- Кто такие копты?
- Копты (египетские христиане): современное положение
- Отличительные черты христианства египтян
- Коптская Церковь и Православие: догматическое различие
- Отношения Коптской Церкви и РПЦ
- История Коптской Церкви после отделения от Православия
- Что такое коптская церковь
- Основы вероучения
- Особенности богослужения
- Праздники и обряды
- Отношения с другими религиями
- Современное положение
- Архитектура
- Зарождение Коптской Церкви
- Копты (египетские христиане): отличие от Православия
Кто такие копты?
Копты — это египетские христиане, объединенные в более чем десяток диаспор по всему миру. В настоящее время они составляют 9-12% населения Египта. Коптские православные деноминации существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее число епархий превышает 50. Коптские общины существуют в Канаде, Австралии и других странах.
Самая большая диаспора за пределами Египта находится в Соединенных Штатах, насчитывая более 500 000 человек.
Копты являются одними из самых ранних христиан. Христианская община в Египте была основана в первом веке святым евангелистом Марком. В то время, когда страна входила в состав Великой Римской империи, Египет служил крупным зернохранилищем для Рима, который был заинтересован в экспорте как можно большего количества зерна с плодородных берегов Нила. Он также использовался римлянами в качестве курорта. Жрецы утратили свое былое величие, оракулы молчали. Египтяне столкнулись с «прошлым без памяти, будущим без надежды». Таким образом, семя христианского учения упало на плодородную почву и дало надежду народу Египта на сохранение и возрождение нации. К началу VI века христиане составляли большинство населения Египта, их было более 9 миллионов.
Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под командованием Амра ибн аль-Аса. Египет был покорен менее чем за год, несмотря на то, что у него было менее 4 000 воинов. Как и все нехристиане в Арабском халифате, коренные египтяне, большинство из которых были христианами, должны были платить налог на проживание, называемый джизья.
Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Сохраняя верность христианской вере Египта, они отказываются признавать себя религиозным и национальным меньшинством.
Копты (египетские христиане): современное положение
Положение коптов в Египте сегодня остается нестабильным. С одной стороны, государство предприняло некоторые шаги для защиты их прав. Рождество является банковским праздником в Египте с 2003 года. Хотя ислам остается единственной государственной религией в Египте. Разрешены и другие христианские праздники. Рождественские праздники транслируются государственными телеканалами. Египетские власти также приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них — священнослужители.
С другой стороны, египетские христиане продолжают страдать от радикального ислама. Многие нападения на христианские церкви произошли во время революции в Египте (2011-2013), когда власть некоторое время находилась в руках мусульманских радикалов. Террористические атаки — не редкость. В 2021 году, например, был обстрелян автобус с христианами-коптами. Более 30 человек были убиты и столько же ранены.
По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 миллионов коптов. Независимые источники называют цифры в 2-3 раза выше. Самая большая диаспора (около 500 000 человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:
«Копты, возможно, как никто другой сегодня, являются достойным примером свидетельства христианской веры в мусульманском мире. Они показывают, как христианская церковь может эффективно исповедовать свою веру. И в то же время увеличивать свое влияние в обществе, действуя не путем протестантской реформы и отказа от своих традиций, а наоборот, возвращаясь к ним.
Отличительные черты христианства египтян
Христианская церковь, хотя в ее основе всегда лежала фигура Спасителя, разделилась на тех, кто верил в человеческую и божественную сущность Иисуса, и тех, кто утверждал, что человеческий элемент растворился в божественном «без смешения или изменения» (монофизиты).
В последнюю группу входят одни из самых ортодоксальных христиан — копты. Немногие верующие прошли (и проходят) через столько гонений и страданий, сколько последователи этого христианского учения.
Коптская Церковь и Православие: догматическое различие
Православие учит, что Христос — Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на кресте ради нашего спасения. Другими словами, Бог в Своем смирении и любви к человечеству стал человеком. Но в то же время Он не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Иисус Христос родился от Девы Марии, одной Личностью в двух нераздельных и неделимых естествах, божественном и человеческом. Божественная природа, несмотря на свою бесконечность, не уничтожила человеческую природу. И человеческая природа, несмотря на свое неотъемлемое существование, никоим образом не препятствовала бесконечности божественной природы» (Полное собрание сочинений, т. 4).
Таким образом, Христос Бог является одной Божественной Личностью с двумя природами (Божественной и человеческой). В богословии эта концепция называется диофизитством.
Ересь монофизитства и несторианства начала распространяться среди христиан в четвертом веке. Первые учили о Божественности Христа, но отрицали Его человеческую природу. Это отрицало доктрину о воплощении Бога и, следовательно, предполагало, что Дева Мария не была Матерью Бога. Монофизиты называли ее Богородицей.
Несториане верили, что Христос был личностью, в которой обитал Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это также отрицало истинное воплощение Бога и умаляло божественность Христа. Третий и Четвертый Вселенские Соборы осудили эти ереси и окончательно утвердили христологические догматы, соответствующие диофизитскому учению.
Коптская церковь также осуждала несторианство и монофизитство. Однако он не соглашался с концепцией диофизитства, видя в ней тенденцию к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну — Богочеловека. Такой взгляд на природу Господа называется миафизмом. Ортодоксальное христианство не может принять эту доктрину. Церковь рассматривает это как отрицание Христа как истинного Бога и истинного Человека одновременно. Эти богословские разногласия спровоцировали отделение египетской церкви от мирового христианства. Кульминация этого процесса пришлась на середину 6 века.
Отношения Коптской Церкви и РПЦ
Отношения между Коптской церковью и Русской православной церковью можно охарактеризовать как дипломатические. Их принцы неоднократно наносили друг другу официальные визиты. Евхаристическое общение (взаимное участие в таинствах) между Церквами невозможно из-за догматических различий.
Как отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Коптская и Русская православные церкви «находятся в состоянии богословского диалога». Необходимо дальнейшее сотрудничество для защиты христиан и общих христианских ценностей в мире. Глава Русской церкви заявляет:
«По милости Божьей, между нашими церквями нет никаких проблем. Есть богословские вопросы, унаследованные от древности, над которыми мы работаем вместе, чтобы преодолеть существующие разногласия. Однако существуют реальные проблемы, которые сегодня затрагивают христиан и человечество в целом.
Коптский патриарх Теодор II, посетивший Россию в 2014 году, сказал, что его визит был возможностью выразить свое почтение патриарху Кириллу и поблагодарить российское государство за поддержку Египта во время кризиса.
История Коптской Церкви после отделения от Православия
В VII веке Египет был захвачен арабами, которые почти полностью исламизировали некогда христианскую территорию. В последующие века наблюдались как жестокие преследования египетских христиан, так и периоды относительной религиозной терпимости. Копты навсегда остались национальным и религиозным меньшинством на своей родине.
Самый сложный период для коптов был на рубеже 10 и 11 веков. У власти находился фатимидский халиф аль-Хаким, который преследовал христиан. Второй пик угнетения пришелся на период между 1279 и 1447 годами при мамлюкских правителях. Они отстранили коптов от государственных должностей и ужесточили социальные ограничения в отношении христиан.
Угнетение коптов продолжалось и в конце 20-го века. До недавнего времени, например, египетские христиане не могли быть избраны в парламент. В 1981 году египетские власти арестовали многих священнослужителей и мирян из коптской общины. Патриарх был отстранен от должности и отправлен в монастырь.
Что такое коптская церковь
Официальной датой возникновения Коптской православной церкви считается 451 год. На Четвертом Вселенском Халкидонском соборе Александрийский патриарх выступил в поддержку монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане были вынуждены официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики до тех пор, пока Египет был частью Византийской империи.
Основы вероучения
Основой коптской доктрины является умеренный монофизитство. Согласно этой доктрине, Христос никогда не был богочеловеком. Человеческая природа матери Спасителя растворилась в Его Божественной сущности «как капля меда в океане». Фундаментальное отличие православия от христианства Древнего Египта заключается в том, что оно признает двойственную природу Христа. Эти богословские разногласия стали причиной раскола между восточными христианскими церквями.
Особенности богослужения
Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в шестом веке означали, что коптский язык, восходящий ко времени первых фараонов, почти вышел из употребления. Он сохранился только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.
Коптские богослужения проводятся семь раз в день в соответствии с традицией, сохранившейся с раннехристианских времен, и имеют особый характер. Одеяния коптских священников повторяют одежды фараонов.
Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время службы вам разрешается сидеть на специально установленных скамейках или стульях. Церковь разделена на мужское и женское помещения. Иногда они разделены перегородкой. Женщины не обязаны покрывать голову в храме.
У коптов более простое, детское, искреннее и непосредственное отношение к святыням. Каждый верующий имеет право непосредственно прикасаться к алтарю, что в Русской православной церкви разрешено только священникам.
Литургия в Коптской церкви более статична, чем в Православной церкви, и довольно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и священником.
Праздники и обряды
Коптские обряды довольно сложны и во многом схожи с обрядами других православных церквей. В египетском христианском церковном календаре есть семь главных и семь малых праздников Господних в году. Богородица высоко почитается Египетской православной церковью. Ей посвящено 32 праздника. Сретение в храме, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы празднуются с большой торжественностью.
Отношения с другими религиями
Помимо православных, здесь есть коптские протестанты, католики и другие коптские христиане. Однако их очень мало.
В то время как в других мусульманских странах христианские диаспоры занимают положение национально-религиозных меньшинств, копты в Египте являются уникальной христианской общиной, существующей на протяжении веков в сложном, агрессивном и враждебном мусульманском окружении. Они составляют большую часть населения страны и отличаются ревностной приверженностью своей христианской вере.
Египет — традиционно мусульманская страна. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, когда преследования вновь усилились, более 100 000 коптских верующих приняли ислам в странах, где живут копты.
У коптов есть традиция татуировать кресты на запястьях в юном возрасте. По одной из версий, символ используется для того, чтобы избежать искушения скрыть свою принадлежность к христианству и отречение от него во время гонений.
Под юрисдикцией Коптского патриархата находятся автокефальные церкви Эфиопии и Эритреи. И Британская православная церковь как отдельная архиепархия.
Русская православная церковь тесно сотрудничает с Коптской церковью: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с коптской делегацией в Москве в 2021 году. Паломничество коптских монахов заключалось в посещении русских православных святынь.
Сближению между православными и коптами способствует взаимный обмен христианским культурным наследием. Профессор Джордж Кириллос, египетский дирижер, композитор и преподаватель кафедры музыкального образования Национальной академии искусств, много раз приезжал в Россию с лекциями и выступлениями. Он является ведущим специалистом по коптскому христианскому музыкальному наследию.
Современное положение
Полный титул коптского примаса — Папа Александрийский и Патриарх всей Африки Святого Марка, архиепископ Египта, Эритреи, Эфиопии, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана и всей Африки.
Патриарх избирается общим собранием епископов. В выборах также участвуют верующие-миряне.
На эту должность могут претендовать не только священники, но и монахи-миряне. Отличительной особенностью избрания коптского патриарха является то, что оно происходит по жребию. Результаты принимаются со смирением, как объявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.
Архитектура
Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских церквей характеризуется своего рода примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ на огромные мусульманские мечети. До середины 19 века немусульманам в арабских странах не разрешалось строить здания больше, чем соседние мусульманские. Даже сохранение и восстановление старых святынь было проблематичным. Возможность вспомнить об их духовном присутствии появилась, когда формальный запрет был снят. Это было во время правления в Египте вице-короля Мухаммеда Али (1805-1848).
Крест, венчающий купол церкви, ориентирован в двух направлениях так, чтобы его было видно со всех сторон.
Церковь Святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом великолепном храме, оригинальном по своей архитектуре, находится самая большая коптская святыня — фрагмент мощей святого, который был основателем египетского христианства.
Копты представили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке святым Антонием Великим, существует и по сей день. В это же время на берегу Нила был основан монастырь Святого Павла.
Сегодня здесь находятся четыре исторических актерских монастыря IV века:
- монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
- монастырь римлян (Эль-Барамус);
- монастырь сирийцев (Дейр Суриани);
- монастырь Паисия Великого (святого епископа).
После долгого упадка институт монашества начал возрождаться в Египте. Сегодня здесь насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть небольшие монастыри, в которых живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники живут в одиночестве далеко в пустыне. Кроме того, существуют собственные духовные учебные заведения.
Зарождение Коптской Церкви
В середине первого века ученики Иисуса Христа начали распространять его учение по всему миру. В Египте, согласно церковной традиции, проповедовал апостол Марк. Марк считается основателем и первым патриархом Коптской церкви. Коптская церковь оставалась в общении с мировым христианством до пятого века. Коптские монахи широко почитаются в православии. Среди них — святые Афанасий, Василий, Пахомий и Антоний Великий, а также преподобный Павел Фивейский.
Начиная с четвертого века, Святая Церковь проводит экуменические соборы, или собрания христианских епископов со всего мира. Прежде всего, соборы решали вопросы догматического характера. Чтобы противостоять различным ересям (учениям, искажающим понимание и поклонение Богу), была сформулирована одна истинная доктрина.
Египетская церковь согласилась с решениями первых трех Вселенских соборов. Однако она не приняла решение четвертого Вселенского собора (Халкидон, 451 год) о двух природах Христа — человеческой и божественной.
Читайте также: Успенский собор в Коломне: история создания и архитектура храма, описание, богослужения, фото, как добраться
Копты (египетские христиане): отличие от Православия
Доктрины Коптской церкви и Православной церкви во многом идентичны, поскольку они имеют общее раннехристианское основание. Однако, как уже было сказано, между ними есть существенное различие христологического характера.
Русский и египетский литургические обряды заметно различаются. В РПЦ существует три основных обряда Божественной литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Святых Даров. Также иногда служится литургия апостола Иакова. Коптская церковь, с другой стороны, празднует литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Последняя является преемницей коптской литургии Марка Апостола (которая вышла из употребления в XII веке).
Коптская литургия имеет ряд специфических элементов. Это обряд преподнесения Святых Даров (священник одной рукой прикасается к Дарам, а другой благословляет молящихся). А затем священник рисует Крест — на хлебе указательным пальцем, обмакнутым в освященное вино). В коптской литургии нет Малого и Великого входов, не поется и Херувимская песнь. Но Новый Завет читается четыре раза.
Копты (египетские христиане) молятся 7 раз в день, обратившись лицом на восток. Отличительным элементом коптского священнического одеяния является эфод, надеваемый на голову и плечи. При входе в коптский храм необходимо снимать обувь (влияние ислама). И мужчины, и женщины должны быть с покрытой головой. Внутри церкви стоят ряды скамей или стульев, на которых принято сидеть во время богослужения. В коптской церкви не так много икон и фресок, как в православной. Также отсутствует алтарь жертвенника. Алтарная стена не всегда является иконостасом, и на ней может не быть икон. Протоиерей Олег Давыденков приводит еще одно отличие:
«У коптов более простые отношения со святынями. Например, любой копт может войти в алтарь и возложить на него руки, что в нашей стране разрешено только священнослужителям. Однако эта простота объясняется не небрежностью, а прямой живой верой, которая исходит не от ума, а от сердца».