- Что такое религиозный конфликт
- Понятия «религиозная толерантность» и «религиозная интолерантность»
- О миролюбии
- О нетерпимости религий
- Причины возникновения
- Наличие множества конфессий в стране
- Особенности государственного строения
- Дискриминация отдельных конфессий и групп
- Внешняя поддержка отдельных движений
- Вмешательство политики в религию
- Формы межконфессиональных конфликтов
- С традицией
- С другой религией
- С внутриконфессиональным компонентом
- С атеизмом
- Примеры конфликтов на религиозной почве
- В обществе России
- Никонианский раскол
- Гонения на религию в СССР
- “Ритуальное убийство”
- В современном мире
- Исламские страны
- Северная Ирландия
- Иран
- Палестина
- Африканские страны
- Индия и Пакистан
- Как предотвращают религиозные конфликты: начало 2021 года
- Религиозная толерантность: примеры из истории
- Религия и политика
- Пандемия и обострение религиозной ситуации
Что такое религиозный конфликт
Действия, направленные на причинение вреда — морального или материального — приверженцам чужих религиозных течений, нетерпимость к их доктринам и ритуалам называются религиозными столкновениями.
На протяжении тысячелетий в документированной истории человеческой цивилизации насильственные столкновения практиковались как между культами, изначально враждебными друг другу, так и — в форме «расколов» — между различными фракциями одной и той же религии.
Понятия «религиозная толерантность» и «религиозная интолерантность»
В религиозной сфере «толерантность» означает уважительное отношение к другим взглядам и позициям и готовность признать право на существование других религиозных убеждений. Соответственно, «нетерпимость» (нетерпимость, нетерпимость) проявляется в недружелюбном или враждебном отношении к взглядам других — отношении, которое порождает религиозные конфликты, в том числе вооруженные.
Определенные нюансы отличают понятия «толерантность» и «терпимость». Быть толерантным — значит не противостоять неприятным взглядам, идеям, обстоятельствам. В 1990-х годах русское слово «толерантность» было заменено английским термином «tolereration»; в настоящее время наблюдается тенденция заменять иностранное слово «толерантность» традиционным словом «терпимость» или использовать их как синонимы. Давайте использовать эти термины как взаимозаменяемые.
Чтобы прояснить суть религиозной толерантности, давайте начнем с религиозных учений: являются ли они толерантными? Отдельные цитаты из священных писаний могут подтвердить как миролюбие религии, так и ее нетерпимость к другим вероисповеданиям. Приведем следующие два примера из христианского и мусульманского учений.
О миролюбии
«Мир тебе, мир дому твоему, мир всему народу твоему» (христианство);
«Не сейте зла (не разрушайте) на земле после того, как она сделалась доброй» (Ислам).
О нетерпимости религий
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (христианство);
«И сражайтесь с ними, пока не останется искушение, а (вся) религия принадлежит Аллаху» (Ислам).
Нетерпимость можно увидеть во всех монотеистических религиях, претендующих на исключительность и монополию на истину. В иудаизме, например, Моисей сказал евреям: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать завет Мой, то будете Моими избранными среди всех народов». Более того, разные ветви одной религии отрицают истинность веры друг друга.
Проявления религиозной нетерпимости мы наблюдаем с древних времен: Римляне преследовали первых христиан, христиане преследовали язычников, мусульмане резали язычников и девиантов, буддисты преследовали синтоистов и так далее. Таким образом, потенциал для религиозного конфликта заложен с самого начала возникновения религий, которые в этих примерах выступали как фактор раскола в обществах. Именно этими правилами пользуются религиозные фанатики и экстремисты.
В России не было религиозных войн, но нетерпимость к другим религиям, спровоцированная властями, была очевидна, например, во время чрезвычайно жестоких погромов против евреев на рубеже 20-го века.
Причины возникновения
Определенные социально-исторические факторы приводят к религиозному противостоянию.
Наличие множества конфессий в стране
Если страну населяют приверженцы разных конфессий, она, как правило, обречена на религиозную конфронтацию. Это может произойти, даже если в стране нет дискриминационных законов, а права приверженцев одной конфессии нарушаются только с их точки зрения, а не в реальном контексте.
Ярким примером является Ливан, где существует около двадцати религиозных общин. В середине прошлого века существовало негласное соглашение о назначении людей на ключевые государственные должности на основании их вероисповедания. Христианин может стать президентом Ливана, мусульманин-суннит — премьер-министром, а мусульманин-шиит — главой парламента.
Все это казалось справедливым, но мусульмане ненавидели тот факт, что христианин был среди руководителей исламской страны. В результате Ливан уже много лет находится в состоянии гражданской войны, характеризующейся межрелигиозными столкновениями.
В России, где вместе живут представители всех мировых религий, многие «нехристиане» (согласно старому, дореволюционному определению, официально используемому для неверующих в Христа) опасаются, что православие станет де-факто государственной религией. Логично, что это привело бы к вспышке национализма в стране, где в общественном сознании православие ассоциируется исключительно с русским народом.
Особенности государственного строения
После обретения независимости новые государства создавались без учета исторической территории, на которой проживали люди одной веры. В бывших колониях приверженцы одной религии были разделены национальными границами или, наоборот, становились соэтничными с представителями других, иногда враждебных, конфессий. Например,
В Эфиопии длительная гражданская война между мусульманской провинцией Эритрея и основной христианской частью страны закончилась отделением Эритреи в 1993 году.
Дискриминация отдельных конфессий и групп
Часто религиозные кризисы провоцируются социально-экономической и политической дискриминацией определенных религиозных общин.
Например, в Англии в XVI веке начались репрессии против католиков, отказавшихся перейти в англиканство, во Франции — против протестантов, а в наше время шииты при Саддаме Хусейне дискриминировали большинство мусульманского населения Ирака.
Внешняя поддержка отдельных движений
Межрелигиозные конфронтации и межэтнические столкновения на сегрегированных территориях очень часто провоцируются государствами, претендующими на защиту нарушенных прав своих единоверцев.
Например, в 1980-х годах война между Ираном и Ираком официально описывалась как шиитско-суннитская.
В действительности война велась между элитами соседних государств за контроль над нефтяными бассейнами в Персидском заливе.
Вмешательство политики в религию
Борьба между двумя православными патриархатами в современной Украине является яркой иллюстрацией вмешательства политических интересов в вопросы религии. Противостояние между христианами восточного обряда, подкрепленное политическими претензиями России и Украины, стало поводом для борьбы между Московским и пока непризнанным Киевским патриархатом, то есть между исторически наиболее близкими религиозными структурами, а также верующими, придерживающимися единой религиозной доктрины.
Формы межконфессиональных конфликтов
Экспертное изучение типов религиозных конфликтов позволило классифицировать их с точки зрения причинно-следственной связи между средой, в которой они возникли, и причинами их возникновения.
С традицией
Иудаизм, христианство и ислам, три религии, имеющие общие корни, но изначально враждебные друг другу, возникли в одном географическом регионе (территория их возникновения — Ближний Восток). На протяжении веков они распространились по всей планете и сегодня практикуются в регионах, условия которых сильно отличаются от тех, в которых они зародились.
Это может объяснить как принятие Римом христианства от евреев, врагов Римской империи, так и разделение христианства на западное и восточное. Ислам также возник и распространился в районах, где доминировал иудаизм, а затем разделился на шиитское и суннитское течения в уже недавно завоеванных землях.
С другой религией
По определению, каждая религия считает себя истинной, а все остальные — ложными. Именно этот постулат, отраженный в мировоззрении миллионов простых верующих, и порождает межконфессиональные споры.
География столкновений с неверующими расширилась в последние десятилетия в связи с изменениями в глобальной социально-политической системе.
Например, в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического лагеря возникло ранее закрытое противостояние между исламом и христианством. Карабахская, осетино-ангушская и югославская войны, а также проблемы, с которыми сталкиваются славяне в постсоветской Центральной Азии, свидетельствуют о сохраняющихся противоречиях, которые были подогреты распадом Советского Союза, где вновь укоренился исламский фундаментализм.
Возникновение еврейского государства вызвало конфронтацию неизвестной интенсивности между иудаизмом и исламом; в африканском Судане власти открыто поощряют обращение местных протестантов в ислам.
В буддийской Мьянме в 21 веке мусульмане из племени рохинья подвергались преследованиям со стороны вооруженных сил и полиции, а христиане из небольшого племени карен обращались в буддизм под угрозой смерти.
С внутриконфессиональным компонентом
Ересь, внутрирелигиозная составляющая межрелигиозных столкновений, вызвана присущим всему сущему стремлением к отрицанию единообразия. Именно поэтому даже самые влиятельные религии разделились: мусульмане разделились на суннитов и шиитов, христиане — на православных, католиков и протестантов, буддисты — на хинаяну, махаяну и ламаизм.
С атеизмом
Борьба агрессивного атеизма против религии основана на его отрицании Бога как творца и высшего разума, создавая исключительно светскую культуру, не принимающую религиозную духовность.
Ярким примером являются атеистические государства социалистического блока во главе с СССР. Но этот тип противостояния может также включать противостояние между религией и процессами секуляризации.
Расстрел в 2015 году исламистским фанатиком журналистов французского издания Charly и акции в поддержку этого журнала показали, что происходит столкновение не христианства и исламизма, а светского и псевдорелигиозного экстремизма.
Примеры конфликтов на религиозной почве
Мужчина проявляет свои качества воина, когда защищает свои духовные убеждения, а не хватается за оружие, чтобы защитить некие абстрактные «интересы государства». Возможно, именно по этой причине религиозные и идеологические столкновения более жестоки, чем войны по политическим и экономическим причинам.
Примеры религиозных конфликтов в обществе настолько разнообразны, что можно подумать, что они были в самом центре мировой истории, пока их не заменили конфликты на идеологической почве. Однако такие столкновения строятся на одном и том же фундаменте — неприятии некоторых фундаментальных концепций бытия определенных социальных групп.
В обществе России
В России, законодательство которой запрещает любые ограничения религиозных прав граждан, зарегистрировано более 20 000 религиозных организаций и около 70 религиозных движений.
Хотя Россия никогда не знала полномасштабных религиозных войн, в ней всегда происходили столкновения на почве религиозных убеждений — от преследования старообрядцев до установления атеистического режима и действий против некоторых протестантских общин.
Никонианский раскол
В 15 веке ритуальные изменения привели к расколу в Русской православной церкви, который наблюдается и по сей день.
Церковные книги и обряды должны были быть приведены в соответствие с византийскими канонами богослужения. Это было продиктовано тем, что русское государство хотело утвердиться в качестве «Третьего Рима», а для этого ему нужна была поддержка Константинопольского патриарха.
Патриарх Никон, в народе известный как Никита Минин (1605-1681), получив полное доверие царя Алексея Михайловича, стал патриархом в 1652 году и начал подготовку к переустройству церковной жизни.
Раскол начался уже в следующем году, когда изменения в привычных литургических обрядах вызвали недовольство народа, который, в частности, не хотел креститься тремя пальцами, которые, будучи сложенными вместе, давали соответствующий «кулак», тем самым оскорбляя Бога.
Помимо замены крещения тремя пальцами, было постановлено, что люди должны писать «Иисус» вместо «Иисус», и что во время литургии люди должны кланяться до пояса, а не «до земли».
Процессия должна была проходить против солнца, а «Аллилуия» произносилась трижды, а не дважды.
Результатом стало массовое бегство православных христиан, не желавших принимать «никонианство», в Сибирь, где они устраивали скиты, в которых часто сжигали целые общины, чтобы предотвратить их насильственное обращение в «новую веру». Многие старообрядцы также переехали на запад, в Великое княжество Литовское, на исторических землях которого старообрядческие общины живут и сегодня.
Гонения на религию в СССР
После захвата власти большевиками в России начались репрессии против священников и простых верующих.
Хотя формально церковь была отделена от государства, на практике власти постоянно вмешивались в религиозную деятельность, часто физически уничтожая священников и верующих, которые отказывались отречься от своей религии.
Столкнувшись с нежеланием граждан отказаться от своей религии, коммунистическое руководство, ведомое воинствующим атеизмом, в конце концов было вынуждено отказаться от массовых репрессий 1940-х годов, вернуть священников из лагерей, открыть церкви и не препятствовать возрождению подготовки священников.
“Ритуальное убийство”
В наше время одним из ярких примеров предвзятого отношения к приверженцам неправославных религий, особенно к протестантам-«пятидесятникам», со стороны государственных и религиозных организаций в Российской Федерации стала опубликованная в конце 1990-х годов новость о том, что «секта пятидесятников» в якутском городе Алдан совершила ритуальное убийство подростка Миши Дулова.
Российский атеистический истеблишмент обвинил пятидесятников в чуть ли не каннибализме, хотя, как выяснилось позже, «алданская группа», построившая скит в тайге за сотни километров от городов и деревень и называвшая себя «певцами», «странниками» и «пришельцами», не имела ни малейшего отношения к пятидесятникам.
Миша Дулов, чьи родители были членами группы, умер от переохлаждения, заблудившись в тайге, а не во время религиозного ритуала. Лидер группы Василий Пискун был заключен в тюрьму на 10 лет, а отцы и матери всех детей, проживавших в скиту, были лишены родительских прав.
В современном мире
Исламские страны
Исламский фундаментализм в современном мире объективно поставил мусульманскую религию не только против других культов, но и против всего человечества.
«Воины ислама» — Аль-Каида, ИГИЛ, Талибан — десятилетиями сеют религиозный и политический хаос в Ираке, Сирии, Алжире, Египте, Палестине, Индонезии, Филиппинах и многих других странах.
«Исламский порядок», сродни гитлеровскому «новому порядку», по мнению религиозных экстремистов, должен распространяться на все страны, где хотя бы раз ступала нога «правоверного». Агрессия исламских радикалов, объединенных в ИГИЛ, целью которой является организация исламского государства, в котором к власти должны прийти истинные мусульмане, выступающие за создание нового халифата в границах бывшего Османского халифата и, в идеале, во всем исламском мире.
Северная Ирландия
Религиозное противостояние в Северной Ирландии проистекает из исторического антагонизма между католиками и англиканами. Последние доминировали в политической жизни Ольстера на протяжении веков, хотя католики составляли здесь религиозное большинство. Борьба, с многотысячными жертвами, затухает, вооруженное сопротивление объявлено, но не практикуется только «настоящей» ИРА. Тем не менее, проблема не исчерпана, и могут появиться новые радикальные лидеры, способные повести за собой потомков знаменитых «фениев» во имя ирландского единства.
Иран
Исламская революция в Иране произошла на фоне обнищания населения в стране, богатой природными ресурсами и разграбленной приближенными к власти чиновниками. Непопулярная прозападная ориентация правительства шаха Пехлеви и репрессии против исламского духовенства 11 февраля 1979 года вызвали вооруженное восстание под руководством ортодоксального шиитского духовенства.
Готовясь к восстанию, духовенство во главе с имамом Хомейни, находившимся в то время в изгнании, использовало мечети для призывов к оппозиции властям, и возникшее массовое движение протеста вынудило шаха отправиться в изгнание. Через несколько дней в Тегеран из Парижа прибыл аятолла Хомейни.
Победа Исламской революции и установление власти мулл в Иране привело к созданию уникального образования на карте мира — Исламской Республики, в которой люди других религий открыто преследуются.
Палестина
Война в Палестине — самая широко освещаемая в СМИ религиозная война. Главный камень преткновения, Иерусалим, является священным символом как для мусульман и евреев, так и для христиан, борющихся за него. Вооруженные столкновения, сопровождаемые актами гражданского неповиновения, антифа, происходят в Палестине уже семь десятилетий.
Африканские страны
Войны за веру на африканском континенте стали поводом для межконфессиональной резни во многих странах.
В Судане уже несколько десятилетий идет гражданская война между поддерживаемой правительством мусульманской частью, составляющей 70 процентов населения, и оппозицией, против которой выступает относительно небольшое число язычников и христиан.
В Нигерии борьба за власть идет между политиками Севера, представленного мусульманами хауса и фульбе, и Юга, населенного христианами йоруба и игбо.
Индия и Пакистан
Война между индусами и исламистами в Индии и Пакистане была спровоцирована межконфессиональным разделением колониальной Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году.
Сегодня более 80 процентов населения Индии — индуисты, но, например, в штате Пенджаб большинство населения составляют сикхи, более половины населения Нагаленда — христиане, а две трети населения Джамму и Кашмира — мусульмане. Пакистан продолжает претендовать на государства с мусульманским населением.
Как предотвращают религиозные конфликты: начало 2021 года
Используются те же инструменты, что и в предыдущие века. Инициатива может исходить от правительства: Судан принял новую конституцию, гарантирующую свободу религии, и отказался признать ислам в качестве государственной религии. Объединенные Арабские Эмираты планируют в следующем году открыть храм трех авраамических религий — ислама, христианства и иудаизма.
Храм всех религий строится в Казани с 1994 года и в настоящее время включает в себя православную церковь, мусульманскую мечеть, еврейскую синагогу и пагоду. Всего запланированы элементы для 16 религий — прим. ред.
Верующие делают шаги навстречу друг другу. В Камеруне мусульмане и христиане создали «группы дружинников» для защиты от нападений экстремистов на мечети и церкви. В Нигерии было организовано совместное патрулирование. В Ираке мусульманские добровольцы восстанавливают церкви и дома христиан, призывая их вернуться домой.
После сообщений о преследовании христиан на Ближнем Востоке христианские благотворительные организации резко активизировали свои усилия по оказанию помощи пострадавшим. Религиозная терпимость может возобладать.
Религиозная толерантность: примеры из истории
Поиск точек соприкосновения и контактов между различными религиями был непрерывной деятельностью на протяжении всей истории человечества. Примеры из разных исторических периодов показывают, как можно добиться успеха. Во время правления царя Ашоки в Индии (III век до н.э.) для предотвращения религиозного диссонанса был создан механизм разрешения межрелигиозных споров, когда представители многих религиозных групп садились за стол переговоров.
В Исламском государстве с центром в Медине, основанном пророком Мухаммедом в седьмом веке, «Люди Книги», в число которых входили христиане, иудеи и зороастрийцы, могли свободно исповедовать свои религии и подчинялись своим собственным религиозным законам и лидерам во внутренних делах. Обращение в ислам было вопросом выбора.
В Китае времен династии Сун (10-13 века) проповедовалась политика «единства трех верований». — Буддизм, даосизм, конфуцианство.
Монголы, завоевавшие большую часть Евразии в XIII веке, были терпимы к религиям, преобладающим на завоеванных территориях.
В империи Великих Моголов (Индия) в конце XVI — начале XVII веков император Акбар поощрял ученых из индуизма, ислама, буддизма, зороастризма, иудаизма и христианства к установлению регулярных контактов и проведению дискуссий на религиозные и духовные темы. Собрания ученых, на которых присутствовал император Акбар, продолжались не менее четырех лет.
Япония при сёгунате пыталась регулировать отношения между религиозными группами, относящимися к буддистам, синтоистам и христианам, на основе контактов между ними.
В Османской империи деятельность немусульманских религиозных общин была разрешена; государство и мусульмане терпимо относились к религиозным ценностям немусульман — это обеспечивало мирное сосуществование представителей разных религий в Османском государстве.
Практика совместной молитвы во время кризиса существовала повсеместно; иногда представители разных религий молились в культовых зданиях. Например, было отмечено, что во время войны в Персидском заливе в 1990-х годах мусульмане, христиане и иудеи молились в разных местах, стоя вместе перед Богом и вместе молясь о мире.
Таким образом, диалог всегда был основным инструментом в решении межрелигиозных проблем; инициатива совместных действий может исходить как от правителей, так и от самих верующих.
Религия и политика
Религиозные конфликты не возникают на пустом месте, и их причины часто лежат в экономической, политической или социальной сфере; конфликты политизированы, предполагают социальное или политическое противостояние. Религиозные мотивы могут быть использованы политиками для достижения своих целей. Примерами могут служить крестовые походы или Тридцатилетняя война в Европе в XVII веке, которая началась как конфликт между католиками и протестантами.
В наше время религия и политика часто объединяются, работают вместе. Согласно исламу, государство неотделимо от религии. Религиозный фактор активно эксплуатируется запрещенной в России организацией «Исламское государство», хотя в основе создания этого движения лежали политические интересы, а не приверженность доктринам традиционного ислама.
Примером слияния христианства и политики является движение «теология освобождения», возникшее в Латинской Америке в 1970-1980-х гг. Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа) призывали верующих участвовать в политической борьбе, поскольку политика и вера должны быть едины.
Современное время дало нам множество примеров религиозных столкновений, основанных на политических мотивах: война в Сирии началась как конфликт между различными направлениями ислама: суннитами, с одной стороны, и лагерями алавитов и шиитов — с другой; однако ее главной причиной стала борьба за власть.
В 21 веке межконфессиональные конфликты не ушли в прошлое, они продолжаются и набирают силу. Религиозный фактор по-прежнему играет важную роль на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, в котором политические вопросы переплетаются с религиозными взглядами евреев и арабов относительно принадлежности Иудеи и Галилеи и статуса Иерусалима, длится уже более полувека. Конфликты между язычниками, христианами и мусульманами в самой большой стране Африки, Нигерии, не утихают. Страна Буркина-Фасо стала одним из самых взрывоопасных мест в мире, где группы радикальных исламистов нападают на местные племена. В Судане мусульмане, христиане и язычники воюют друг с другом. В Уганде христианские террористические группы посеяли хаос.
В Южной и Юго-Восточной Азии противостояние между религиями продолжается годами, приводя к кровопролитию: в Индии — индуизм, христианство и ислам, в Индонезии — христиане и мусульмане. В Шри-Ланке с 1983 года происходят столкновения между сингалами (буддистами) и тамилами (индуистами) с кратковременными перемириями.
В Европе внутрирелигиозные споры в Украине стали «черным лебедем». В Беларуси возник конфликт между протестантами и православной церковью.
Исламофобия, то есть страх перед исламом, распространяется в Западной Европе, заставляя представителФей разных религий сторониться друг друга или открыто проявлять свою враждебность. Антисемитизм ухудшается: по данным ОБСЕ и Яд Вашем, музея Холокоста в Иерусалиме, в некоторых странах участились случаи нападения на еврейские школы, а еврейские ученики все чаще подвергаются оскорблениям и нападениям в классе или вне школы.
Читайте также: Рецепты монастырской кухни: меню на каждый день, питание в монастырях, церковная еда Православный клуб
Пандемия и обострение религиозной ситуации
Борьба с глобальной пандемией, к сожалению, не сплотила нации и государства, а, напротив, вызвала новые обострения, в том числе и в религиозной сфере. Дремлющие ячейки радикальных исламских группировок оживились: члены африканской группировки «Боко Харам» воспользовались тем, что мир озабочен борьбой с болезнью, и начали кровавые атаки сразу на несколько стран: Чад, Мали, Нигер, Мавритания и Буркина-Фасо. Радикальные исламистские группировки возобновили атаки в Сирии и Ираке. Пандемия дала новые предлоги для нападений: в Сомали исламисты обвинили христиан в распространении коронавируса и жестоко расправились с ними; в Индии, напротив, в распространении вируса обвинили мусульман, что привело к нападениям на последователей ислама. Мусульмане в Мьянме также получали угрозы по той же причине.
Преследования христиан по всему миру стали более жестокими. Open Doors (христианская правозащитная организация) сообщает, что в 2021 году число христиан, убитых за веру, увеличилось на 60% по сравнению с 2020 годом, причем большинство из них (4 761) приняли мученическую смерть в африканских странах. Участились нападения израильских экстремистов на христианские церкви в Иерусалиме.
В странах ближнего зарубежья имели место отдельные случаи конфессионального противостояния: в январе этого года в селе Букнари в Грузии произошел конфликт между представителями христианской и мусульманской общин из-за решения мусульман устроить молельню в частном доме — для разрешения конфликта были привлечены правоохранительные органы. Во время обострения армяно-азербайджанского конфликта случаи разрушения религиозных святынь вызвали большие волнения, повлияв на чувство национальной идентичности.