытесняя друг друга. Но сегодня мы поговорим не о религиях, а о пантеизме — религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить веру в сверхъестественную сущность природы, примирив ее с современными научными взглядами на устройство Вселенной.
Ранние формы религии
Существует четыре типа древних религий, которые существуют на протяжении многих веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с внешним миром посредством поклонения тотему. В качестве тотема часто используется животное или, реже, растение или неодушевленный предмет.
Шаманизм — это взаимодействие с миром духов через проводника, называемого шаманом. Считается, что шаманы могут общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — это вера в предметы, обладающие сверхъестественными способностями. Такие предметы называются фетишами. Это может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — это вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных или растений, или духи, населяющие ту или иную местность.
Все религии делятся на политеистические и монотеистические в зависимости от количества богов, которым поклоняются.
Политеистический — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм и индуизм являются политеистическими религиями. Монотеизм — это вера в единого Бога-творца. Примерами монотеистических религий являются ислам, христианство и иудаизм. |
Сущность и основные положения
Главная цель закона пантеории — объединить два противоположных состояния гармонии мира: статичное и движущееся. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции одновременно двумя видами свойств. К статическим явлениям относятся вечность, бесконечность Вселенной, неизменность, а к динамическим — постоянная изменчивость природы, движение жизни.
У Парменида философская доктрина, отождествляющая Бога и мир, имеет несколько иное название, но проповедует те же идеи, что и пантеизм. Он говорит, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всем живым существам; здесь он ссылается на закон цикличности природы. Гегель, напротив, приписывает творцу исключительно динамическую способность двигать и разворачивать мир, устраняя тем самым полностью противоречивую доктрину.
Имманентизм рассматривал высшую силу как некую закономерность, вневременную и неизменную. Она управляла всем земным движением.
Эта идея была поддержана:
- Гераклит;
- Спиноза; и
- Стоики.
Одна фракция неоплатонической философии в конечном итоге сформировала новую фракцию пантеистической доктрины — эманационистскую. В период возрождения средневековой философии идеи эманационистов не противоречили господствующей теологической доктрине, а являлись поджанром реализма. Его черты можно найти в работах Эриугены и Давида из Динана.
Возрождение
В отличие от средневековой теологии, мыслители эпохи Возрождения обратились к наследию античности и натурфилософии, уделяя все больше внимания естественным наукам и постижению тайн природы. Сходство с античными взглядами сводилось к признанию цельности и одушевленности мира, космоса, но методы его изучения существенно отличались. Рационалистические взгляды античности (особенно физика Аристотеля) были отвергнуты, и преследовалась идея магического и оккультного познания природы как единого одухотворенного принципа. Большую лепту в эту тенденцию внес Парацельс, немецкий алхимик, врач и астролог, который пытался управлять архаикой (душой) природы с помощью магии.
Пантеизм эпохи Возрождения, характерный для многих философских теорий того времени, был объединяющей силой между такими крайностями, как натурфилософия и теология.
черты
Пантеизм рассматривает Вселенную как единое целое: Вселенная — это Бог. Бог не существует как абстракция, но проявляет себя во вселенной через силы, вещество и законы природы и единого космоса.
Это отличается от панентеизма, другой родственной доктрины, которая утверждает, что Бог имманентен и охватывает всю вселенную, но выходит за ее пределы. Пантеизм утверждает, что Бог и Вселенная — это одно и то же.
Пантеизм отвергает традиционные представления о Боге. Одним из них является его трансцендентность; то есть Бог — это сущность, которая превосходит вселенную и находится над ней. Пантеисты, с другой стороны, утверждают, что «Бог есть все и что все есть Бог», тем самым они отвергают идею о том, что за пределами мира существует…..
Еще одно важное различие между западными теистическими религиями и пантеизмом — это концепция личности, описанной Богом. Для пантеистов Бог не имеет воли относительно Вселенной или мира, и поэтому не может влиять на них. Бог пантеизма не является личностью, у него нет убеждений, предпочтений или желаний; поэтому он не действует.
Согласно мыслителям этого теологического направления, Бог — это безличная божественность, пронизывающая все бытие и понимающая божественное единство мира.
Как религиозная позиция, пантеизм утверждает, что природа наделена ценностью и достойна почитания, уважения и благоговения. В другом смысле, как философская позиция, пантеизм является выражением веры во всеобъемлющее единство, которое формулируется различными способами…..
Природа и смысл
Пантеизм, как и панентеизм, может быть рассмотрен путем трехстороннего сравнения с классическим теизмом в свете восьми различных перспектив: с точки зрения трансцендентности или имманентности, монизма, дуализма или плюрализма, а также времени или вечности.
Его также можно рассматривать с точки зрения чувственного или невидимого мира, через мир как реальный или фантастический, через Бога как абсолютного или относительного, с точки зрения свободы или детерминизма, сакраментализма или секуляризма.
Некоторые философы рассматривают пантеизм как форму атеизма, поскольку он отрицает существование Бога в том виде, как его понимают западные религии. То есть, она отрицает существование трансцендентного и личного Бога.
Традиционным теистам также неясно, что имеют в виду пантеисты, когда говорят о Боге. Даже представители пантеизма были заклеймены консервативными католиками как еретики.
Что касается атеизма, Шопенгауэр указывает, что идею Бога нельзя сводить к идее традиционных теистов (трансцендентный и личный Бог), поскольку в других нетеистических религиозных традициях существует множество других представлений о божественном как элементе, способном пронизывать все сущее.
Это касается концепции Дао китайского философа Лао Цзы или концепции Брахмана Шанкары, а также концепции Единого («первого принципа») Плотина и гегелевского
Шопенгауэр предупреждает, что называть тех, кто мыслит подобным образом, «атеистами» только потому, что они отвергают концепцию личного и трансцендентного Бога, упрощенно. Кроме того, атеизм тоже не является религией.
Что такое деизм и теизм?
Теизм верит, что есть бог, который создал мир, который вмешивается и действует — и, кроме того, верит, что нет больше богов, что есть Бог. Деизм считает, что существует Бог, который создал мир, но воздерживается от вмешательства в то, что есть и является — как творец, что он оставил свое творение.
Какие религии верят в единого Бога?
Лесные религии Монотеисты включают в себя, в четко определенном порядке приверженцев, христианство, ислам, сикхизм, иудаизм, бахаизм и зороастризм. На Западе в монотеизме часто доминирует концепция Бога из авраамических и неоплатонических религий, выраженная Псевдо-Дионисием …
Родственные концепции
Многие известные философские и теологические концепции содержат некоторые элементы классического теизма в сочетании с идеями, преобладающими в пантеистических учениях. Это объясняется тем, что, отделившись от других религий, ни одна концепция не может игнорировать достижения внешних концепций, особенно тех, которые разрабатывались в течение долгих лет лучшими умами человечества.
Панентеизм
Термин «пантеизм» возник в Германии в 19 веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этой доктрине, Бог не только присутствует во всех вещах во вселенной, но и присутствует за ее пределами. Иногда пантеизм отказывается признавать его как самостоятельное явление и относит его к одной из ветвей пантеизма. Однако в последние годы эксперты находят все больше причин для разделения этих двух наук.
Пандеизм
Пандеизм — это философское течение, которое провозглашает, что «все есть Бог». Последователи пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицают личность Бога. Эта концепция в основном основана на движении под названием «деизм».
Деизм — признает существование Бога, но отвергает любые мистические явления, приписываемые ему. Книга, наиболее точно описывающая доктрину пандеизма, была опубликована в 1910 году. Его автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.
Панпсихизм
Панпсихизм — это философское направление, утверждающее, что природа одушевлена.
Формы этой доктрины, хотя и несколько устаревшие, считаются таковыми:
- Гилозоизм;
- Учение о душе;
- Анимистические представления некоторых примитивных культур.
Отдельные проявления панпсихизма можно найти в работах выдающихся философов прошлого:
- Г.В. Лейбниц;
- А. Шопенгауэр;
- Ф. В. Й. Шеллинг;
- К.Э. Циолковский.
Современными продолжателями этой тенденции являются Дэвид Чалмерс и Гален Стросон.
Формирование пантеизма со времен античности
Пантеизм как направление философии возник задолго до развития современного мира. Уже в древние времена существовали люди, которые отдавали дань уважения теориям этого направления. Человек всегда был склонен искать универсальный Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. В отдельных странах существовали целые течения, которые по своей сути соответствовали современному философскому течению:
- Древний индуистский взгляд. Древние индусы считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей бесконечностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основой всех живых существ, определяя то, что существовало и что будет существовать в будущем. В различных текстах древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной связи, единстве с миром.
- Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В древнем Китае знаменитый мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзин», в котором изложил основные идеи отождествления Божественной инициативы с миром. Для китайцев идея великого Разума схожа с образом жизни. Они отождествляют Бога и то, как, или божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, доступных вещах.
- Африканские идеи. Африканские народы имеют свой собственный взгляд на Вселенную и Разум, который определяет их существование. Народы Африки не придерживались явного учения пантеизма, но идеи этого направления, политеизм, анимизм, появились в их верованиях. Они представляли себе несколько божественных существ, вещей, обладающих особыми духами. Они сохранили веру в божественную сущность всего окружающего.
Пантеистическая философия возникла как направление, когда учение стоиков стало набирать популярность. Философы этой школы мысли считали, что космос — это единый организм, в котором все взаимосвязаны и равны.
Иоанн Скотт представил общественности свою систему, в которой он заявил, что материя, разум и Бог — это одно и то же. Между пятым и тринадцатым веками в философии развивалось несколько течений, противоречащих или подтверждающих друг друга.
В эпоху Возрождения вновь возникла философия равенства Бога и природы. В 16 и 17 веках Вселенную начали понимать как бесконечную и «мыслящую». В это время сущность Бога определялась материализмом. Известный философ Бруно написал трактат, в котором утверждал, что природа — это Бог в вещах. Его высказывания были повторены Бенедиктом Спинозой. Он настаивал на том, что объекты нашего обычного мира, которые мы ощущаем и осознаем, являются элементами Божественного бытия. Все категории: протяженность, бесконечность, изменяемость или постоянство, относятся к атрибутам Бога.
Хотя в этой ветви философии постоянно упоминается Божественная сущность, Бог, Великий разум, многие ученые считают ее учением, близким к атеизму. Признавая единого Бога первоосновой всего сущего, пантеисты приписывают первооснову динамической материи. Это приводит к материализму, пониманию Божественной сущности как некой материи. Когда пантеисты говорят о материальности Бога, о Его уменьшенной роли в создании мира и поддержке обычных людей, теряется смысл молитвенного общения с Ним и поклонения Ему. В результате философы-пантеисты выражают отношение борьбы с Богом и бунтарства, схожее с отношением атеистов.
История
Термин «пантеизм» (или скорее «пантеист») был впервые использован Джоном Толандом, английским философом-материалистом конца XVII — начала XVIII века. Но корни пантеистического мировоззрения можно проследить в древних восточных религиозных и философских системах. Так, индуизм, брахманизм и веданта в древней Индии и даосизм в древнем Китае были явно пантеистическими по своей природе.
Древнеиндийские Веды и Упанишады — самые древние религиозно-философские тексты, несущие идеи пантеизма. Для индусов Брахман — это бесконечная, постоянная, безличная сущность, которая была основой всех живых существ во вселенной, всего, что когда-либо существовало или будет существовать. В тексте Упанишад постоянно утверждается идея единства Брахмана и окружающего мира.
Древнекитайский даосизм — это глубоко пантеистическое учение, основы которого изложены в «Дао дэ цзин», написанном полулегендарным мудрецом Лао-цзы. Для даосов не существует бога-создателя или какой-либо другой антропоморфной ипостаси, божественное начало безличностно, сродни понятию пути и присутствует во всех вещах и явлениях.
Пантеистические тенденции в той или иной степени присутствуют во многих этнических религиях Африки, перемежаясь с политеизмом и анимизмом. Зороастризм и некоторые направления буддизма также являются пантеистическими по своей природе.
Пантеизм переживал упадок в Западной Европе в 14 и 15 веках. Оно было близко к учениям выдающихся христианских теологов Джона Скотуса, Мейстера Экхарта и Николая Кузы, но только Джордано Бруно открыто высказывался в пользу этого мировоззрения. Идеи пантеизма получили дальнейшее распространение в Европе благодаря трудам Спинозы.
В XVIII веке, под влиянием его авторитета, его пантеистические настроения получили широкое распространение среди западных философов. Еще в начале 19 века о пантеизме говорили как о религии будущего. В 20 веке это мировоззрение было вытеснено идеологией фашизма и коммунизма.
Средние века
Средневековье было временем господства монотеистических религий, для которых было характерно определение Бога как могущественной личности, правящей человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранился в теории эманации неоплатонической философии, которая представляла собой своего рода компромисс с религией. Пантеизм как материалистическая концепция впервые появился у Давида из Динана. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир — это одно и то же.
Многие христианские секты, которые официальная церковь считала ересью и преследовала, тяготели к пантеизму (например, амальрийцы в XIII веке).
Что такое естественная и откровенная религия?
Разница между естественной религией и богооткровенной религией заключается в том, что в первом случае человек ищет Бога, а во втором случае Бог являет Себя, открывает Себя человеку.
Какие бывают виды верований?
Судьбоносные типы верований и их характеристики
- Убеждения носят описательный характер. Убеждения рассматриваются как простые (несовершенные) репрезентации реальности: они показывают то, что есть в настоящем, хотим мы этого или нет.
- Убеждения носят моральный или нормативный характер. Убеждения восточного типа — это именно те убеждения, которые говорят нам, что правильно, а что нет.
Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы
Философское наследие Б. Спиноза — самая яркая концепция пантеизма, созданная Новым временем. Он использовал геометрический метод, как он его называл, для изложения своего мировоззрения. Вслед за ним он написал свой фундаментальный труд «Этика», посвященный философской метафизике, природе, Богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, моральным и этическим проблемам. Автор представляет определения для каждого вопроса в строгом порядке, затем аксиомы, затем теоремы и их доказательства.
В центре учения Спинозы находится идея тождества Бога, природы и субстанции. Примат божественного и его главенствующая роль в общей картине мира характерны для философии Нового времени. Но Спиноза, вслед за Декартом, занимает позицию, согласно которой существование (бытие) Бога должно быть доказано. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно обогатил свою теорию: Спиноза отвергал изначально данное, apriori существование Бога. Но это можно доказать с помощью следующих постулатов:
Что в мире существует бесконечное число познаваемых вещей…;
…ограниченный разум не способен понять бесконечную истину…;
познание невозможно без вмешательства внешней силы — этой силой является Бог.
Таким образом, в философии Спинозы существует связь между бесконечным (божественным) и конечным (человеческим, природным), причем само существование последнего доказывает наличие первого. Даже идея существования Бога не может самостоятельно возникнуть в человеческом сознании — она помещена туда самим Богом. Это и есть пантеизм Спинозы. Существование Бога неотделимо от мира и невозможно в отрыве от него. Более того, Бог связан с миром, неотделим от всех его проявлений. Он является как причиной существования всего живого и неживого в мире, так и причиной своего собственного существования. В соответствии с господствующей философской традицией, Спиноза объявляет Бога абсолютной, бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, которые характеризуют ее вечность и бесконечность.
В то время как другие пантеисты строили дуалистическое мировоззрение с двумя полюсами, богом и природой, Спиноза скорее обожествляет мир. Это своеобразная ссылка на древние языческие культы. Живая природа в своем вечном циклическом развитии — это саморожденный бог. Божественная природа не является чем-то отдельным и оторванным от материального мира; напротив, она имманентна, неотделима от всего живого. Антропоморфная, персонифицированная символизация Бога, принятая в большинстве религий, совершенно чужда Спинозе. Таким образом, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое наиболее полное выражение в единой доктрине.
Философия Джордано Бруно
Мыслитель и поэт, последователь Кущинского и Коперника, итальянский философ XVI века Джордано Бруно был истинным пантеистом. Он считал все живые существа на Земле одухотворенными, наделенными искрой божественного руководства. По его словам, Бог содержится во всех без исключения частях мира — великих и малых, невидимых. Вся природа вместе с человеком представляет собой единый целостный живой организм.
Пытаясь обеспечить идеологическую основу для учения Коперника, он выдвинул теорию о существовании множества миров и Вселенной без границ.
Пантеизм Джордано Бруно, итальянского мыслителя XVI века, впоследствии стал классической концепцией эпохи Возрождения.
Как называется вера во Вселенную?
Пантеизм — это система верований тех, кто утверждает, что во всей Вселенной Он — единственный и неповторимый Бог. Это мировоззрение и философская доктрина, утверждающая, что Вселенная целостна, природа и Бог — одно и то же. … Пантеизм — это философия или мировоззрение.
Известные сторонники идей пантеизма
Идея божественности природы нашла отражение в трудах многих философов и ученых. В частности, многие работы таких известных ученых, как Джордано Бруно, Николай Куза и Парацельс, были посвящены теоретическим изысканиям в этой области. Давайте рассмотрим их подробнее.
Джордано Бруно (1548 – 1600)
Существует распространенное заблуждение, что Джордано Бруно был казнен за проповедь гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и внес большой вклад в ее развитие. Однако в сохранившемся свидетельстве о смерти об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила Бруно к сожжению за его еретические взгляды, в частности за его пантеистические идеи.
Бруно был доминиканским монахом, который прожил свою жизнь в поисках ответов на вечные вопросы. Он не отрицал существование Бога, но со временем пришел к убеждению, что Бог и Вселенная едины. Вселенная бесконечна и непорочна в силу своей божественной сущности. Внутри него находятся постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и ее непрерывное движение.
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Николай Куза (настоящее имя Кребс) считается величайшим немецким мыслителем XV века. Он был церковным и политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму сумел стать кардиналом католической церкви и ближайшим советником Папы Пия II.
Большинство его работ были посвящены взаимоотношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался идеи, что Творец и Его творение едины. Один из самых известных тезисов Николая Кузы заключается в том, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс был немецким философом и врачом, которого считают одним из основателей современной науки. Он считал природу, все элементы и живые организмы сущностями божественного происхождения. Он также считал человека неотъемлемой частью этого существа и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет связь с природой.
Читайте также: Как Молитва Иисусова меняет жизнь человека
Истоки пантеизма в античной философии
Пантеизм является основополагающим элементом всех знаний о мире, природе и космосе в философии античности. Впервые она появляется в учениях мыслителей досократовского периода — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Религия греков в это время все еще характеризовалась убежденным политеизмом. Следовательно, ранний античный пантеизм представлял собой веру в некое одушевленное божественное начало, присущее всем материальным вещам, живым организмам и природным явлениям.
Пантеистическая философия достигла своего пика в учении стоиков. Согласно их учению, космос — это единый огненный организм. Стоический пантеизм объединяет и отождествляет все живое, включая человечество, с космосом. Последний является одновременно и Богом, и мировым государством. Следовательно, пантеизм также подразумевает изначальное равенство всех человеческих существ.
В римские времена философия пантеизма широко распространилась благодаря влиятельной позиции стоической и неоплатонистской школ.