Гуманизм — история появления, идеи, гуманистические принципы и нормы прав человека

Религии
Содержание
  1. Что такое гуманизм
  2. Происхождение слова
  3. Определение в Библии
  4. Значение понятия в философии
  5. Гуманизм и гуманность
  6. Историческая справка
  7. История появления и развития
  8. Современное состояние
  9. Основные признаки
  10. Принципы и нормы
  11. Основные виды
  12. Литературный
  13. Культурный
  14. Философский
  15. Религиозный
  16. Светский
  17. Народный
  18. Правозащитный
  19. Пацифистский
  20. Общественный
  21. Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  22. Известные гуманисты
  23. Франческо Петрарка (1304—1374)
  24. Лоренцо Валла (1407—1457)
  25. Эразм Роттердамский (1466—1536)
  26. Джордж Якоб Холиок (1817—1906)
  27. Пол Куртц (1925—2012)
  28. Елизавета Глинка (1962—2016)
  29. Значения слов синонимов к слову гуманизм
  30. Ассоциации к слову гуманизм
  31. Синонимы к слову гуманизм
  32. Однокоренные слова к слову гуманизм
  33. Вестминстерский словарь теологических терминов
  34. Представители гуманизма
  35. Гуманизм и гуманист: три направления
  36. Античность от А до Я. Словарь-справочник
  37. Педагогический терминологический словарь
  38. Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.
  39. Этимологический Словарь Русского Языка
  40. Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Что такое гуманизм

За последние несколько столетий различные мыслители и общественные деятели дали десятки толкований этого понятия. Универсальное и расширенное определение может быть сформулировано следующим образом.

Гуманизм — это доктрина, которая ставит человека, человеческую жизнь, чувства, желания, права и свободы в центр всех человеческих дел.

Происхождение слова

Термин восходит к своему латинскому корню и первоначально был «studia humanitatis», что означает «изучение «человечества», понимаемого как полнота человеческой природы». Это значение было заимствовано из трудов римского оратора Цицерона, который рассматривал его как продукт развития античной культуры, заимствованный из греческого полиса. Ранние гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями античности.

В течение долгого времени этот термин обозначал направление мысли, исследующее человека как целое и его земные потребности, в отличие от теоцентризма — религиозного подхода, сосредоточенного на бытии и высших смыслах.

Считается, что термин в его современном значении впервые был использован в 1808 году. После работы немецкого историка Георга Фогта о философии Ренессанса этот термин вошел в академический дискурс. В результате он получил множество различных формулировок.

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианка». — так писал Тертуллиан, древний писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении человека по образу и подобию Божьему и наделяет его высшим достоинством. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в церковном учении как греховное деяние и вызов Божьей мудрости и порядку вещей.

Евангельская проповедь говорит о присутствии божественной искры в каждом человеке, тем самым приравнивая каждого к его изначальной Богом данной ценности. Нет ни грека, ни иудея — эта догма близка к идее равенства, отраженной и сегодня во Всеобщей декларации прав человека.

С другой стороны, библейская концепция человеческой расы не является вершиной творения. В нем говорится об изначальной испорченности человеческой природы из-за первородного греха, который преодолевается искуплением. Эту позицию можно понимать по-разному — она вызывает ожесточенные споры и очень часто не считается гуманной.

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, вне религии или условностей конкретной культуры, времени и обычаев. В итоге возникает постулат о человечестве вне границ.

Его можно описать следующими установками:

  • Ценность каждого человека, независимо от происхождения, пола, религии, социальных и других различий;
  • Хорошее отношение к людям с самого начала улучшает их положение в долгосрочной перспективе;
  • Люди являются наивысшей ценностью — более важной, чем идеи, материалы или другие товары.

Гуманизм и гуманность

Эти два понятия тесно связаны и поэтому их часто путают, поскольку второе в значительной степени формируется приверженностью первому, понимаемому как черта характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — значит стремиться к состраданию, сопереживанию и избегать зла и жестокости.

Гуманность также можно определить как набор личностных установок в мировоззрении человека, характеризующийся способностью субъекта сопереживать, сочувствовать и помогать другим. В психологии это также называется эмпатией, хотя этот термин более узкий и относится в первую очередь к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что человечность — это реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных качеств человека, его идентичности и поведения в обществе.

Историческая справка

Идея гуманизма восходит к древним временам, античной мысли и мировым религиям. Но Ренессанс взят за точку отсчета. Именно в это время в работах ученых и философов появились тезисы, из которых выросли современные гуманистические идеи и концепции.

История появления и развития

В раннем Средневековье цивилизация в Европе пришла в упадок и долгое время оставалась на очень низком уровне. Культурный обмен происходит в итальянском полисе благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни. Кризис и упадок Византии способствуют концентрации сохранившегося античного наследия на Апеннинах — многие произведения греческих мыслителей открыты заново в оригинале или в арабских переводах. Все это в конечном итоге порождает новый тип мышления — антропоцентризм, который стал альтернативой мировоззрению, установленному Церковью.

Наступает ренессанс. Сторонники антропоцентрического подхода стремятся сместить акцент на человека, его желания и потребности. Изучение humanitatis понималось как то, что мы сегодня скорее назвали бы вопросом саморазвития. Мыслители включали культивирование таких качеств, как образованность, добродетель и хорошее поведение. Эти качества ассоциировались с «культивированием» личности через классическое образование, основанное на античных образцах. В рамках стоицизма сформировался новый идеал личности, характеризующийся интеллектом, силой духа и творческими способностями, щедростью, справедливостью и активным познанием мира.

В наше время гуманизм понимается иначе — влияние теологии и христианской идеи божественного провидения в жизни человека окончательно отошло на второй план. Схоласты и теологи постепенно уступают светским философам. Проповедуется деизм — мнение, что влияние высших сил на этот мир на самом деле гораздо меньше или вообще отсутствует. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

Современное состояние

За последние два столетия мир радикально изменился. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмена сословных привилегий, мировые войны и глобализация заставили людей переосмыслить ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.

Этот этап в развитии гуманистического движения можно разделить на следующие фазы:

  1. Возникновение (середина 19 века — начало 1930-х годов).
  2. Становление и развитие (1930-1980-е годы).
  3. Возникновение и разделение светского и религиозного движений (начиная с 1980-х годов).

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Раймонда Брэгга был опубликован Первый гуманистический манифест. Документ отражал желание примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, соответствующую времени. Например, он признал несотворенный мир и теорию эволюции и заявил, что вопросы веры должны быть сформулированы научно. Он также отверг противопоставление священного и профанного, души и тела.

Второй манифест был опубликован в 1973 году, отражая реальность мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и разделенного на два противоборствующих политических лагеря. Текст призывал к объединению людей на основе общих принципов, против распространения оружия массового уничтожения и против насилия и дискриминации. В нем говорилось о правах и свободах человека в общественной и частной жизни. Она провозглашает, что не Бог спасает людей, а сам человек берет на себя ответственность.

Еще один манифест был подписан в 2003 году и был гораздо меньше предыдущих. Она призывает к активному исследованию мира, указывая на неотъемлемую связь человечества с природой и его социальную сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Основные признаки

Сегодня можно говорить о разделении движения на множество движений, разделенных по религиозным, политическим, идеологическим и этическим линиям. Существует также тенденция к универсализму, который стремится создать общий гуманистический знаменатель, выходящий за рамки отдельных доктрин и доктринеров в отношении нравственных идеалов.

В целом, основы гуманистической концепции могут быть заключены в следующих основных критериях:

  • самодостаточность — свобода от влияния других доктрин, идеи рождаются в процессе нравственного развития личности;
  • первичность — гуманистические ценности лежат в основе социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к каждому человеку и каждому типу социальной структуры.

Принципы и нормы

Существует множество постулатов, которые считаются гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации движения многие из них оспариваются или вообще не признаются, особенно в контексте отношения к религии.

Поэтому лучшим подходом здесь является универсальный подход, в соответствии с которым можно выделить следующие принципы:

  1. Свобода развития и выбора для каждого человека.
  2. Уважение достоинства и личных границ всех членов общества, независимо от происхождения, социального статуса и взглядов.
  3. Демократический подход в отношениях между людьми.
  4. Прогресс и совершенствование общества для улучшения качества жизни и морального климата.
  5. Развитие организаций, защищающих права и свободы.
  6. Стремление к мирному разрешению конфликтов между людьми и государствами.
  7. Признание человечества как неотъемлемой части природы и экологический активизм.

Основные виды

Изначально гуманистическое движение развивалось и разделялось именно в свете его отношения к религии — можно проследить цепочку от мыслителей эпохи Возрождения, сочетавших стоицизм и христианство, до воинствующих атеистических философов Нового времени. Однако в прошлом веке, наконец, появились другие тенденции. Рассмотрим самые известные из них.

Литературный

Понимается как воплощение этих идей через литературные произведения. Авторы доносят их до читателя через создание образов, историй, пытаясь придать им соответствующие значения или заставить задуматься об их актуальности.

Культурный

Иногда так называют древнее философское наследие греко-римской цивилизации. Его восприятие в эпоху Возрождения дало толчок развитию и утверждению гуманистических идеалов в современном понимании.

Философский

это философская основа, или идеологический фундамент, на котором разрабатываются и воплощаются в жизнь гуманистические идеи. В качестве отправной точки можно рассматривать труды древнегреческих философов.

Религиозный

Это движение стремится к универсальной этике, типу религии, лишенной откровений и мистики, и ориентированной на практическое решение мирских проблем. Однако часто этому термину придается другое значение — концептуализация религиозных учений как источника человечности, претензия на абсолютную ценность человека как творения Бога.

Светский

Вероятно, это самая известная тенденция. Его приверженцы считают, что можно жить этичной и нравственной жизнью, не опираясь на религиозную мораль или заповеди. Для него также характерна вера в прогресс, в силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.

Народный

Довольно редкое определение. Иногда его используют для обозначения гуманистических идей, специфика которых обусловлена менталитетом конкретного народа или этнической группы. На практике он может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и убеждения конкретного общества.

Правозащитный

Сюда входят движения, выступающие за индивидуальные права и свободы в общественной, политической и частной сферах. Активисты стремятся защищать интересы граждан, которые находятся в невыгодном положении в плане взаимодействия с властями или угнетаются другими людьми.

Пацифистский

Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Однако пацифисты уделяют особое внимание борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость разрешения политических и социальных конфликтов путем переговоров. Пацифисты начали набирать силу в середине 20-го века на фоне войны во Вьетнаме.

Общественный

Этот подход значительно пересекается с подходом к правам человека, и иногда трудно отличить один от другого. Она подчеркивает комплексную работу по улучшению морали и морально-этического состояния общества в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(лат. humanus — человек, человеческий) — мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание культуры Возрождения, выраженное в научных, литературных, философских, педагогических и других взглядах, ставящих человека в центр мира. Родился в Италии. В первой половине XV века в Италии родился итальянский ученый. Итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе «humanitas» (человеческая природа, духовная культура). В Италии пятнадцатого и шестнадцатого веков термин «гуманитас» означал светскую ученость. Светское обучение (studia humana) противопоставлялось церковному обучению (studia divina). В противовес studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты изобрели studia humanitatis — новый набор гуманитарных наук, включавший грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику и этику, которая стала ядром этого набора. Термины «гуманист» и «г.» происходят от термина studia humanitatis. Гуманист» впервые появляется в 1490 году. Во второй половине 16 века это слово было введено в академические круги. Таким образом, стали назначаться эксперты и преподаватели философии, риторики, истории и поэзии. В Италии сложилось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, сведущем в истории, античной литературе, философии, поэзии и т.д.

Программа формирования новой гуманистической культуры была намечена Петраркой, а ее развитие было завершено его друзьями и преемниками — Боккаччо, Салютати и др.

Это. Г. охватил 3 столетия — с 14-го до начала 17-го века. В Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы Г. развивалось в конце 15-16 вв. Оно носило светский, антиклерикальный характер, способствовало раскрытию творческих способностей человека, его разума, признавало право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты заявили о разрыве с официальной церковно-схоластической культурой Средневековья, подвергли сомнению схоластику, ее претензию на универсальность формально-логического метода познания, выступили против религиозной этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, критиковали католическое духовенство, пороки монашества. Большинство гуманистов, однако, не порывали с религией и приписывали Богу роль Творца.

Главными проблемами гуманистической философии (в которой этика занимает ведущее место) были человек и природа, человек и общество. Гуманистическая этика признавала достоинство человека за индивидуальную свободу, интеллект, знания, труд и деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую моральную роль труда и видели благородство и достоинство человека в его делах, а не в благородстве его происхождения. Гуманисты отводили особую роль художественному слову, которое они считали ключом к пониманию мира и человека; они прославляли поэзию, предоставляя ей те же права, что и теологии. Для них источником мудрости была греческая и латинская античность, а также произведения «новых поэтов», особенно Данте. Обновление антропософского наследия соответствовало задачам, поставленным их собственной эпохой с ее растущей горной экономикой и зарождением раннекапиталистических отношений. Эта эпоха требовала расширения границ научного знания, основанного на просвещенных и рационалистических принципах. В 1540-90-е гг. ж. становится мощным идеологическим движением, укрепляются его позиции в области воспитания. Чтение университетских курсов стало важным для многих гуманистов, которые в этот период составили новый слой светской интеллигенции. Они также были активны в общественной сфере в качестве канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов, и даже католическая церковь не была застрахована от влияния цыган. Гуманистов, преуспевших в латыни и риторике, охотно приглашали на службу в папскую курию и одаривали церковными пребендами.

Основными центрами g в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя и Болонья. В итальянской гр. существовало несколько направлений: гражданская гр., флорентийский неоплатонизм, направления, основанные на эпикурейской этике Баллы и учении Альберти о человеке. Величайшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Багиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и многие другие.

Лит: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: образ жизни, образ мыслей. М., 1978; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические доктрины 14-15 веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Том 1. СПб, 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты в XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / под ред. Л.М. Братина. М., 1985.

Известные гуманисты

Первые представители гуманистического движения были теоретиками — они изучали философию и формулировали идеи. Но затем эти идеи были воплощены в жизнь другими людьми. Среди них были писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.

Франческо Петрарка (1304—1374)

Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латинской и древнеримской литературы. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических работ, философских и лирических произведений. Он считается основателем гуманистического направления в литературе.

Его творчество отражает острый конфликт между зарождающимися идеями гуманизма и господствующей теоцентрической системой ценностей, основанной на католицизме. Лирическая поэзия Петрарки, однако, характеризуется глубоким интересом к внутреннему миру личности, провозглашая его многомерность и ценности.

Лоренцо Валла (1407—1457)

Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Он изучал древнюю философию, а также юриспруденцию. Он написал книгу «О ложности дара Константина», которая стала основополагающей для исторической и филологической критики.

Он симпатизировал древним идеям эпикурейства — учению о жизни как источнике наслаждений. Он протестовал против церковного аскетизма, полемизировал против схоластики и отстаивал возможность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды он однажды подвергся преследованиям со стороны инквизиции.

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Он считается одной из величайших фигур Северного Возрождения, заложившей традицию критического анализа и изучения библейских текстов. В области теологии он активно развивал и защищал доктрину свободы воли. Он жил и работал в Нидерландах, Франции, Англии и Швейцарии.

Он был новатором в области педагогики и написал множество работ по воспитанию детей. Осиротев в раннем возрасте, Эразм вырос в сиротском приюте и сильно страдал от телесных наказаний. Во многом под влиянием этого опыта ученый активно работал над тем, чтобы защитить ребенка от насилия в семье и в учебных заведениях, которое было распространено в то время.

Джордж Якоб Холиок (1817—1906)

Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Он родился в пролетарской семье, работал учителем, активно выступал за создание кооперативов и написал ряд работ на эту тему.

Он был последним человеком в Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные высказывания. Известный тем, что ввел концепцию секуляризма, он выступал за нравственное воспитание через научный прогресс, без участия церкви.

Пол Куртц (1925—2012)

Выдающийся американский общественный деятель, университетский профессор и доктор философии. Он исповедовал скептицизм, полагался на критическое мышление и рационализм и яростно критиковал описания паранормальных явлений. Курц отличился как популяризатор научных знаний и был ключевой фигурой в движении за секуляризацию общества. Он был соавтором Второго гуманистического манифеста.

Елизавета Глинка (1962—2016)

Более известна как доктор Лайза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Она была членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и учредителем нескольких благотворительных фондов.

Она была одним из главных основателей национальной паллиативной медицины — области, занимающейся хосписами и поддержкой тяжелобольных или неизлечимо больных людей. Она активно помогала бездомным, инвалидам, детям, пострадавшим от стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. Трагически погиб в авиакатастрофе.

Значения слов синонимов к слову гуманизм

  • гуманизм
  • идеология
  • outlook
  • общество
  • философия

Ассоциации к слову гуманизм

  • возрождение
  • гуманист
  • человечество
  • хорошо
  • доброта
  • идея
  • люди
  • мировоззрение
  • направление
  • наука
  • общество
  • отношение
  • помощь
  • представитель
  • философия
  • строка

Синонимы к слову гуманизм

  • человечество
  • идеология
  • мировоззрение
  • общество
  • филантропия
  • философия
  • человечество
  • человечество
  • гуманизм

Все синонимы к слову гуманизм

Однокоренные слова к слову гуманизм

  • гуманизм
  • гуманист
  • гуманист
  • гуманист
  • гуманитарная
  • гуманист
  • гуманист

Все однокоренные слова слова гуманизма

Акцент в слове гуманизм

Вестминстерский словарь теологических терминов

Философская или религиозная точка зрения, подчеркивающая человеческие ценности, достоинство и достижения. Иногда его противопоставляют теологическому взгляду, который придает наибольшее значение Богу.

Представители гуманизма

Многие философы и писатели были сторонниками этого мировоззрения. Мы рассмотрим некоторых из них, тех, чей вклад можно считать наиболее значительным.

Франческо Петрарка (1304-1374).

Он был выдающимся итальянским поэтом, писавшим в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Возрождению). Он считается первым гуманистом, поскольку в его работах основное внимание уделяется жизни человека и его личным потребностям, он прославлял любовь и другие чувства.

Он привнес в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый человек имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живет для себя, а не для Бога;
  • каждый человек обладает свободой выбора и несет личную ответственность за свои решения;
  • нужно не мечтать о загробной жизни, а стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый должен стремиться к счастью, полагаясь только на свои силы;
  • не приносить свое счастье в жертву религии, а наслаждаться жизнью и любить своих близких;
  • каждый человек прекрасен как внутренне, так и внешне.

В Средние века человек считался «сосудом греха», в котором заключена божественная душа, подвергающаяся земным испытаниям всевозможными искушениями. Петрарка, напротив, популяризировал мнение о том, что человек — самое совершенное творение Бога. Будучи сотворенным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от созидания.

Джанаццо Манетти (1396-1459)

Великий флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, но отрицал все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, присутствующие в христианстве. Он также был противником религиозного аскетизма и предпочитал активную жизнь, основанную на развитии личности, обучении и творчестве.

Одна из самых важных идей Манетти заключалась в том, что людей следует оценивать по их личным качествам и достижениям, а не по их социальному статусу или богатству. Это может показаться банальным, но в 15 веке такое заявление звучало очень смело, потому что в те времена происхождение, титул и богатство имели огромное значение.

Лоренцо Валлат (1407-1457).

Итальянский историк и гуманист, он считал, что все естественное и правильное служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, удовольствия и счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму; он считал, что удовлетворение потребностей человека — это требование природы.

Одним из самых важных его достижений было доказательство того, что Дар Константина был подделкой. Это был документ, якобы написанный императором Константином, который передал власть в Римской империи римским папам. Именно через него папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валлат смог доказать, что этот документ не был написан лично Константином в III веке, а был подделан гораздо позже — в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм Роттердамский называл себя учеником Лоренцо Валли. Будучи высокообразованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в том числе в своем сатирическом произведении «Похвала глупости» (которое считается его самым известным произведением). Он высмеивал невежество и считал, что распространение образования — это путь к всеобщему счастью.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается величайшим ученым Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убежденным скептиком и считал, что философия — это сомнение. Большую часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он познакомился и подружился со многими гуманистами.

Гуманизм и гуманист: три направления

Несмотря на множество ответвлений, которые имеет гуманизм, израильский историк Юваль Харари решил создать новую классификацию.

В понимании Харари, существует три основных направления:

  1. Либеральная часть гуманизма — это либерализм, каким мы его знаем. Основными ценностями для этого типа гуманизма являются права и свободы, возможность расти и совершенствоваться, найти любовь и выбрать свой собственный путь.
  2. Социалистическим направлением гуманизма является концепция всеобщего счастья. Основные свободы, действия и права человека подавляются, потому что, по мнению властей, профсоюзный коллектив или партия лучше знают, что человек должен и чего не должен делать.
  3. Эволюционный гуманизм — это особый вид заботы о молодом поколении. Они должны вырасти сильными, здоровыми и способными выжить в любых условиях. Для этого потомство подвергается естественному или искусственному эволюционному отбору. Автор этой квалификации отмечает, что эволюционный гуманизм способен формировать фашистские идеи.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

гуманизм

Римский термин для обозначения пропаганды Цицероном идеала образования для знатных римлян, целью которого было просвещение людей через образование по греческому образцу (от лат. humanĭtas — человечность, гуманность). Слово «гуманизм» было использовано, в частности, Цицероном для описания «духовной культуры».

Педагогический терминологический словарь

гуманизм

(от латинского humanus — человечный, гуманный)

Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага личности как критерия оценки социальных отношений. В более узком смысле светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике, связано с изучением вновь открытых произведений античности.

(Педагогический энциклопедический словарь Бим-Бад Б.М. — М., 2002. с. 58)

Течение мысли и действия, ориентированное на общее благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении и свободе каждого человека.

Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

  • Полная свобода в развитии каждого человека как личности;
  • Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право личности на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей;
  • Концепция гуманизма выступает за максимально широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
  • Гуманисты признают важность взаимозависимости между людьми и необходимость взаимного уважения для дальнейшего развития человечества;
  • Гуманисты призывают к постоянному совершенствованию общества, чтобы никто не был лишен основных жизненных потребностей;
  • Гуманисты поддерживают развитие различных организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека, таких как Организация Объединенных Наций и так далее;
  • Концепция гуманизма направлена на мирное разрешение конфликтов между отдельными людьми, группами и нациями;
  • Основополагающим принципом гуманизма является отказ от верований, основанных на недоказанных религиях, догмах, убеждениях и суевериях;
  • Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения человеческих проблем;
  • Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления в сочетании с состраданием и духом сопереживания всем живым существам;
  • Концепция гуманизма утверждает, что люди являются полноценной частью природы и что наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

Что такое гуманизм - определение

Этимологический Словарь Русского Языка

гуманизм

Французский — humanisme.

На латыни это humanitas (любовь к человеку).

Слово «гуманизм» и прилагательные к нему («гуманитарный», «гуманистический», «гуманистический») появились в русском языке в XIX веке и к 1940-м годам уже были распространены, особенно в литературных и светских кругах. Самые ранние примеры частого употребления этого слова можно найти в сочинениях Белинского.

Стоит отметить, что в русском языке это слово появилось гораздо раньше, чем в западноевропейских языках (известно, что французский язык узнал это слово только в 1870-х годах; оно было заимствовано из немецкого, где было известно с 1850-х годов). Прилагательное «гуманитарный» появилось в русском языке позже и пришло из французского языка (от humain — «человечный»).

Оригинал происходит от двух латинских слов: humanus (человеческий, свойственный человеку) и humus (земля), сочетание которых образовало термин humanitas, «человеческая природа», «человеколюбие», «образование», «духовная культура».

Происходит от человечества, гуманист.

Читайте также: Православная церковная иерархия: духовные саны и чины по возрастанию + миряне, церковнослужители и священнослужители

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Гуманизм

Исторически сложилась как философское учение эпохи Возрождения, главные герои которого, такие как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Буде (***) и другие, называются гуманистами. Они основывались на изучении культурного наследия Древней Греции и Рима и пришли к идее ценности отдельного человека. В философии, однако, слово «гуманизм» используется в гораздо более широком смысле. Быть гуманистом — значит признавать человечность как ценность, даже как высшую ценность. Осталось выяснить, является ли эта ценность абсолютной, которую мы можем знать, различать и созерцать, или же она относительна к нашей истории, нашим желаниям, тому или иному обществу, той или иной культуре. В первом случае речь идет о теоретическом гуманизме, который может быть метафизическим или трансцендентным, но всегда стремится стать религией человека (см. «Человек-Бог» Люка Ферри (***)). Второй — практический гуманизм, который не претендует ни на какой абсолют, религию или трансцендентность; это не более чем мораль и руководство к действию. Первое — это вера; второе — преданность. Первый возводит человечество в принцип, сущность и абсолют; второй видит в нем лишь результат, историю, набор постулатов. На самом деле вопрос заключается в том, нужно ли верить в человечество, чтобы желать людям добра (теоретический гуманизм), или же можно продолжать желать им добра, не питая никаких иллюзий на их счет (практический гуманизм). Таков был гуманизм Монтеня, которому посвящена другая моя работа («Ценность и истина»). Таков и гуманизм Ламетриче (***): «Я сожалею о судьбе человечества, — пишет он, — которое, так сказать, попало в такие злые руки, как его собственные. Но это еще не повод бросать его на произвол судьбы, ибо руки, что бы там ни говорили, наши. Будучи истинным материалистом, Ламберт рассматривает человека как чистый продукт материи и истории (пресловутый тезис «человек-машина», на котором основан теоретический антигуманизм). Однако это не мешало ему, врачу по профессии, продолжать лечить людей, как и не мешало ему, как философу, стремиться понять и простить их. «Знаете, почему в какой-то степени я до сих пор ценю людей? — спросил он. И он ответил: «Потому что я серьезно думаю о них как о машинах. Если предположить обратное, то мало найдется тех, чье общество я считал бы достойным уважения. Материализм — это антитеза мизантропии. Вот гуманизм, лишенный иллюзий, он же защитный гуманизм. Мы должны уважать людей не потому, что они ценны; люди ценны именно благодаря этому уважению. Людей нужно любить не потому, что они добрые; просто не бывает доброты без любви.

И они должны получать образование не потому, что они свободны, а потому, что, получив образование, они имеют шанс стать свободными. Это то, что я называю практическим гуманизмом, который имеет смысл лишь постольку, поскольку побуждает нас к конкретным действиям. Гуманизм — это не вера, а воля. Не религия, а мораль. А как насчет веры в человечество? Я не очень понимаю смысл этой формулировки, потому что существование человека можно считать доказанным. Какое отношение к этому имеет вера? Для того чтобы желать людям добра и стремиться к прогрессу человечества, вера не нужна. Но мы находимся на такой низкой стартовой позиции, что должен быть способ немного приподняться. Именно этим занимается гуманизм в первом значении этого слова. Она побуждает нас к интеллектуальной и культурной карьере и к честному и внимательному изучению прошлого человечества. Это единственный путь в будущее, если мы хотим, чтобы оно развивалось так, как нас устраивает. Человек — не Бог. Так давайте хотя бы жить и поступать так, чтобы он оставался человеком.

***

Франческо Петрарка (1304-1374) был итальянским поэтом и основателем гуманистической культуры эпохи Возрождения. Автор сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов о жизни и смерти Лауры, он проникся чувством противоречия между аскетическим средневековым мировоззрением и новым мировоззрением.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения и ранний гуманист. В своей работе «900 тезисов» он выступал за всеобщее «примирение философов», признавая, что все религии и философские школы являются конкретными проявлениями единой истины.

Гийом Бюде (1467-1540) был французским ученым и гуманистом, знатоком древнегреческого языка. Он служил библиотекарем при дворе Франциска I. Он был одним из основателей Коллеж де Франс в Париже, центра изучения латыни, греческого и иврита.

Люк Ферри (родился в 1951 году) — французский философ, который был министром образования Франции с 2002 по 2004 год. Он является автором книг «Мысль 68: эссе о современном антигуманизме» (в соавторстве с Аленом Рено), «Homo aestheticus. Открытие вкуса в эпоху демократии», «Человек-Бог, или Смысл жизни» и другие книги. Он активно выступает в прессе и на телевидении.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) — французский философ, врач; первым во Франции представил последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма.

Оцените статью
Блог про религии мира