- Первый Вселенский собор
- Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?
- О соборах и святых апостолах
- Святые отцы
- Второй Вселенский собор
- Признание соборов церковью
- Третий Вселенский собор
- История события
- Предпосылки и причины проведения
- Место проведения и участники
- Структура собора
- Основные положения
- Решаемые вопросы
- Признаки Вселенского собора
- Четвертый Вселенский собор
- Чем отличались между собой Вселенские Соборы?
- Разбойничьи
- Пятый Вселенский собор
- Несколько слов из истории
- Подготовка Всеправославных соборов
- Шестой Вселенский собор
- Седьмой Вселенский собор
- Иерусалимский
Первый Вселенский собор
Первый Вселенский Собор. Император Константин, Александр Патриарх Александрийский, Сильвестр Папа Римский, Митрофан Патриарх Константинопольский, Евстафий Патриарх Константинопольский.
Собор состоялся в Никее в 325 году. Она была созвана против ереси Ария, который считал Христа высшим творением Бога.
Ключевые решения совета:
- Арианство было осуждено;
- Был утвержден догмат о равенстве Сына с Отцом и Его вечном рождении;
- Был составлен Никейский Символ веры;
- Был установлен Никейский Символ веры.
Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?
Сегодня преобладает мнение, что эпоха экуменических соборов не имеет догматического основания. Деятельность соборов, в том числе экуменических, является формой самоуправления и самоорганизации Церкви.
Обратите внимание, что экуменические соборы созывались по мере необходимости для принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» (Мф. 28:20), и нигде не сказано, что на протяжении этого периода экуменическая Церковь не будет сталкиваться с новыми и возникающими трудностями, решение которых требует представительства всех поместных Церквей. Поскольку право действовать по принципам конкилиаризма было дано Церкви Богом, и никто, как известно, не отнимал у нее этого права, следовательно, нет никаких оснований для того, чтобы Седьмой Вселенский Собор априори был назван последним.
В традиции греческих церквей с византийских времен существует общее мнение, что было восемь вселенских соборов, а собор 879 года, проведенный святым Фотием Константинопольским, считается последним. Восьмой вселенский собор был созван, например, святым Николаем Кавассильским (PG 149, col. 679), святым Симеоном Фессалоникийским (PG 155, col. 97), позже святым Досифеем Иерусалимским (в его томе 1705 года) и другими. Это означает, что, по мнению ряда святых, Восьмой Вселенский Собор не только возможен, но уже состоялся. (Священник Георгий Максимов)
Обычно мнение о том, что Восьмой Вселенский Собор невозможен, связано с двумя «основными» причинами:
- С упоминанием в Книге Соломона о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, выковала семь столбов его, наколола жертву, растворила вино и приготовила пир в доме своем; послала слуг своих возвестить с высоты города: ‘Кто глуп, пусть обратится сюда!’ А глупым она сказала: «Придите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте глупость и живите, и ходите путем разума» (Притчи 9:1-6).
- Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских соборов, это пророчество, конечно, с оговорками, может быть применено к соборам. Однако в строгом смысле семь столпов означают не семь экуменических соборов, а семь таинств Церкви. Иначе нам пришлось бы признать, что до седьмого Вселенского собора Церковь не имела устойчивого основания, что это была хромая Церковь: сначала ей не хватало семи, потом шести, потом пяти, четырех, трех, двух столпов. В конечном счете, она прочно утвердилась лишь в восьмом веке. И это несмотря на то, что именно ранняя Церковь прославилась множеством святых исповедников, мучеников, учителей…..
Тем, что римский католицизм отпал от экуменического православия.
Поскольку экуменическая Церковь разделена на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, созыв собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, к сожалению, невозможен.
На самом деле, согласно Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подвергалась разделению на две части. Ибо, по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если какое-либо царство или дом разделится внутри себя, то «царство сие» (Мк.3,24) или «дом сей» (Мк.3,25) не устоит. Церковь Божья стояла, стоит и будет стоять, «и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Следовательно, она никогда не была разделена и никогда не будет разделена.
В связи с ее единством Церковь часто называют телом Христа (см. Церковь). У Христа не два тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1 Кор 10:17). В этом отношении мы не можем рассматривать Западную Церковь как единую с нами или как отдельную, но равноправную церковь-сестру.
Разрыв канонического единства между Восточной и Западной Церковью — это, по сути, не разделение, а отпадение и отделение римо-католиков от экуменического Православия. Отделение некоторых христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает ее менее Единой или менее Истинной и не является препятствием для созыва новых соборов.
О соборах и святых апостолах
Так, в первом тысячелетии после рождения Христа было проведено в общей сложности 7 экуменических соборов (официальных и еще несколько поместных, на которых также решались важные религиозные вопросы).
Они были необходимы для того, чтобы защитить служителей церкви от ошибок и привести к покаянию (если таковое имело место).
Эти международные встречи собирали не только митрополитов, епископов, но и истинных святых, духовных отцов. Эти личности служили Господу всей своей жизнью и всем своим сердцем, принимали важные решения, устанавливали правила и каноны.
Преступить их означало серьезно нарушить учение Христа и Его последователей.
Первые из этих правил (греч. ‘oros’) назывались «Правила Апостолов» и «Правила Вселенских Соборов». Всего их 85, и они были провозглашены и официально подтверждены на Шестом Вселенском Трулльском соборе.
Эти правила происходят из апостольской традиции и первоначально сохранялись только в устной форме. Они передавались устно преемниками апостолов. Таким образом, эти правила были переданы отцам Вселенского Трулльского Собора
Святые отцы
В дополнение к экуменическим (международным) встречам духовенства, также организовывались местные собрания епископов — от конкретного региона.
Решения и постановления, утвержденные на таких соборах (местного значения), впоследствии также принимались всей Православной Церковью. Это относилось и к мнениям святых отцов, которых также называли «столпами Церкви».
К этим святым людям относятся: Петр Мученик, Григорий Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский и Кирилл Александрийский.
Их положения, касающиеся православной веры и всего учения Христа, были обобщены в «Принципах святых отцов» Вселенских соборов.
Согласно предсказаниям этих духовных людей, официальная Восьмая международная встреча не будет подлинной, это будет скорее «собрание антихриста».
Второй Вселенский собор
Второй Вселенский Собор. Император Феодосий Великий, Нектарий Патриарх Константинопольский, Кирилл Патриарх Иерусалимский, Дамас Папа Римский, Мелетий Патриарх Римский.
Он состоялся в Константинополе в 381 году. Она была созвана против ереси Македония, который считал Святого Духа творением Бога.
Самые важные решения совета:
- Осудил ересь Македония;
- Подтвердили догмат о равенстве и единстве Бога Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном;
- Кредо было завершено пятью параграфами. С тех пор он остается неизменным.
Признание соборов церковью
Согласно истории, православная, католическая и другие христианские церкви сформировали свои собственные мнения о советах международного уровня и их количестве.
Поэтому только два имеют официальный статус: Первый и Второй Вселенские Соборы. Именно они признаются всеми без исключения церквями. К ним относится и Ассирийская церковь Востока.
Древлеправославная церковь признает первые три Вселенских собора. А Византийская церковь признает все семь.
По данным католической церкви, за 2000 лет был проведен 21 экуменический собор.
Какие соборы признаны православной и католической церквями?
- Дальневосточная, католическая и православная (Иерусалимская, I Никейская и I Константинопольская).
- Дальневосточная (исключение Ассирия), католическая и православная (Эфесский собор).
- Православные и католические (Халкидонское, II и III Константинопольское, II Никейское).
- Католическая (IV Константинопольская 869-870; I, II, III Латеранская XII века, IV Латеранская XIII века; I, II Лионская XIII века; Вьеннская 1311-1312; Констанцская 1414-1418; Ферраро-Флорентийская 1438-1445; V Латеранская 1512-1517; Тридентская 1545-1563; I Ватиканская 1869-1870, II Ватиканская 1962-1965);
- Соборы, признанные экуменическими богословами и представителями православия (IV Константинопольский 869-870; V Константинопольский 1341-1351).
Третий Вселенский собор
Третий Вселенский Собор. Отцы Православной Церкви и еретики (извлечение)
Это произошло в Эфесе в 431 году. Она была созвана против ереси Нестория, который учил, что Христос изначально был человеком, а Бог вселился в него позже.
Самые важные решения Совета:
- Осудил несторианскую ересь;
- Подтвердил догмат о соединении Божественной и человеческой природы во Христе.
История события
На этом фоне, однако, выделяется созыв этого совета. Здесь главной темой было взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в сфере собственности.
Разделение сфер влияния духовной и государственной власти с одновременным укреплением иерархической вертикали обеих в целях укрепления и централизации Российского государства — таков был общий знаменатель вопросов и решений Собора.
Предпосылки и причины проведения
Освободившись от ордынского ига в конце XV века и начав накапливать земли вокруг Москвы как своей столицы, страна активно укреплялась. Династия Рюриковичей стала ассоциироваться с византийскими палеологами, а представление о России как о Третьем Риме и последнем суверенном бастионе православия укрепилось. Иван Грозный, внук греческой принцессы, впервые в истории России принимает титул царя.
На этом фоне, однако, важным становится и византийский вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро она проявлялась в имущественных вопросах — монастыри в России были одними из крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в уточнении и регулировании, особенно в контексте светских дел. Все эти проблемы дошли до совета.
Место проведения и участники
Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и заседал в Москве с февраля по май 1551 года. Однако дата этого события оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие еще не началось, а уже подошло к концу, и дальше шла только подготовка материалов — до мая включительно. Государственная власть была представлена самим царем, князьями и членами Боярской думы.
Присутствовали также главные иерархи тогдашней Русской православной церкви:
- Макарий, митрополит Московский и глава РПЦ.
- Акакий, епископ Тверской.
- Гурий, епископ Смоленский.
- Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
- Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
- Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
- Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
- Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
- Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
- Феодосий, епископ Коломенский и Кашицкий.
Структура собора
Как это обычно бывает, церемония открылась вступительным словом царя, который зачитал свое послание участникам. В нем самодержец оплакивал свое трудное детство и каялся в своих грехах. Затем последовали разговоры о своде законов, принятом еще в 1549 году первым земским собором. В настоящее время этот документ окончательно утвержден.
Свод законов стал одним из важнейших светских правовых документов в истории России.
Он содержал 100 статей, отражающих следующие изменения в юридической практике:
- местная власть была ограничена;
- были расширены полномочия представителей подневольных сословий;
- регулирование отношений между феодалом и крепостным крестьянином; права крестьянской общины на самоуправление;
- «Прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального статуса истца;
- Положение о правилах проведения судебных поединков.
Свод принятых решений, известный как Стоглав (названный так по количеству содержащихся в нем глав), в общих чертах показывает программу и объем обсуждаемых тем. В общем, схема такова: участники отвечают на вопросы, предложенные королем.
Разделение на главы следующее:
- Открытие совета, участники и темы (главы 1-4).
- Первая часть вопросов царя (глава 5).
- Ответы (главы 6-40).
- Вторая часть вопросов короля (гл. 41).
- Ответы (главы 42-98).
- Упоминание о посольстве в монастырь Святой Троицы (гл. 99).
- Ответы, комментарии и дополнения митрополита Иоасафа (гл. 100).
- Приговор о вотчине (гл. 101, позже добавлена в основной список).
Основные положения
Анализ материалов Стоглава показывает, что на Соборе были всесторонне рассмотрены все основные аспекты церковной жизни, собрано и систематизировано действующее законодательство Русской Церкви.
При этом, помимо Священного Писания и Священного Канона, были использованы Церковный Устав князя Владимира, книги архиерейского повечерия, более ранние указы иерархов и постановления Церковного Собора 1503 года.
В целом, нормативные акты касались следующих тем:
- Унификация церковных обрядов и богослужения;
- Дисциплина и нравственность духовенства;
- Работа церковных судов;
- образ жизни в монастырях;
- Укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.
Решаемые вопросы
Материалы Совета содержат 69 вопросов, заданных царем собравшемуся народу.
Они разделены на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:
- фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
- управление делами монастыря;
- порядок поклонения;
- суеверий и остатков языческих верований в народе.
Признаки Вселенского собора
Существуют определенные характеристики, которые присущи только Вселенскому собору:
- Участниками являются настоятели поместных Церквей, епископы или уполномоченные ими лица (включая Папу Римского);
- обязательное присутствие на Вселенском Соборе — как епископов или их заместителей, так и глав поместных Церквей
- соблюдение правил, касающихся созыва, составления списка присутствующих и проведения заседаний совета;
- выражение доктрины, которая является общей для всех церквей;
- все постановления в полном соответствии с Библией и принципами Вселенской Церкви;
- создание вероучений и догм.
Четвертый Вселенский собор
Четвертый Вселенский Собор. Отцы православной церкви и еретики; Балканы. Сербия. Декани; 14 век; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Дечани. Притвор (нартекс).
Состоялась в Халкидоне в 451 году. Он был созван против ереси монофизитов, которые отвергали человеческую природу Христа.
Самые важные решения Совета:
- Осудил монофизитскую ересь;
- утвердил догмат о том, что в Воплощении Божество и род человеческий соединились во Христе как одна Личность, нераздельная и неизменная, неделимая.
Чем отличались между собой Вселенские Соборы?
На Вселенских соборах присутствовали главы или официальные представители поместных церквей и епископы, представляющие свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских соборов считаются обязательными для всей Церкви. Для того, чтобы собор приобрел статус «экуменического», необходима рецепция, то есть испытание временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквами. Случалось, что под давлением императора или влиятельного епископа участники соборов принимали постановления, противоречащие истине Евангелия и Преданию Церкви.
Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом в 325 году в Никее.
Она была посвящена разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын был сотворен и что было время, когда Его не существовало; он категорически отрицал единство Сына с Отцом.
Собор провозгласил догмат о том, что Сын есть Бог, единосущный Отцу. Собор принял 7 терминов Символа веры и 20 канонических правил.
Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом в Константинополе в 381 году.
Это было связано с распространением ереси епископа Македония, который отрицал божественность Святого Духа.
Собор изменил и дополнил Символ веры, включив в него, среди прочего, главу о православном учении о Святом Духе. Отцы Собора составили 7 канонических принципов, один из которых запрещает вносить какие-либо изменения в Символ веры.
Третий Вселенский Собор состоялся в Эфесе в 431 году во время правления императора Феодосия Малого.
Собор был посвящен разоблачению ереси Нестория, патриарха Константинопольского, который ложно утверждал, что Христос был человеком, соединенным с Сыном Божьим связью по Писанию. На самом деле, он утверждал, что во Христе было две Личности. Он также называл Деву Марию Матерью Бога, тем самым отрицая ее материнство.
Собор подтвердил, что Христос — истинный Сын Божий, а Мария — Божья Матерь, и принял 8 канонических правил.
Четвертый Вселенский Собор состоялся при императоре Марциане в Халкидоне в 451 году.
Она объединила отцов — Диоскора, предстоятеля Александрийской церкви, и архимандрита Евтихия — против еретиков, которые утверждали, что вследствие воплощения Сына две природы, божественная и человеческая, соединились в Его ипостаси в одну.
Собор определил, что Христос — совершенный Бог и вместе с Ним совершенный Человек, одна Личность, состоящая в Себе из двух естеств, соединенных нераздельно, неизменно, неделимо. Кроме того, было сформулировано 30 канонических правил.
Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году при императоре Юстиниане I. Она подтвердила учение Четвертого Вселенского Собора, осудила оригенизм и некоторые труды Феодорита Кирского и Ибы Эдесского. В то же время был осужден Феодор Мопсуестийский, учитель Нестория.
Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680 году, во время правления императора Константина Погоната. Задачей Собора было опровергнуть ересь монофелитов, которые настаивали на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эта ересь была воспроизведена несколькими восточными патриархами и папой римским Онорием.
Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имел в Себе две воли — как Бог и как Человек. Его воля, в своей человеческой природе, находится в гармонии с Его Божественной волей.
Пято-Шестой Вселенский Собор или Трулльский Собор, состоявшийся в Константинополе через 11 лет, называется Собором. В нем было принято 102 канонических правила.
Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 году при императрице Ирине. Она опровергла иконоборческую ересь и подтвердила догмат иконопочитания. Отцы Собора составили 22 канонических правила.
Разбойничьи
В истории Церкви есть также соборы, которые претендовали на статус экуменических. Однако они не были приняты всеми историческими церквями по ряду причин.
Лидерами среди грабительских советов являются:
- Антиохия (341 г. н.э.)
- Миланцы (355 г. н.э.)
- Раскол в Эфесе (449 г. н.э.)
- Первый иконоборец (754 г. н.э.)
- Второй иконоборец (815).
Пятый Вселенский собор
Пятый Вселенский Собор. Отцы православной церкви и еретики; Балканы. Сербия. Декани; 14 век; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Дечани. Нартекс (прихожая).
Состоялся в Константинополе в 553 году. Он был созван из-за споров между несторианами и монофизитами.
Самые важные решения совета:
- Были подтверждены решения Третьего и Четвертого Вселенских Соборов.
Несколько слов из истории
В прежние века (н.э.) собором называли церковный совет. Немного позже (в III веке н.э.) оно стало использоваться для обозначения совета епископов для решения важных религиозных вопросов.
После того, как император Константин провозгласил терпимость к христианам, высшему духовенству было разрешено периодически собираться на общий совет. И Церковь по всей империи начала проводить экуменические соборы.
На этих встречах присутствовали представители духовенства всех поместных церквей. Как правило, эти советы возглавлял римский император, и именно он придавал всем важным решениям этих собраний статус государственных законов.
Император также был наделен полномочиями:
- созывать советы;
- осуществлять денежные выплаты для покрытия определенных расходов на проведение каждого собрания;
- назначить место проведения собрания;
- надзирать за порядком, назначая своих чиновников и т.д.
Подготовка Всеправославных соборов
В 20 веке Православная Церковь пыталась провести подготовку к Восьмому Вселенскому Собору. Такие планы существовали в 1920-х, 1960-х и 1990-х годах. А также в 2009 и 2021 годах этого столетия.
Но, к сожалению, все эти попытки пока ни к чему не привели. Хотя Русская православная церковь находится в состоянии духовной активности.
Как показывает практический опыт проведения этого мероприятия на международном уровне, таковым может быть признан только следующий экуменический собор.
В 2021 году в Стамбуле планировалось провести Всеправославный собор. Но пока там прошла только встреча представителей православных церквей.
В запланированном восьмом экуменическом соборе примут участие 24 иерарха, представляющие поместные церкви.
Мероприятие будет проводиться Константинопольским патриархатом в церкви Святой Ирины.
На этом совете планируется рассмотреть следующие темы:
- Смысл Великого поста, его соблюдение;
- Препятствия на пути к браку;
- Календарь;
- Автономия церкви;
- Отношения православной церкви с другими христианскими конфессиями;
- Православная вера и общество.
Это будет знаменательное событие как для всех верующих, так и для всего христианского мира.
Шестой Вселенский собор
VI Вселенский Собор. Император Константин Погонат, Петр Патриарх Александрийский, Епифаний Эфесский; Балканы. Сербия. Дечани; 14 в.
Состоялся в Константинополе в 680 году. Она была созвана против монофелитской доктрины о единой — божественной — воле во Христе.
Самые важные решения Совета:
- Было одобрено учение о двух волях во Христе в соответствии с двумя природами — божественной и подчиненной человеческой.
Седьмой Вселенский собор
Седьмой Вселенский Собор; Греция; 16 век; хозяин: Феофан Критский; место: Греция. Афон, монастырь Ставроник
Состоявшийся в Никее в 787 году, он был созван против иконоборческой ереси.
Ключевые решения совета:
- Осудил ересь иконоборчества;
- Подтвердил догму иконоборчества.
Читайте также: Кафедральный собор святого Вита в Праге: фото, видео, история, часы работы
Иерусалимский
Его также называют Апостольским собором. Это был первый подобный собор в истории Церкви, который состоялся около 49 года нашей эры. (по некоторым источникам в 51 г.) — в Иерусалиме.
Вопросы, обсуждавшиеся на Иерусалимском Соборе, касались иудеев и соблюдения обычая обрезания (за и против).
На этом собрании присутствовали сами апостолы — ученики Иисуса Христа.