Миссионерская деятельность: особенности и принципы работы, наличие запретов

Религии

Что такое миссионерство?

Само слово происходит от латинского mission, что означает «поручение» или «послание». В традиционном понимании миссионер — это человек, который хочет донести свою религию до неверующих. Различают два типа посланников: те, кто работает исключительно в пределах своей страны, и те, кто пытается добиться успеха за ее пределами.

Следует отметить, что миссионерская деятельность считается обычной нормой для большинства мировых религий. Однако лучше всего она развита в христианстве, исламе и буддизме.

Закон о миссионерской деятельности

Президент России Владимир Путин в июле 2021 года подписал пакет антитеррористических законопроектов, внесенных в Госдуму депутатами Ириной Яровой и Виктором Озеровым. Среди них — «Закон о миссионерской деятельности».

Суть и содержание

Документ, известный как «Закон Яровой о миссионерской деятельности», представляет собой поправки к федеральному закону «О противодействии терроризму». Согласно новой редакции, понятие миссионерской деятельности распространяется только на религиозные организации, но не на частных лиц, проповедующих исключительно от своего имени.

Такая деятельность, как приглашение в общины и распространение религиозной литературы, считается миссионерской, если она осуществляется от имени церкви. Оно должно осуществляться в соответствии с требованиями закона.

Ограничения и запреты

Миссия может беспрепятственно осуществляться только в помещениях, принадлежащих или арендуемых общиной. В договоре должно быть указано, что помещение арендуется для религиозной деятельности в соответствии с уставом организации. В то же время запрещается перевод имущества в нежилой фонд для последующего использования его религиозной организацией.

Запрещается проводить собрания, совершать ритуалы и изучать священные книги в квартирах и частных домах, если на этих мероприятиях присутствуют неверующие. Только священнослужители могут проповедовать вне культовых сооружений, в средствах массовой информации и в интернете. Другие члены религиозных общин должны иметь письменное разрешение от своей церкви.

Все распространяемые материалы, включая литературу, видео- и аудиозаписи и даже издания Священного Писания, должны содержать ссылку на полное название распространяющей их организации.

Религиозные объединения в Российской Федерации несут полную ответственность за действия своих проповедников. В случае незаконных действий со стороны лица, уполномоченного церковью, ответственность лежит на всей организации.

Соответствующая статья закона распространяется на иностранцев. Иностранец имеет право проповедовать и проводить обряды только при наличии официального приглашения и трудового договора. В противном случае иностранцы могут участвовать в религиозных церемониях, но не могут руководить ими.

Ответственность и наказания

За отсутствие полного названия на распространяемых материалах религиозная организация должна будет заплатить штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Иностранцы за проповедь без соответствующего разрешения могут быть высланы из России.

Для нарушителей предусмотрены следующие меры наказания:

  • От 5 до 50 тысяч — физические лица;
  • От 100 тысяч до 1 миллиона — для организаций;
  • От 30 до 50 тысяч рублей — для иностранцев.

Депутат Ирина Яровая, защищая свой законопроект, ссылалась на бесконтрольную пропаганду ислама и столь же бесконтрольные действия проповедников различных сект, называющих себя христианами.

ярский закон о миссионерской деятельности

Объекты

Федеральный закон № 374, который вносит изменения в Федеральный закон № 35 «О противодействии терроризму», определяет места, где разрешена миссионерская деятельность. К ним относятся:

  1. Культовые здания.
  2. Здания/помещения, принадлежащие или арендуемые религиозными объединениями. В последнем случае в договоре должно быть положение о том, что территория используется для уставной деятельности.
  3. Участки земли, находящиеся в собственности или аренде религиозных объединений.
  4. Крематории и кладбища.

Закон о миссионерской деятельности

Таким образом, если в договоре аренды указано, что ассоциация осуществляет свою деятельность в соответствии со своим уставом, проблем с законом не возникнет. Однако в любом случае деятельность, осуществляемая в помещении, здании или сооружении, не должна нарушать интересы и права других лиц.

Христианство

Раннее христианство было особенно активно во всех миссионерских вопросах. Инструментом обращения людей в религию было крещение, которое могло проводиться как индивидуально, так и массово. Человек, прошедший этот обряд, считался очищенным от грехов и становился полноправным членом церкви.

Обряд крещения

Когда эта религия стала государственной, миссионерская деятельность в христианстве становилась все более жестокой. Люди были вынуждены принять новую веру, чтобы прокормиться или избежать пыток, но они не следовали христианским обычаям и тайно или даже открыто продолжали исповедовать другие религии. К таким новообращенным не относились как к полноправным христианам и ограничивали их права во всех отношениях.

Миссионерство — форма империализма?

Бывший миссионер Кейтлин Лоури написала сообщение в Facebook через несколько дней после смерти Джона Чо: «Я сам был миссионером. Я думал, что выполняю работу Бога. Но, честно говоря, я делал то, что питало мое самодовольство».

По ее словам, то, что она делала, было не чем иным, как демонстрацией превосходства белой расы и колониализм

Марк Плоткин — ботаник, соучредитель и глава Amazon Conservation Group (ACT), которая работает с колумбийским правительством над защитой изолированных племен.

«Я 30 лет работал в джунглях Амазонки и видел два типа миссионеров, — говорит он. — Он сказал Би-би-си. — Одни хотят подготовить племена к жизни во внешнем мире, другие — спасти любое количество душ во имя Иисуса».

Он сказал, что, хотя миссионеры искренне верят, что делают мир лучше, на самом деле их работа может нанести большой вред.

«Вытаскивание людей из джунглей, не имевших ранее контактов с кем-либо из внешнего мира, «для их же блага» не всегда идет им на пользу», — сказал он. — Он сказал Би-би-си.

Он напомнил о народе Акурио из Суринама, который посетили миссионеры в 1969 году. В течение следующих двух лет, говорит Плоткин, от 40 до 50 процентов Акурио умерли от респираторных заболеваний и, как подозревает активист, от стресса и культурного шока.

«Это был первый раз, когда они увидели людей в одежде, и эти люди делали им уколы». — Плоткин говорит.

«Никто не должен играть в Бога». — Он добавляет.

Марк Плоткин с амазонским племенем

Марк Плоткин с представителями амазонского племени

Некоторые страны довольно настороженно относятся к миссионерской деятельности.

В Непале прозелитизм карается законом. В августе этого года, по сообщениям СМИ, были приняты поправки, согласно которым иностранным проповедникам грозит до пяти лет лишения свободы с последующей депортацией.

Исторически, говорит профессор Престон, многие, хотя и не все, протестантские миссионеры в США начинали с амбивалентного отношения к империализму.

«Они понимали, что являются частью жесткой американской экспансии; они не могли избежать этого». — отмечает Престон.

Из-за этих отношений некоторые миссионеры начали активно поддерживать местную самобытность и националистические устремления — даже если это противоречило целям США.

«Было также много тех, кто верил в американскую исключительность. Но многие из них хотели улучшить мир на христианских, а не американских принципах», — отмечает профессор.

Аллен согласен с тем, что эти взаимосвязи могут затруднять работу, и что он возмущается, когда видит проявления колониализма в миссионерах или даже бизнесменах.

«Но иногда, как бы мы ни старались, местные жители начинают относиться к нам слишком снисходительно». — говорит он, объясняя, что миссионеры стараются строить искренние отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.

«Я не настолько наивен, чтобы думать, что однажды я сам превращусь в камею, но наша команда пытается устранить любой колониализм и заменить его дружбой, основанной на взаимозависимости». — Аллен подчеркивает.

Положение дел в России

Миссионерская работа в России имела важную цель — укрепление государства. В нем славяне и нерусские (коми, татары) принимали веру в Христа, иногда под принуждением. Также шла борьба против старой веры, неверия, распущенности и бунтарства, было построено большое количество монастырей.

Между 14 и 19 веками христианство распространилось в Поволжье, Сибири, на Кавказе и в Казани. Были миссионеры, которые действовали в одиночку, как, например, епископ Стефан Пермский, но чаще люди, стремившиеся популяризировать христианство, объединялись в братства и общества.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви вышла далеко за пределы одной страны. Разрозненные организации управлялись синодом, который проводил регулярные конгрессы.

Миссионерская работа практически прекратилась после установления советской власти в России, так как осталась без государственного финансирования. Однако в конце 20 века, когда было разрешено открывать церкви, монастыри и богословские школы, деятельность возобновилась с новой силой. Сегодня представители Церкви участвуют во многих государственных мероприятиях, издают собственные книги и фильмы, работают теле- и радиоканалы и веб-сайты. Регулярно проводятся выставки, конференции и шествия, укрепляющие позиции христианства.

Российский закон о миссионерской деятельности не запрещает различным религиозным объединениям распространять информацию о своей вере в собственных зданиях, местах паломничества и на кладбищах. Однако собрания, направленные на привлечение новых верующих, не должны проходить на земле, принадлежащей другим религиозным организациям.

Порядок проведения мероприятий регулируется тем же Законом «О миссионерской деятельности Российской Федерации». Поэтому его может проводить руководитель или духовное лицо организации. Во всех остальных случаях миссионер должен иметь разрешение, выданное властями, и, если он является иностранцем или вообще не имеет гражданства, его деятельность территориально ограничена субъектом Российской Федерации, где он получил письменное разрешение.

Цели и деятельность организации не должны носить экстремистский или террористический характер, нарушать общественную безопасность, разрушать семьи, нарушать права человека, наносить ущерб общественной морали, подстрекать к самоубийству или преступным действиям, принуждать к отказу от собственности, препятствовать образованию и медицинскому обслуживанию или ставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Несоблюдение правил наказуемо.

Первые миссионеры

Библия уверяет нас, что первыми миссионерами были апостолы Иисуса Христа. Именно они создали учение, которое впоследствии стало целой религией — христианством. Самый известный из них — апостол Петр. По преданию, он нес благую весть в Самарию, Кесарию, Вавилон и Рим.

Практически везде, куда бы он ни пошел, начали образовываться христианские церкви. Некоторые даже приписывают ему основание первой римской церкви. Историки, однако, опровергают это утверждение, поскольку в существующих хрониках нет никаких упоминаний об этом. Кроме того, историки убеждены, что Петр является автором Евангелия от Марка.

Кто такие миссионеры и чем они занимаются?

Русская Православная Церковь

Документ был одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 года (письмо № 152).

Миссия — провозглашение Евангелия с целью обращения людей ко Христу — является неотъемлемой частью служения Святой Католической и Апостольской Церкви, пастырями и чадами которой заповедал Господь Иисус: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Мк. 16:15). Церковь называется апостольской не только потому, что она основана на апостолах (Еф. 2:20), но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается и по сей день. Свидетельствовать о вере вне церковной ограды — одна из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19-20).

Цель православной миссии — привести людей к вере Христовой, познакомить их с православным образом жизни, дать им опыт общения с Богом и вовлечь их в сакраментальную жизнь евхаристической общины.

Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях

Общецерковный уровень

На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи отдела входят:

  1. исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;
  2. разработка общецерковных миссионерских программ и координация их реализации;
  3. подготовка методических материалов по конкретным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
  4. содействовать епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских лагерей, направлять на служение в них духовных миссионеров и учащихся духовных школ по согласованию с епархиальными прелатами и Учебной комиссией
  5. мониторинг и анализ деятельности сектантских и раскольнических образований на канонической территории Московского Патриархата; публикация соответствующих миссионерских материалов;
  6. в сотрудничестве с Учебным комитетом обучать миссионерский персонал Русской Православной Церкви в духовных школах и организовывать регулярные семинары для преподавателей миссиологии;
  7. Создать методы и учебные пособия для обучения на епархиальном, приходском и деканальном уровнях для подготовки активных мирян к миссионерскому служению;
  8. Издание миссионерской литературы;
  9. Обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других деноминаций;
  10. Организация и проведение общецерковных миссионерских конгрессов, конференций и семинаров;
  11. Организация общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
  12. в сотрудничестве с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества поддерживать миссионерскую работу Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;
  13. в сотрудничестве с Синодальным информационным отделом сотрудничать со средствами массовой информации, предоставляя им материалы миссионерского значения, и организовывать программы с участием духовенства и миссионеров;
  14. совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей помогают монастырям в организации их миссионерской деятельности;
  15. наблюдать за исполнением решений Поместных и Епископских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерской деятельности.

Епархиальный уровень

Общее руководство миссионерской работой принадлежит епархиальному епископу. Для организации соответствующей работы в епархии он имеет специализированный епархиальный отдел или, если это невозможно, специализированный ответственный епархиальный персонал, который в своей работе руководствуется общецерковными правилами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

Заработная плата сотрудников, организационные расходы, программы и деятельность епархиального профильного отдела покрываются из епархиального бюджета и собранных средств.

Задачами епархиального профильного отдела (епархиального ответственного лица) являются:

  1. координировать всю миссионерскую работу в епархии в сотрудничестве с Синодальным миссионерским отделом;
  2. распространять учебные и информационные материалы, подготовленные или утвержденные Синодальным миссионерским отделом и предназначенные для обучения различным видам миссионерской работы;
  3. определить направления и приоритеты миссионерской деятельности деканатов и приходов;
  4. по представлению благочинных — определить степень участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;
  5. проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также тренингов для приходских миссионеров;
  6. размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах города и в общественных местах;
  7. Проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в общественных объединениях;
  8. Создание регулярно обновляемого веб-сайта Департамента;
  9. Создать базу данных раскольнических и сектантских образований, действующих в епархии, и своевременно отслеживать их деятельность;
  10. Способствовать укреплению материальной базы епархиальных, деканатских, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и собранных средств;
  11. Ходатайствовать перед епархиальным епископом о поощрении тех, кто занимается активной миссионерской деятельностью;
  12. проводить епархиальные целевые финансовые сборы на миссионерскую деятельность;
  13. Вовлечение студентов духовных школ в миссионерскую деятельность;
  14. Координация миссионерской работы конфедераций и ассоциаций, действующих в епархии.

Уровень прихода

На уровне прихода приходской директор отвечает за общую организацию, координацию и контроль миссионерской работы. Непосредственное проведение этой работы должно быть обязанностью прихожанина, работающего полный рабочий день. Ответственный за миссионерскую работу в приходе назначается и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению диакона по согласованию с председателем Миссионерского отдела епархии. Лицо, ответственное за миссионерскую работу в приходе, должно быть включено в штат одного из входящих в него приходов с окладом в соответствии со штатным расписанием. Ответственный за миссионерскую работу в епархии отчитывается перед деканом и согласовывает свою деятельность с руководителем соответствующего епархиального отдела (соответствующим епархиальным ответственным). Благочинный отвечает за сбор средств на профильные программы и мероприятия прихода.

В обязанности иподиакона, отвечающего за миссионерскую работу в приходе, входит:

  1. Изучение миссионерского поля прихода, выработка основных направлений миссионерского служения;
  2. Содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе;
  3. Планировать, координировать и контролировать миссионерскую деятельность прихода;
  4. Изучение и анализ приходских отчетов как отражение миссионерской деятельности;
  5. Подготовить отчет о миссионерской работе в приходе, который утверждается деканом и направляется правящему епископу;
  6. Регулярное обучение, особенно на епархиальных курсах повышения квалификации.

Уровень прихода

На уровне прихода настоятель отвечает за общую организацию, координацию и контроль миссионерской работы. Непосредственное выполнение этой работы должно быть возложено на приходского миссионера, работающего полный рабочий день, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь такую штатную должность принимается настоятелем по представленной им форме с последующим докладом епархиальному епископу. Такое решение может быть принято в отношении небольших приходов, особенно тех, которые находятся в сельской местности и небольших городах.

Приходской миссионер назначается и увольняется настоятелем, числится в штате прихода с оплатой труда согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и координирует свою деятельность с председателем епархиального отдела (епархиальным ответственным) и с лицом, ответственным за миссионерскую работу в приходе.

Приходской миссионер:

  1. формирует группу прихожан, способных к миссионерской работе, и организует их обучение основам православной веры и миссионерским методам;
  2. При поддержке настоятеля прихода заботится о финансовом обеспечении приходских миссионерских инициатив;
  3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у ректора и направляет лицу, ответственному за миссионерскую работу в приходе;
  4. регулярно повышает свою квалификацию, в частности, на епархиальных курсах повышения квалификации.

Приходской миссионер обязан знать основы православной веры и уметь «дать ответ всякому вопрошающему» (1 Петра 3:15).

В рамках приходской миссионерской работы могут осуществляться следующие виды деятельности:

  1. Проведение просветительских бесед с людьми, приходящими в храм;
  2. Консультирующие работники в храме, имеющие регулярный контакт с прихожанами — дежурные миряне;
  3. Миссионерская деятельность в образовательных, молодежных, социальных, культурных и других подобных учреждениях на территории прихода;
  4. Мониторинг раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности в границах прихода с целью противодействия ей и защиты людей от ее пагубного влияния;
  5. Привлечение мирян к активной работе в Церкви через конкретные миссионерские задачи, включая участие в миссионерских поездках, работу по подготовке желающих креститься, дежурство в церкви, участие в интернет-дискуссиях, теле- и радиопередачах;
  6. распространение среди невоцерковленных людей просветительских листовок, литературы и фильмов духовно-просветительского содержания;
  7. сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями для реализации совместных проектов в миссионерских целях.

Миссионерские объединения

Миссионерские ассоциации (движения, братства, сестричества или центры) — это объединения духовенства и мирян одной или нескольких епархий, созданные для участия и поддержки миссионерского служения Церкви. В своей деятельности они призваны руководствоваться устроениями священства.

Устав миссионерского объединения и его руководитель утверждаются Председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями епархий, в которых будет действовать объединение. В случаях, когда ассоциация призвана действовать в одной епархии, устав и глава ассоциации утверждаются епархиальным епископом.

Миссионерские общества должны представлять ежегодный отчет о своей деятельности епархиальным архиереям и президенту Синодального миссионерского отдела. Деятельность, осуществляемая миссионерскими обществами в пределах епархии, должна проводиться по согласованию с епархиальным епископом.

***

Задача провозглашения учения Господа Иисуса Христа, которая является одной из самых важных в служении Церкви, остается неизменной на все времена, как неизменен иподиакон нашего спасения, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Поэтому не только рядовые сотрудники миссионерских структур, но и все православные христиане призваны участвовать в этом богоугодном деле, помня слова Писания: Бог «желает, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4).

Субъекты

Закон определяет круг лиц, которые могут осуществлять миссионерскую деятельность без ограничений, включая изучение религиозной литературы, приглашения в церкви и т.д. вне культовых зданий, арендованных или принадлежащих им помещений. К таким организациям относятся:

  1. Руководители церкви, деноминационного объединения или группы.
  2. Служители (дьяконы, пасторы).
  3. Член церковного совета.
  4. Другие сотрудники церкви.

В этом случае указанные граждане обязаны иметь при себе справку установленной формы, выданную религиозным объединением (организацией), подтверждающую их статус.

Читайте также: Фимиам: определение благовония, как кадить ладан, применение, состав и значение

Индуизм

В индуизме практически нет миссионерской работы. Дело в том, что в этой религии большое значение придается кастам, принадлежность к которым определяется рождением, и поэтому иностранцы не могут стать индусами. Однако не все следуют таким строгим правилам. Представители некоторых фракций в религии приветствуют новых последователей и поощряют миссионерскую деятельность в своих рядах. Таков гаудия-вайшнавизм, в котором Вишну поклоняются как верховному Богу.

Таким образом, в разные времена миссионерская работа служила разным целям. Люди не всегда занимались этим ради спасения заблудших душ; иногда это служило прикрытием жажды завоевания новых земель и богатства, а жители колонизированных районов просто вынуждены были принимать чуждую им веру.

Сегодня миссионерская деятельность преследует более благородные цели. Однако не все религии очень позитивно относятся к привлечению последователей. Однако большинство из них приветствуют новых членов и прилагают все усилия для умножения своих стад.

 

Оцените статью
Блог про религии мира