Коран: его суть и история, объяснение простым языком

Религии

Что такое Коран

Коран — это слово, ниспосланное Аллахом на землю, которое обязан знать каждый верующий. Она объединяет основные идеи религии и принципы ее соблюдения. Пророк Мухаммад был назначен донести Священное Писание до людей.

История Корана

Считается, что весь священный текст был ниспослан на землю самим Всевышним в ночь аль-Кадр. Однако он был передан Мухаммаду по частям ангелом Джабраилом в течение почти 23 лет.

В зависимости от ситуации и положения дел в мире Мухаммад получал актуальные указания из Корана. Чаще всего слова заучивались, но отдельные отрывки Писания записывались на скрижалях или пергаменте.

Первые откровения Пророк получил в Мекке (610-622 гг.), а затем переехал в Медину, где продолжал проповедовать (623-632 гг.).

После смерти Мухаммада его самые преданные ученики записали все откровения и объединили их в единый текст. Было много попыток восстановить Коран, наиболее успешной была версия, автором которой был секретарь и приемный сын Мухаммада, Зайд-ибн-Сабит. Именно этот текст халиф Осман объявил каноническим.

Ислам учит, что оригинальный текст Корана, который не был сделан вручную, находится на небесах у Всевышнего. А на земле изначально было сделано 6 полных копий, которые хранятся в разных местах (во избежание уничтожения или повреждения священного текста), все остальные копии скопированы с них.

Структура Корана

Коран состоит из 114 сур. Суры — это отдельные части, главы, которые придают структуру Священному Писанию.

Каждая сура состоит из разного количества аятов. Аяты — это небольшие стихи Корана.

Суры упорядочены по размеру: от самой длинной до самой короткой. Располагать их в хронологическом порядке было бы неправильно, так как каждая сура может состоять из ранних и поздних проповедей одновременно.

По этой же причине деление на мекканские и мединские суры не совсем корректно, хотя этот способ очень популярен.

Почти каждая сура начинается с восхваления Аллаха и продолжается увещеваниями и рассуждениями на определенную тему.

Коранические науки

За долгие века изучения Священного Корана сложились десятки научных дисциплин и отраслей знаний, посвященных изучению главной книги мусульман.

Некоторые изучали язык Корана, науку о его правильном чтении (таджвид и кираат), грамматику и стилистику.

Другие изучали историю коранического текста, его ранние копии, мусхафы хиджры первого века и правила написания (разм) его текста.

Изучение смыслов Корана, конечно, всегда играло особую роль, и именно так развивалось изучение тафсира, изучение комментария к Корану, его содержания.

Коран также неразрывно связан с вероучением (наука акыда); он является основным источником решений о дозволенном и запретном (наука фикх). Коран тесно связан с сунной Пророка ﷺ (наукой о хадисах) и другими областями исламского знания. Все без исключения знания о нашей религии восходят к Корану, поэтому Коран по праву называют источником всех наук.

Коран мекканский и мединский

Коран был послан Пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Он прожил в Мекке 13 лет. Этот период называется мекканским. Затем он прожил еще 10 лет в Медине. Этот период является периодом Медины. Поэтому аяты и суры, ниспосланные в мекканский период, считаются мекканскими, даже если они были ниспосланы не в пределах Мекки. Аналогичным образом, аяты и суры, ниспосланные в период Медины, называются Кораном Медины, даже если аяты не были ниспосланы в Медине — даже если они были ниспосланы в Мекке во время ее завоевания на восьмом году хиджры.

Есть суры и аяты, которые все ученые единодушно относят к мекканским или мединским, а есть и такие, относительно которых существуют разногласия. Например, нет единого мнения о том, являются ли суры аль-Фаляк и ан-Нас мекканскими или мединскими. Поэтому в разных изданиях «Мушина» они определяются по-разному.

Тафсир – толкование Корана

— это толкование, комментарий к Священному Корану. Тафсир

Тафсир как наука — это инструмент для понимания содержания Книги Аллаха, разъяснения ее смысла и извлечения из нее шариата и мудрости.

Первым толкователем Корана является Сам Всевышний Аллах, который разъяснил некоторые аяты Своей Книги другим.

Пророк Мухаммад ﷺ комментировал аяты, которые были непонятны его сподвижникам.

Сподвижники продолжали передавать комментарии Пророка, добавляя свои собственные объяснения.

Их ученики (таби’ин) также передавали и разъясняли.

Таким образом, среди суннитов сложилась традиция комментариев к Корану.

Среди источников тафсира есть авторитетные:

  • Толкование Корана
  • Достоверные хадисы
  • Толкования сподвижников и табеинов
  • Понимание арабского языка

А есть и такие, которые не принимаются учеными безоговорочно:

  • Предания из книг иудеев и христиан (Исраилиййат)
  • Недействительные хадисы и передачи от ранних ученых
  • Суфийские притчи.

Первой научной книгой по тафсиру считается многотомный труд имама Ибн Джарира ат-Табари (ум. 310 г. хиджры). Эта книга повлияла на дальнейшее развитие науки о комментариях к Священному Корану.

Некоторые тафсиры основываются больше на том, что передается от Пророка ﷺ, сподвижников и табиинов. Это, например, тафсиры имамов аль-Бахави и Ибн Касира. Другие тафсиры больше раскрывают языковую сторону Корана и его стилистическое богатство, например, Кашаф аз-Замахшари и тафсиры Абу Хайяна. Некоторые тафсиры часто прибегают к рациональному толкованию («Большой тафсир» имама Рази), другие разбирают законодательные решения, извлеченные из аята («Аят аль-ахкам»). Есть легкие и короткие тафсиры, а есть сложные и многотомные.

Разнообразие и богатство научных трудов суннитских комментаторов Корана велико. Чтобы прочитать все тафиры, одной жизни недостаточно.

Деление на суры и аяты

Текст Корана разделен на составные части — суры и аяты.

Аят — это единица Корана. Это слово иногда переводят на русский язык как «стих», но это ошибочный перевод. Стих — это строка стиха. И поскольку Коран не является поэзией, аяты не следует называть «стихами».

Сура — это глава Корана, содержащая несколько аятов. Самая короткая сура — «Аль-Каусар», состоящая из трех аятов. Самая длинная сура — «Аль-Бакара», в которой 282 аята.

Коран и Библия

Библия и Коран схожи прежде всего тем, что оба они являются священными текстами, составляющими основу религии. В христианстве почитается Библия, в исламе — Коран.

Оба Писания учат людей монотеизму, то есть почитанию Всевышнего, Творца земли, неба и всего сущего. И то, и другое составляет духовную основу их религий.

На этом дублирование не заканчивается. Многие люди ошибочно полагают, что Мухаммад — единственный пророк в исламе. Но пророки, описанные в Коране, все те же, что и в христианской литературе.  Мусульмане не отрицают существование Иисуса (Исы), Моисея (Мусы), Адама, Авраама (Ибрагима) и других библейских личностей и утверждают, что они тоже стремились передать истинную веру Бога. Иисус предстает как равноправный пророк, его полубожественная сущность отвергается исламом.

С течением времени люди искажали религию и отклонялись от основных заветов. Именно тогда Аллах ниспослал последнего пророка, который передал веру в неизменном виде. И не будет больше пророков после Мухаммеда. Он является последним и самым почитаемым в исламе.

Разница между Кораном и Библией, помимо догм веры, заключается в том, что Библия была написана людьми, Евангелие — апостолами по их воспоминаниям. С другой стороны, Коран пришел на землю как слово Самого Бога. В нем нет речи Мухаммада; есть другие священные тексты о его жизни — писания и изречения.

Есть также разница в структуре: форма, количество частей.

Кроме того, Библия составлялась на протяжении многих поколений. Его истоки восходят к древней еврейской религии.

Исламский трактат был явлен миру только через одного пророка, но он содержит много пересекающихся элементов с событиями и наставлениями Библии.

Мусульмане считают Коран последним и наиболее достоверным божественным откровением, не содержащим неточностей Библии.

Что такое откровение (вахи) и зачем оно нужно

Всемогущий Аллах послал человека в этот мир, чтобы испытать его. Человеку дана в пользование вся Вселенная, поэтому он нуждается в знаниях. Невозможно пользоваться этим миром, не зная, как он устроен. Также невозможно достичь Божьего удовлетворения, не зная, какова Его воля для вас.

Это знание можно получить с помощью разума или пяти органов чувств. Но некоторые вещи невозможно узнать с помощью этих средств. Поэтому необходимо откровение (вахи).

Как это происходит? Всевышний Аллах выбирает одного из Своих рабов в качестве пророка и открывает ему Свою волю. Это вахи.

Последним из пророков Всевышнего был Мухаммад ﷺ . Пророков больше не было и не будет, а это значит, что вахи больше никому не придет, и в нем нет необходимости.

Сура Ан-Нас

Сура Ан-Нас (Ан-Нас) завершает Коран. Он состоит всего из 6 аятов (20 слов). Название этой главы переводится как «народ». В этой суре описывается борьба с искусителями, будь то люди, джинны (злые духи) или шайтан. Главное оружие против них — призыв имени Всевышнего, которым они будут повержены.

Считается, что две последние главы Корана (Аль-Фаляк и Ан-Нас) обладают защитной силой. Поэтому, по словам современников Мухаммада, он советовал читать их каждый вечер перед сном, чтобы Всевышний защитил их от происков темных сил. Любимая жена и верная спутница Пророка Айша (Аиша) рассказывала, что когда она была больна, Мухаммад попросил ее прочитать вслух две последние суры, надеясь на их целительную силу.

Отмена коранических аятов

Насх — это отмена одного аята другим, или отмена одного приказа другим. Отмененный аят называется насих, а отмененный аят называется мансух.

Отмена в Коране могла произойти только во время его обнародования, т.е. при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. После него в Коране больше не может быть отмен.

Об отмене в Коране сказал Сам Всевышний Аллах: «Когда Мы отменяем аят или заставляем (вас) забыть (его), Мы даем такой, который лучше его (отмененного) или равен ему (по трудности и награде за соблюдение того, что в нем сказано)». (сура «Аль-Бакара», аят 106).

Мудрость насха заключается, прежде всего, в постепенности внедрения норм шариата. Положение, которое было отменено, не было неправильным; просто, когда обстоятельства изменились, Всевышний изменил Свое решение, чтобы облегчить жизнь людей или увеличить их вознаграждение, установив стандарт, который было труднее применить.

Ранние ученые иногда считали отмененными те аяты, смысл которых был разъяснен или ограничен другими аятами. Позже ученые пересмотрели этот вопрос и стали называть «отмененными» только те аяты, смысл которых невозможно согласовать с другими. Имам ас-Суюти считал 19 аятов Корана отмененными. Позже Шах Валиулла ад-Дехлави пересмотрел их и пришел к выводу, что 14 из них могут быть истолкованы таким образом, что не приведут к утверждению об отмене. Всего, по мнению этого ученого, в Коране есть пять отмененных аятов:

  1. Аят о завещаниях (2:180) был отменен аятом о наследовании (4:11).
  2. Аят о десятикратном перевесе в войне (8:65) был отменен аятом о двукратном перевесе (8:66).
  3. Аят о запрете Пророком ﷺ новых браков (33:52) был заменен аятом о его дозволенности (33:50).
  4. Аят о милостыне перед беседой с Пророком ﷺ (58:12) был заменен следующим по значению аятом (58:13).
  5. Решение о тахаджуде (73:1-3) было отменено более легким решением (73:20).

История ниспослания Корана

Коран был ниспослан в полном объеме в Ночь Судьбы (Лейлатуль-Кадр) в земной мир, а затем Всевышний Аллах передал его Пророку Мухаммаду постепенно по частям в течение 23 лет.

Когда Мухаммаду было 40 лет, Аллах избрал его Пророком. Когда Пророк находился в уединении и размышлял в пещере Хира, к нему явился ангел Джибрил в облике человека и сказал ему: «Читайте!». Мухаммад ответил, что не умеет читать. Так повторялось несколько раз, а затем Джибриль передал Пророку первый аят откровения: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил (все), создал человека из сгустка крови…». (сура аль-Алак, аяты 1-5). В этот момент начался великий Коран.

Затем откровение было прервано на некоторое время, после чего возобновилось и продолжалось в течение 23 лет, пока Пророк Мухаммад ﷺ не закончил свою земную жизнь.

Почему Коран не был отправлен Пророку сразу? Ученые дали следующее объяснение мудрости постепенной диспенсации:

  • Пророк ﷺ не был грамотным. Ему было бы трудно запомнить весь Коран сразу, он не смог бы ни записать его, ни прочитать в письменном виде.
  • Тогда все повеления и запреты были бы даны сразу. Это было бы трудно для народа.
  • Откровения поддерживали Пророка ﷺ и помогали ему переносить притеснения врагов.
  • Аяты часто отправлялись в качестве ответов людям и комментариев к событиям. Сподвижники Пророка укрепляли свою веру, ощущая прямую связь с Аллахом.

Семь вариаций Корана и способы его чтения (кырааты)

Пророк Мухаммад сказал: «Коран был ниспослан в семи разновидностях (ахруф)…».

Что это значит? Исламские ученые высказывают разные мнения по этому поводу. Большинство считает, что речь идет о семи видах допустимых расхождений: в грамматических формах, в озвучивании, в произношении и т.д. Эти расхождения были записаны в стандарте (разма) Усмана (да будет доволен им Аллах). Коран Усмана был написан таким образом, что текст можно было читать любым приемлемым способом. Если это было невозможно, то за основу брался диалект Курайша, родины Посланника Аллаха ﷺ.

Эти семь вариантов затем нашли отражение в аутентичных способах чтения Корана (кирааты), которые передавались по непрерывной цепи передатчиков, сохранившейся до наших дней. Способ чтения Корана был передан имамом Хафсом от имама Асима, который является ученым из города Куфа в Ираке. В Северной Африке более распространен Варша Коран.

Коран в современном мире

Значение Корана в современном мире не только не уменьшилось, но только возросло. Ислам распространился на всех обитаемых континентах, и все его последователи читают один и тот же текст. Рекомендуется читать Писание только на арабском языке, в той форме, в которой оно было передано народу. Поэтому каждый мусульманин, как правило, в той или иной степени знаком с языком Корана. Однако время от времени возникает необходимость в переводе. Умение читать по-арабски иногда бывает недостаточным для понимания сути вопроса.

Перевод Корана всегда вызывает споры. Особенности арабского языка не всегда позволяют сделать дословный перевод. Это дает повод для различных интерпретаций. Различные толкования одних и тех же сур и аятов приводят к религиозным спорам.

Более того, во многом благодаря различному пониманию суры в исламе возникли различные течения. Основные из них — суннитские и шиитские.

Интересные цитаты из Корана

Коран затрагивает различные сферы человеческой жизни и дает ответы на все вопросы. В то же время главным остается постоянное напоминание о том, что нет Бога, кроме Аллаха.

Все мы знаем, что ислам запрещает употребление свинины. Но вот что сказано по этому поводу в священной книге:

«Поистине, Он запретил вам есть мертвечину, кровь, свинину и то, что зарезано без упоминания имени Аллаха. Если же человек вынужден [есть запретное для утоления смертельного голода или в качестве лекарства], не преступая границ необходимого, то Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура ан-Нахль 16 / 115).

То есть, если употребление запрещенного необходимо человеку для сохранения жизни, то этот грех будет прощен.

Современность диктует свои каноны красоты, поэтому возникают новые вопросы. Например, разрешается ли мусульманке проходить косметические процедуры для волос, такие как тонирование, ламинирование, кератиновое покрытие, стрижка или завивка?

Здесь важно помнить, что любое улучшение внешности, не меняющее ее радикально, является приемлемым. Что касается лечения волос, то запрещено только покрытие волос средствами, которые препятствуют попаданию воды на сами волосы. Окрашивание, которое только впитывает краситель, не запрещено. Мытье волос является необходимой частью омовения, и ему нельзя препятствовать.

«О вы, которые уверовали, когда вы встаете для совершения молитвы, мойте ваши лица и предплечья до локтей, вытирайте ваши головы и мойте ваши ноги до щиколоток». (Сура аль-Маида: 5)

Также ведутся дебаты о насильственном навязывании религии. Но в исламе запрещена насильственная проповедь, о чем ясно сказано в суре 10. Каждый человек должен прийти к вере в Аллаха самостоятельно, имея доступ ко всей необходимой информации.

И если бы на то была воля вашего Господа, то каждый человек в мире уверовал бы. Стали бы вы тогда заставлять людей становиться верующими?

(Коран, 10:99).

Запреты также налагаются на все, что наносит вред людям.

Одна из самых вопиющих тем — положение женщин в исламе. Сунна Ан-ниса, 34-й аят, часто приводится в качестве доказательства того, что насилие в отношении женщин разрешено.

«А тех женщин, непокорности которых вы боитесь, наставляйте, избегайте их на брачном ложе и бейте их».

Мусульмане возражают, что ислам не одобряет насилие и учит, что все ситуации должны решаться мирным путем. Первое, что нужно сделать в семейных спорах, — попытаться решить все путем разговора. Коран учит не только женщин, но и мужчин быть скромными и уважительными по отношению к своей супруге.

«Относитесь к своим женам с достоинством. Если же они вам неприятны, то, может быть, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) обратит то, что вам неприятно, в великое благо» (4:19).

Раввинистический иудаизм и Танах

Выше мы отмечали, что на рубеже эпох в иудаизме текст Писания можно было найти в различных редакциях, но впоследствии, несмотря на разрушение Храма и все большее рассеяние евреев по миру, из всех версий только одна, называемая сейчас «масоретской», обладающая высокой степенью текстуальной стабильности, осталась в употреблении.

Точную историю этой версии трудно восстановить, так как самые старые полные списки не старше десятого века. Скорее всего, масоретская версия была основана на традиции писем, бывших в употреблении в храме.

Кумран. Раскопки на месте поселения. Вид с высоты птичьего полета

Кумранские свитки не отличаются сонорностью, но еврейская письменность этого периода допускала использование определенных согласных (matres lectiones) для обозначения гласных, в результате чего слово могло быть написано более чем одним способом.

В синагогальной традиции сохранялась должность писцов, главной задачей которых была проверка и исправление Тенаха. И благодаря их деятельности консонантная основа текста была практически стабилизирована еще до введения знаков сонорности.

Примерно в 500-700 годах развились три различные системы озвучивания иврита: тиберийская (или северопалестинская), палестинская (или южнопалестинская) и вавилонская, из которых тиберийская является наиболее распространенной.

Для правильного чтения и понимания Писания консонантная основа дополнена не только озвучиванием, но и кантилляционными знаками, указаниями на структурное деление текста и снабжена комментариями. В целом, вся система была разработана масоретами (от слова масора — традиция чтения и переписывания библейского текста) в 7-11 веках.

Комментарии различались как по содержанию, так и по расположению на листе. Традиционно в некоторых комментариях первое слово каждой книги упоминалось и окружалось (masora initialis). Очень краткие заметки, касающиеся необычных чтений, опечаток, специально написанных букв и статистики употребления слов во всем корпусе Писания, писались рядом с колонками текста (masora parva). Более длинные заметки помещались внизу страницы или в конце текста (masora magna) и обычно располагались в алфавитном порядке.

Труды масоретов впечатляют тщательностью и объемом вычислений; в некотором смысле масоретов можно считать предшественниками корпусной лингвистики. Были произведены глобальные арифметические расчеты, подсчитано количество слов и букв в различных книгах и поэмах, определены средние стихи книг, изучено использование отдельных букв в начале, середине и конце слов, составлены длинные конкордансы слов и фраз, даны обширные грамматические, текстовые и теологические комментарии.

Редактировать текст с помощью этого аппарата было невозможно, но замеченные неточности в словоупотреблении исправлялись с помощью ketiv и kere — основной текст (ketiv, письменный) оставался неизменным, а Писание нужно было читать и понимать в соответствии со специальными пометками на полях и в самом тексте (qere, читать).

Большая стабильность текста (особенно его консонантной основы) и многогранное изучение буквенного состава текста подготовили почву для герменевтического метода под названием гематрия, в котором дополнительные смыслы текста выявляются путем толкования числового значения букв и слов. Этот метод наиболее широко использовался в каббалистическом иудаизме. Его аналогом в исламе является Абджадия.

Разрешены ли переводы Корана?

Специалисты делят все переводы с одного языка на два типа:

  • Буквально
  • Semantic

Буквальный перевод заменяет слово из одного языка словом с тем же значением из другого языка. Буквальный перевод — это объяснение смысла текста на другом языке без строгого соблюдения порядка слов.

Первыми мусульманами были арабы. У них не было необходимости переводить Коран на другие языки. Однако довольно скоро ислам распространился за пределы Аравийского полуострова, и другие народы, не понимавшие арабского языка, стали принимать ислам. Они нуждались в переводе Корана на свой язык.

Тот факт, что Пророк ﷺ отправил письмо византийскому императору Ираклию, в котором процитировал аят из Корана, свидетельствует о приемлемости смыслового перевода. Посланник Аллаха написал аят на арабском языке, зная, что Ираклий не знает этого языка, поэтому он, вероятно, предположил, что аят будет переведен вместе с остальной частью письма. И поэтому дозволено переводить Коран на другие языки.

Конечно, отразить в переводе все богатство содержания аятов Книги Бога просто невозможно. Поэтому перевод никогда не сможет заменить чтение Корана на арабском языке.

Имена и атрибуты Корана

Священная книга мусульман известна как Коран (по-арабски «чтение»), но она известна и под другими названиями, среди которых:

  • Аль-Фуркан (книга, отличающая истину от лжи),
  • Аз-Зикр (напоминание, наставление),
  • Аль-Китаб (определенный артикль, или «одна, единственная, главная Книга»),
  • ат-Танзил (ниспосланный, или откровение).

Эти имена напоминают нам о самых важных свойствах Корана: Коран — это главная Книга, книга, которую нужно читать, а не использовать для украшения домов или подарков.

Коран следует читать, размышляя над ним и применяя прочитанное на практике.

Коран — это Фуркан, или критерий для различения добра и зла, истины и лжи, пользы и вреда.

Из того, что Коран — это Память и Наставление, следует, что Коран нужно читать и перечитывать часто, размышляя над его уроками и находя для себя что-то новое при каждом прочтении.

Из того, что Коран является откровением (вахи), следует, что он является источником мудрости и квинтэссенцией всех предыдущих писаний. Это руководство для богобоязненных людей и совершенный божественный закон.

Почему Коран нужно читать на арабском

Мусульмане верят, что только слова Корана на арабском языке обладают чудодейственной силой. Поэтому любой перевод, даже самый точный перевод священной книги, теряет свою божественность. Поэтому необходимо читать молитвы из Корана на языке оригинала — арабском.

Сура на арабском языке

Тем, у кого нет возможности увидеть Коран в оригинале, чтобы лучше понять смысл священной книги, следует читать тафсиры (толкования и разъяснения священных текстов, сделанные сподвижниками Мухаммада и известными учеными более поздних периодов).

Письменное сохранение Корана

Коран был записан при жизни Пророка ﷺ по мере его ниспослания. Затем, после его смерти во время правления Абу Бакра, было решено собрать все записи вместе, что и было сделано. Затем, во время правления Усмана, был установлен стандарт написания Корана. Все труды, которые не соответствовали стандарту Усмана (rasmu), были уничтожены. Сам текст Корана никогда не изменялся, но в более поздние времена для удобства чтения и ориентации в тексте были добавлены озвучивания, точки, знаки «стоп», номера аятов и частей и т.д.

Русскоязычные переводы Корана

В настоящее время существует большое количество переводов Корана на русский язык. Однако все они имеют свои недостатки, поэтому могут служить лишь предварительным знакомством с этой замечательной книгой.

В 1963 году профессор Игнатий Крачковский перевел Коран на русский язык, но он не использовал комментарии к священной книге мусульманских ученых (тафсиры), поэтому его перевод красив, но во многом далек от оригинала.

Валерия Порохова перевела священную книгу в стихотворной форме. Суры на русском языке рифмуются, а чтение священной книги очень мелодично, чем-то напоминая оригинал. Однако она переводила с английского перевода Корана, сделанного Юсуфом Али, а не с арабского.

Популярные сегодня переводы Корана на русский язык Эльмира Кулиева и Магомед-Нури Османова довольно хороши, хотя и содержат неточности.

Связь между Священным Кораном и Сунной

В религии ислама Откровения являются единственным законом, определяющим обязанности и права каждого мусульманина. Слова Аллаха предписывают, как мусульманин должен выполнять свои ритуалы и вести свой образ жизни и какие запреты он должен соблюдать.

Единственными источниками права в исламе при жизни и деятельности Пророка Мухаммада ﷺ были Священная книга и хадисы. Коран, с точки зрения законодательства, дает предписания в более общем формате, и они составляют основу мусульманского права, но Откровение практически лишено проработки и детализации: Коран передает принципы веры, устанавливает акты поклонения и излагает историю народов древности.

Сунна является частью Корана по своему смыслу и значению, поскольку в ней даются пояснения к тем местам Корана, которые не до конца понятны или имеют слишком общие описания; хадисы дают толкование коранических предписаний. Сунна также содержит предписания, которые не упомянуты в Священной Книге, но они ни в коей мере не противоречат Корану и не противоречат ему. Сунна — это практическое применение Священного Писания, разъяснение Корана, причем это разъяснение может быть прямым, то есть через слова Пророка Мухаммада ﷺ, или переданным через поступки Пророка Мухаммада ﷺ, о которых рассказывают его родственники, сподвижники. Сунна также содержит рассказы (хадисы) о словах и поступках сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, известные самому Посланнику ﷺ и не осужденные и не одобренные им.

Хадисы разъясняют мусульманину детали того, как должны исполняться законы ислама, как должны совершаться акты поклонения.

Хотя Всевышний Аллах повелел мусульманам в Коране молиться и совершать намаз, Сунна объясняет, как и когда молиться, и приводит пример Пророка Мухаммада ﷺ и его слова: «Молитесь так, как вы видели Меня молящимся».

Общие положения ислама, изложенные в священной книге Коране, конкретизируются в Сунне.

Если в Коране в одном из аятов сказано: «…а если не найдете воды, то идите на чистую землю и обтирайте ею свои лица и руки…». (сура «Аль-Маида», 6 аят), ясно, что мусульманин должен вытирать руки и лицо, но Сунна вносит ясность в детали этого действия: как именно это следует делать. Например, сам Посланник Аллаха ﷺ совершал сухое омовение или таяммум, вытирая руки до запястья, и мусульмане должны следовать его примеру, основываясь на Сунне.

Исламская юрисдикция считает Сунну вторым по важности источником после священной книги — Корана.

Ученые богословы отмечают четыре типа пророческой связи между Сунной и священной книгой Кораном.

  1. Утверждение. Первая связь заключается в том, что пророческая миссия Пророка Мухаммада ﷺ является подтверждением Священной Книги Аллаха и находится в полном согласии со всем, что есть в Коране, и что то, что сказано в Сунне, совпадает с тем, что сказано в Коране.
  2. Комментарий и объяснение. Вторая связь заключается в том, что Сунна интерпретирует то, что сказано в Коране, распространяя и комментируя его, потому что Коран определяет огромное количество информации в очень краткой и сжатой форме. Если в Священной книге Аллаха говорится о необходимости совершения намаза, то хадисы Пророка ﷺ подтверждают этот факт, но дополнены необходимой для мусульман информацией, тогда как в Коране ее недостаточно.
  3. Дополнение. Если священная книга Коран содержит слова Всемогущего Аллаха: «Аллах завещает вам детей: сыну долю, равную доле двух дочерей» (сура «Ан-Ниса» (Женщины), 11 аят), то мусульманину, чтобы понять порядок наследования детей, необходимо дополнение из Сунны. Сунна объясняет, что не во всех случаях наследство передается детям поровну: если ребенок становится убийцей, он не получает наследства. Посланник Аллаха ﷺ также сказал о случае, когда человек становится пророком: «Мы, пророки, не наследуем, и то, что нам остается, — это милостыня». Именно хадисы Пророка ﷺ рассказывают мусульманам обо всех видах поклонения, о выплате закята и соблюдении поста, о дозволенном и запретном для мусульманина, о ведении торговли и других аспектах жизни мусульманина. Без сунны Пророка ﷺ мусульмане не смогли бы понять истинный смысл Корана. Третья ссылка как раз об этом: Сунна содержит ту дополнительную информацию, которой нет в Коране, или которая есть, но скрыта за коротким и лаконичным текстом.
  4. Толкование и разъяснение. Четвертое звено — это защита Корана от неправильного понимания. Если мусульмане сомневаются в чем-то, сказанном в Коране, или какая-то информация кажется им неясной, Сунна Пророка ﷺ разъясняет ее и дает более четкое толкование. Священная книга Коран — это истина, изреченная Богом, и нет на земле человека, способного полностью понять все ее смыслы. Сунна, однако, защищает от того, чтобы незнакомые или непонятные слова или фразы Корана были неправильно истолкованы и поняты. В Коране есть слова или фразы, которые можно понимать двояко, и Сунна дает именно то толкование этих терминов, которое будет правильным, так как неправильное понимание может привести к искажению смысла Корана.

Читайте также: Религии мира: список и обзор самых популярных верований

Оцените статью
Блог про религии мира