Священник Духанин Валерий Николаевич: биография, в каком храме служит, уроки православия

Личности

Детство Валерия

В детстве Валерий часто ходил в заброшенную старую церковь в деревне. Хотя мальчик в то время был неверующим, он почувствовал тайну этого места.

Происхождение и рождение

Духанин Валерий Николаевич, биография которого включает невероятный момент обретения веры, вырос в обычной советской семье. Он родился 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

Семья

Родители Валерия принадлежали к категории рабочих. Они были неверующими. О Боге в семье не говорили.

Каждое лето мальчик проводил со своей сестрой в деревне в доме бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как его бабушка молится на коленях перед ними. Незадолго до этого ее чуть не убило молнией — она ударила в землю очень близко.

Когда бабушка предложила внукам креститься, они отказались. В то время у Валерия не было веры, и он был равнодушен к разговорам о Боге.

Еще старцы и духовники

Однако отец Кирилл не одинок. Дар любви, который обильно сиял в нем, сиял и в других отцах Лавры.
Вот архимандрит Виталий (Мешков; умер в 2014 году). Никто не видел его подавленным. Его духовные дети были счастливы сказать: «Где отец Виталий, там и Пасха. К нему также потянулись учащиеся церковных школ и прихожане Лавры. В течение многих лет он ежедневно читал проповеди в православных храмах Лавры, ездил в Малинники за святой водой, которую привозил в больших емкостях, и эта вода предлагалась в здании Варваринского братства всем желающим. Однажды о. Виталий был назначен помощником управляющего, и из-за большой загруженности о. Кирилл дал ему благословение посещать службы братства только по понедельникам, средам и пятницам. В первое же утро, когда отец Виталий был готов пропустить службу с благословением, ему явился преподобный Сергий и напутствовал его. С тех пор отец Виталий не пропускал ни одного братского молебна на протяжении десятилетий. Иногда он отходил к Господу прямо перед началом братской службы. Двенадцать уверенных ударов колокола известили братию Лавры о кончине их коллеги, когда все собрались на службу преподобному Сергию.
Здесь был игумен Виссарион (Великий-Остапенко; † 2015). Он был настолько смиренным, что отказался от первой части своей фамилии по приходу в монастырь; она была восстановлена только после его смерти. Его жизнь могла бы стать темой для художественного произведения, а в монастыре он старался держаться в тени, как последний монах. Преданность была заложена в нем с юности. Например, в ранние годы, во время немецкой оккупации, он узнал, что его сестра будет депортирована вместе со многими другими в Германию, и убедил немцев забрать его вместо нее. Так они и сделали. А когда в конце войны наши пленные были освобождены, он встретился с советскими властями в качестве рабочего в Германии и год работал вместе с другими — восстанавливал разрушенный город Сталинград. Затем он отправился в монастырь преподобного Сергия. Дважды под давлением властей его изгоняли из монастыря, но и тогда он систематически появлялся на лаврских службах. Тихими, скромными словами он утешал тысячи людей. А еще он писал замечательные духовные стихи.
Архимандрит Ильяс (Рейзмир)
Вот архимандрит Илия (Рейзмир), который верно служил четырем Патриархам в Патриарших палатах. Он приехал в Лавру в очень молодом возрасте, чтобы поступить в семинарию. Он еще никому ничего не рассказывал о себе, но старец Лавры архимандрит Михей, увидев его, громко сказал: «Вот идет ученик преподобного Сергия». Николай, как звали отца Илью, еще до принятия монашества познакомился со старейшим благочинным того времени архимандритом Феодоритом (Воробьевым). Последний привел его в келью отца Матфея (знаменитого регента) и пророчествовал: «Отец Матфей, это наш будущий брат, примите его в свой хор. Помогите ему подготовиться к поступлению в семинарию».
Отец Илия, казалось, постоянно исповедовал братьев и прихожан Лавры. Я сам, живя в Сергиевом Посаде, регулярно ходил к нему на исповедь. И одна из моих очень серьезных проблем, давно грызущая мою душу, ушла после искренней исповеди отцу Илии и его строгих, но искренних слов. Бескорыстный, самоотверженный монах в бедной рясе, не оставивший себе ни копейки, он руководил дорогостоящим ремонтом патриарших покоев, и не раз приносимые ему пожертвования шли на нужды народа. Я свидетель этого. Он, по сей день уважаемый и ценимый Патриархом, не проявляет ни тени амбиций. Смиренный ученик смиренного аввы Сергия, он искренний монах и искренний труженик до конца.
Невозможно перечислить всех старцев и священнослужителей Лавры, с которыми Господь даровал нам благодать встречи….. Почему мы говорим о них? По этой причине.
Никто не представляет, что такие пасторы ежедневно занимаются фотосессиями, селфи, пиарят себя в социальных сетях, что они следят за популярностью своих страниц, гонятся за лайками, продвигают свои каналы на YouTube с помощью пиар-технологий и вообще стремятся популяризировать свой образ. Никто не подумает, что вышеупомянутые пасторы изучали психологические методы, проводили сеансы психоанализа со своими детьми, работали с подсознанием своих прихожан или делали что-то подобное.
Они поддерживали и сохраняли непостижимую для нас традицию простого и искреннего отречения от мира и следования за Христом. Как будто они, вместе с апостолом Петром, сказали Господу: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобой» (Матф. 19:27). Они следуют за Христом без раздумий и мечтаний. И поэтому они не осмелились продолжить предложение Петра: ведь именно следуя за тобой, «каков будет жребий наш?». (Матф. 19:27). Они служат Господу только потому, что не могут поступить иначе.
a8e5b7a795.jpg
Игумен Борис (Храмцов)
Вот игумен Борис (Храмцов; умер в 2001 году). Он прожил всего 46 лет, но поднял многих отчаявшихся к настоящей жизни. Я встретил отца Бориса только один раз, совершенно случайно, когда он поднялся в общежитие под общежитиями академии. Он спросил меня об одном из студентов, в комнате которого он остановился. Меня поразили глаза отца Бориса: тихие, добрые, эти глаза кротко проникали в тебя своей чистой, неземной, бескорыстной любовью; глаза, готовые сочувствовать и поддержать тебя, каким бы ты ни был сам. Всего один взгляд, и он запечатлелся во мне на всю жизнь. Я сожалею, что в то время я почти ничего не знал об отце Борисе, никогда не встречал его и не разговаривал с ним. Позже я много слышал о нем от тех, кто участвовал в его служении.
Вот воспоминания одного из его детей:
«У отца Бориса был особый дар исповеди. Сколько его духовных детей впоследствии вспоминали об этом: «Он взял на Себя такие грехи, которые никто другой не мог взять. Я даже не ожидал, что смогу это вспомнить и пересказать. Я узнал об этом сам, прожив неделю в скиту и каждый день ходя на исповедь к священнику. Я думала, что все закончилось, что я исписала всю тетрадь, но когда я пошла на исповедь, новые грехи снова всплыли на поверхность. Вы читаете ему все, а он так ласково улыбается и спрашивает с любовью и доверием: «Ты ничего не забыл?» И сердце снова начинает болеть. Он хочет освободиться от внутренней грязи, чтобы не потерять душевный покой, обретенный после стольких страданий. Отец Борис знал, как заставить кающегося заглянуть глубоко в свое сердце. И радость после этого, после разрешительной молитвы, была такой, как будто человек родился заново. В моей жизни были контакты с хорошими психотерапевтами. Но утешение, которое я получил от отца, было не человеческим, а божественным. По молитвам отца Бориса Сам Господь даровал человеку Свою всемогущую помощь. Действительно, в то время с отцом Борисом я почувствовал, что исповедь — это таинство.
Я часто направляю к отцу В. людей в особенно трудных ситуациях, а точнее тех, кто слишком подавлен, слишком отчаялся и опустил руки. Фактически, отец В. убедил меня стать священником навсегда.
Зачем направлять меня к отцу В.? Потому что он один из тех редких священников, у которых есть время и энергия для каждого, кто приходит. В основном все заняты, все спешат. Но у о. В., несмотря на его плотный график, находится время для тех, кто приходит.
Он, как и любой другой пожилой человек, обладает той же детской радостью, теплотой, естественностью и необыкновенной внутренней активностью. Он о себе, для себя — ничего, он весь в вас.
Он смотрел на вас своим нежным, пронизывающим взглядом и тут же тихо говорил вам на ухо все, как есть, что вы допустили и чего не должны допускать. Он скажет вам так, что вместо обиды ваша душа вдруг почувствует свободу, и вы примете важное для жизни решение. Он радуется вашим успехам, как своим собственным. Радостный тон его голоса придает вам сил.
Для нас в духовном руководстве важны, конечно, не ясновидение или чудеса. Хотя Господь обеспечивает и это, благодаря нашей слабости. Самое главное — это трезвый, здравый совет. Много раз слово отца В., как обоюдоострый меч, разрубало узел жизненных проблем, запутанных ситуаций и сумбурных мыслей. И даже когда я думал, что он не прав, потому что сила моего рассудка убеждала меня в том, что он не прав, время показало мне обратное. Ошибки стали результатом непослушания.
Внешне можно сказать, что отец В. — инвалид. Несколько операций, рак и т.д. Много раз я наблюдал поразительную истину: он вроде бы болен, но в то же время более радостен, чем здоровые люди, которые к нему приходят. Они, здоровые, приходят к нему с разбитым сердцем, а он, больной, но более радостный, чем они, внушает им ту же духовную радость, которой обладает сам.
Однажды к нему пришел мой друг Андрей со своей дочерью. Он приехал на своей дорогой машине. Как всегда, к о. В. пришло много людей. Он лечит всех. Он обращал внимание на всех. Разговор состоялся, но внутренне Андрей чувствовал легкое разочарование от того, что ничего особенного, просто какая-то встреча. Он приготовился ехать обратно. Машина стояла на ручном тормозе, а из-за высокой цены автомобиля этот тормоз является электронной кнопкой. Он нажимает на кнопку, а ручной тормоз не отпускается — я не могу вести машину. Проделал это в обоих случаях — не сработало. Я позвонил в дилерский центр. Опытные специалисты сказали: «Откройте там дверь и потяните за провода». Я открыл его, потянул изо всех сил — ничего не вышло. Мне пришлось вызывать эвакуатор из Москвы, а до аббатства было далеко. Шел дождь, разразилась непогода. Прождав долгое время, Андрей и его дочь снова пошли к священнику. Увидев их, отец В. сказал: «Что, Андрей, машина не заводится? Подождите немного, я сейчас вернусь». Он надел епитрахиль, рясу, и пошел в свою маленькую комнату, где была только его кровать, стол и кругом иконы со святынями. Какие обряды он там совершил? Как он молился? Неизвестно. Но как только Эндрю и его дочь подошли к машине, машина завелась, кнопка сработала как ни в чем не бывало. Оставалось только отменить эвакуатор и отправиться домой.
Православие — это не теория, это не философские рассуждения. Православие — это опыт реальной связи с живым Богом. И это ответ на искреннюю молитву.
Что привлекает нас к таким пасторам? Почему наше сердце готово открыться и принять их слово, как сухая земля принимает росу, которую она ждала? Я задаю себе этот вопрос, и ответ очевиден. Не гламур ежедневных фотосессий, не американские улыбки на камеру с модно распахнутой дорогой рясой или бязью или даже галантным светским нарядом, не самодовольные споры в социальных сетях обо всем на свете, не психологические приемы и снисходительный взгляд высшего ученого. Нет, не это. Что это такое? Жизнь простая, сердечная, внешне безыскусная, без излишних манер — но вся она прожита во Христе, вся она как живое Евангелие. А сам пастырь — это живой образ живого Христа. И тихий ветер благодати Святого Духа.
Эти пастухи были и остаются удивительными в своем образе жизни, и о каждом из них можно было бы написать книгу. Они были решительны в своем служении, в своей работе, в своей преданности Богу и своим ближним. В их жизни присутствует полное самозабвение, простота и подлинность. И никакого нарциссизма или самолюбования. Они подобны детям и поэтому находятся в Царстве Небесном больше, чем мы. И разве наша душа не стремится к тому, что является настоящим, подлинным? Именно это она находит в тех, о ком мы говорим.

Юношеские годы и молодость

В возрасте 13 лет Валерий и его сестра были крещены. Он не мог объяснить себе, почему было принято такое решение. Во время таинства крещения молодой человек почувствовал перемену в своей душе. Радость и легкость переполняли его. Больше не было никаких сомнений в существовании Бога.

Духовное образование

Всю свою молодость отец Валерий посвятил совершенствованию своего духовного образования.

Этапы:

  1. В 1992 году молодой человек становится пономарем и лектором в церкви Покровской Богоматери в своем родном городе.
  2. Позже он переехал в столицу.
  3. В 1996 году он окончил Московскую духовную семинарию. К нему прилагалось послушание в церкви.
  4. В 2000 году он получил диплом Московской духовной академии (МДА). Во время учебы он занимался миссионерской и социальной работой. Он часто посещал заключенных в местах лишения свободы и беседовал с ними о православной вере. Он также участвовал в организации сборов вещей и продуктов питания для заключенных.
  5. Во время учебы в Московской Патриархии будущий священник работал помощником проректора по учебной работе.

Он был сотрудником Академического миссионерского отдела. Он также участвовал в преподавании на богословских курсах, открытых МДА.

Работа в семинарии

В 2003 году Валерий Николаевич поступил в Николо-Угрешскую семинарию Московского Патриархата, расположенную в Дзержинске Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

Священник также служит преподавателем византологии, апологетики, патрологии, основ и методики катехизации.

Утрата пастырства

«Порази пастыря, и овцы разбегутся» (Зах. 13:7). Отвлеките пастыря от главной работы в жизни, и вы разрушите его служение. Вовлеките его в профессиональный спорт, рок-концерты, маркетинг, PR-технологии, изучение трендов и шумихи — и у него не останется времени на душепопечение. Изменится и сам его дух. Почувствовав вкус популярности, получив восхищение своим имиджем, он будет серьезно искушен — сладостное удовлетворенное чувство будет нашептывать ему, что он теперь «звезда». Он не заметит, что падающие звезды всегда горят ярко, завораживая взгляды собравшихся зрителей, а после них остается лишь терпкий дымок.
Из-за своей духовной незрелости он ловко смешается с модными «крутыми парнями». — сленгом, понятным миру, образ жизни по правилам этого мира. Мирская жизнь пройдет, но образ этого мира запечатлеется на нем. Сейчас он весь в пучине модных интересов, его сердце — в социальных сетях, продвижении себя, создании популярности своего образа, получении «лайков». И благоговение уже тяготит его, он выше чужих страданий, душевная боль редко посещает его.
Я тесно общался с теми, кто встал на этот путь. С некоторыми из них я не был знаком лично, но мог наблюдать за их деятельностью. Я долгое время восхищался ими, потому что не мог не признать то, что видел в результате их работы: их уважали рокеры и блогеры, у них была профессиональная психология, они были уверены в себе. Блеск созданного ими образа сиял при самом искусном освещении. Созданные ими блоги привлекали своим независимым взглядом, они не боялись бичевать пороки других и смело говорить о неадекватности нашей церковной среды. Некоторые из них добились успеха в бизнесе, в очень благом деле — строительстве церквей и больших церковных комплексов. Рядом с ними я видел себя маленьким карликом по сравнению с гигантами, которые нашли общий язык с миром и общее дело, через которое, как мне казалось, они наглядно засвидетельствовали силу православия.
Прошли годы и даже десятилетия, и вдруг я с удивлением обнаружил, что они больше не священнослужители. В прямом смысле этого слова. Одни были лишены священнического сана, другие изгнаны. Некоторые, как успешные блогеры, оставили священство и занялись профессиональной психологией.
К сожалению, это не вымысел. Сначала священник становится «киберпопом», активным в медийном пространстве, завоевывая интернет-аудиторию и вызывая всеобщее изумление. Затем наступает неизбежное искушение. Затем происходит немыслимое: священник бросает свое служение и поступает в университет, чтобы стать психологом. История правдивая, но кроме разочарования она ничего не добавляет.
Конечно, в каждом отдельном случае все очень индивидуально. И мы не смеем никого осуждать. Но разве не было так, что мир, который они выбрали своим, поглотил их, накормил своим содержимым и, незаметно для них самих, сделал их чужими для Церкви? Безжалостные челюсти мирской жизни, схватив их своими клыками, тщательно пережевывали их, чтобы через некоторое время выплюнуть как лишних для самого мира.
Талантливые миссионеры, апологеты и проповедники, талантливые в самом положительном смысле этого слова, как казалось, сейчас не находятся ни у алтаря, ни у кафедры, ни рядом с кафедрой.
Почему все сложилось именно так? Было ли это искушение, присущее живой деятельности, или же сама их деятельность стала для них искушением? Я не знаю.

Писательская деятельность

С 2004 года активно публикуется в православных изданиях. Большинство его статей посвящены жизни людей в сложном современном мире.

Кроме того, Валерий Духанин является автором многих популярных книг о православии:

  • «Скрытый мир православия»;
  • «Как научиться правильно молиться».
  • «Защити нас, Господи, от суеверий, оккультизма и коррупции».
  • многие другие.


Книга Валерия Дуканина «Сокровенный мир православия».

Произведения Валерия Душанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Научить православных христиан, как встать на правильный путь и победить в борьбе со страстями.

«Христос понимает нашу безысходность»

— Ваша история говорит о том, что мы должны радоваться своей болезни, воспринимать ее как благо. Но это звучит несколько богословски, отец Валерий. Как вы можете радоваться, если вы испытываете физическую боль, если вы подавлены, если вы внутренне опустошены?

— Ты не можешь. Когда вы не можете поднять себя, радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя я был очень привязан к книгам. Внезапно я обнаружил, что не могу читать больше полутора страниц в день.

Все, что оставалось, — это молитва. Когда вы наполняете ею свои страдания, они тоже обретают смысл, и тогда Господь вдруг дарует вам свет.

Затем приходит радость, но в новом качестве: радость внутреннего освобождения. Но впереди еще долгий путь. После операции мне было практически невозможно общаться.

— Ты не можешь говорить?

— Нет, физически я могу. Но я была морально истощена. Вы поговорили немного, и у вас закончились силы. Раньше я исповедовался кому-то, давал какие-то советы. После операции вся моя прежняя жизнь оборвалась.

Возможно, эта операция даже стала днем нового рождения. Человек также приходит в этот мир с болью: он плачет и только потом учится улыбаться и быть счастливым. После операции все изменилось. Мне пришлось уйти из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня многое зависело. У меня также было много пасторской работы….. Но у меня больше не было сил.

По какой-то причине люди, когда видят человека с онкологическим заболеванием, показывают на него пальцем. Возможно, именно так раньше смотрели на прокаженных. Они испытывают сострадание и не думают о том, что каждый человек умрет.

Трагедия не в том, что человек неизлечим, а в том, что «иногда они умирают внезапно».

Из врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя не страдали никаким раком. Все они заканчиваются одинаково. И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради разрушенного мира.

— Вы как-то написали, что наш крест всегда соответствует нашим силам, нашим возможностям. Но что делать, если человек лишает себя жизни, как это сделал отец Андрей Немыкин? Или, скажем, в Бердисеке мать убивает своего сына с церебральным параличом и сама кончает жизнь самоубийством. Означает ли это, что тест не соответствовал поставленной задаче? Почему?

— Человек ходит как по ниточке, он может упасть в пропасть. Но если вы не вырвете свою руку из Божьей руки, Господь пронесет вас через все. Да, иногда люди получают такие испытания, когда кажется, что все безнадежно. Но этот момент — самый драгоценный. В конце концов, даже Спаситель прошел через это. В Гефсиманском саду, предвидя предстоящие Страсти, Он сказал: «Да будет воля Твоя». И здесь есть пик — уже на Кресте, где Он сказал: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня?».

Таким образом Христос показывает, что наша безнадежность также понятна Ему. И это дано нам не просто так. Даже в такой безнадежности человек все еще хочет принять Бога? Или нам нужен только Его комфорт? Именно здесь и проявляется самоопределение человека. И после этого Господь являет Свои чудеса.

— Почему за физические страдания дается духовное очищение и особые, как вы говорите, венцы на небесах? Почему молитвы и праведной жизни недостаточно для Бога?

— Моральных страданий достаточно, я думаю (улыбается). Это просто для каждого свое. Самые тяжелые испытания — нравственные. Например, вы не больны, но кто-то вас предал. Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому вы говорите о них. Но перед Богом важно то, что человек чувствует внутри.

— Если человек потерпел неудачу, сломался, ушел из жизни, мы не оправдываем его, но и не осуждаем. Но что же нам тогда делать?

— Мы раскаиваемся… Каждый из нас несет в себе образ Бога, и потеря человека — это большое горе. Но мы отдали его судьбу в руки Бога. Если он пережил нервный срыв, то поступок может быть мотивирован так, как мы не можем понять своим грешным умом.

У каждого человека есть свой внутренний мир, и все находится только в масштабах Бога.

Мы не имеем права требовать от другого, чтобы он был идеалом христианской жизни, потому что мы сами постоянно грешим.

— По свидетельствам очевидцев, на похоронах отца Андрея Немцова не присутствовал ни один священнослужитель. Разве это не осуждение?

— Вы можете прийти, если человек находится рядом с вами. Возможно, они хотели показать, что не оправдывают этот поступок среди духовенства….. Чисто по-дружески не было бы ничего плохого в том, чтобы почтить память. Но у священников нет никаких обязательств. Если епархиальное руководство вдруг решило сделать это, то оно должно было подчиниться приказу.

— Правильно ли это с человеческой точки зрения?

— По-человечески это горько… Я считаю, что достаточно было не проводить похороны в церкви, по правилам церкви. И очень важно видеть, как ваш любимый человек отправляется в свой последний путь.

— Приезжали ли к вам люди из приграничных штатов?

— Они приходили и продолжают приходить. Например, человек занимался бизнесом, вел различные проекты, а потом вдруг выяснилось, что он не рассчитал свои возможности, и все начало рушиться. Оказалось, что он подверг опасности своих близких, и если дело дойдет до суда, их также заставят выплатить некоторую сумму денег. Тогда человек впал в отчаяние и решил раскинуть руки: «Ну, просто откажитесь от жизни, если все так плохо».

Однако эта ситуация обманчива. В действительности проблема существует в сознании. Еще ничего не произошло, никто не подал на него в суд, но он уже заболел просто потому, что не выполнил свой контракт.

В таких ситуациях человек увязает, как в раковине. И это нужно сломать, показать, что мир гораздо шире, что Господь через эти падения дает путь к чему-то лучшему. И тогда человек либо совершает необдуманный поступок, либо уповает на Бога. Он делает первый шаг, казалось бы, в пустоту, но Господь держит его за руку.

— Отец Вячеслав Перевезенцев, написав о смерти хирурга и онколога Андрея Павленко, задался вопросом, почему уходят лучшие и почему не вовремя? Как бы вы ответили?

— С человеческой точки зрения, да, но не во времени. В Евангелии от Марка есть притча о сеянии и всходах.

Сначала появляется зелень, затем колос, затем семена. И как только наступает время жатвы, серп немедленно пускается в ход.

Бог ожидает, что в какой-то момент своей жизни человек максимально реализует свой потенциал. И если это происходит, Бог забирает его. И после этого душа будет открыта в вечности. Я понимаю, что это трудно объяснить в человеческих терминах….

— Но вы как-то написали, что не хотите быть похожим на плод, срезанный раньше времени.

— Допустим, я общаюсь со своей матерью. Мне будет 45, ей 75, и она сказала: «Как будто она еще не жива!». Сколько бы времени вы ни дали человеку, он не в состоянии его заработать. Четыреста лет или тысяча, как у прародителей в Бытие. Человек не предназначен для определенного количества лет, он предназначен для бессмертия. Любой срок не удовлетворит нас. Только вечность может насытить душу, но вечность — с Богом.

Духовное образование

С тех пор жизнь Валерия круто изменилась. На самом деле отец Духанин решил стать священником в возрасте 14 лет, но до этого оставалось еще много лет:

  • 1992 год — принял послушание в Покровском храме г. Оренбурга в качестве элоквентаря и аскета;
  • 1993 — Окончил среднюю школу.
  • 1996 — Окончил Московскую духовную семинарию. Во время учебы он выполнял обязанности послушного слуги в церкви семинарии.
  • 2000 г. — 2000 — Окончил Московскую академию со степенью магистра богословия. Во время работы в Академии он был членом академического миссионерского отдела, занимался просветительской и благотворительной деятельностью в тюрьмах: проводил беседы, лекции, организовывал материальную помощь заключенным, преподавал богословские курсы, был заместителем проректора по учебной работе (до 2002 года).
  • 2003 — стал преподавателем (апологетика, византология, патрология), а затем проректором по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии.
  • 2011 — 2013 — Работал на радио «Радонеж», вел программу «Скрытый мир православия». На телеканале «Радость моей жизни» он ведет авторские программы «Феномен веры», участвует в качестве гостя или эксперта в других православных и молодежных проектах, таких как дискуссионный клуб «СО-ВЫ», ток-шоу в честь поэта N. Мельников, «Свет Угреши» и другие.
  • 2 марта 2014 года. — Ординация в диаконат.
  • 8 октября 2014 года. — Он был рукоположен в священники руками Патриарха Кирилла. Он служит в церкви Казанской Божьей Матери, иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря.


Отец Валерий Духанин во время богослужения

В течение многих лет отец Духанин по разным причинам избегал сана священства, посвятив себя написанию книг, преподаванию в семинарии и другой просветительской и миссионерской деятельности. Ему удалось жениться и родить троих детей.

Но потом все как-то изменилось, и о. Валерий понял, что ему суждено стать священником и что для того, чтобы учить будущих священников, он должен сам стать священником.

Еще об отце Кирилле

У нас не было ни мобильных телефонов, ни подключения к Интернету. Однако, как только отец Кирилл прибыл в Лавру, все передавали друг другу хорошие новости. Люди собирались там и тогда — у алтаря, где выступал отец Кирилл, в его келье (для молитвы днем или для общей исповеди вечером) или в специальной комнате рядом с прихожей. И не было ни одного человека в Лавре и московских богословских школах, который бы не прислушался к слову отца Кирилла.
Помню, что накануне праздника преподобного Сергия я пришел к отцу Кириллу, как оказалось, вместе с архиереями, приехавшими на праздник. Митрополиты, очень почтенные владыки, и вот я, ничтожный семинарист. Эти правители настолько почитали Его, что сами, словно ниже себя по рангу, возложили руки на крест и склонили головы, прося Его благословения. Но больше всего меня удивило то, что батюшка радовался с такой же искренней радостью, как и прибывшие епископы. И такую любовь, чистую, искреннюю любовь он испытывал абсолютно ко всем.
Мы не жалели его. Нам казалось, что раз он старше, значит, он все выдержит, вытерпит и выкарабкается. Мы обременяли его бесконечными проблемами, заботами и печалью. И он был очень утомительным и выносливым. Мы ушли со вздохом облегчения, со свободной душой и какой-то невыразимой радостью. Не раз священник помогал нам в критических ситуациях. Однако его здоровье стало подводить. Монастырские власти все строже ограничивали доступ к нему. Это была естественная забота о жизни и здоровье старейшины, и мы осудили руководство за «преследование старейшины».
3f6c3e3ae0.jpg
Сергиева Троицкая лавра
Наш мир очень ограничен. А пространство и время имеют границы, которые очень неудобны для наших душ, созданных с расчетом на вечные небеса. И эти границы неуютно проявляются, когда мы только что обрели пожилого, милостивого духовного отца. В камерах не 150 человек, и за один день священник не выслушает всех жаждущих, даже если бы захотел. Пространство и время не позволяют нам этого сделать. Но когда отец Кирилл был в Лавре, все знали, что духовный отец, старец, с нами, и поэтому самим своим присутствием Господь не оставит нас. Пока отец Кирилл находится в Лавре, никто из нас не является сиротой или бездомным.
В чем гениальность назореев отца Кирилла? Он объединяет нас всех. Потому что он любил всех так, как будто только и ждал этого человека. Ни разу я не слышал, чтобы он кого-то осуждал. Он говорил хорошее обо всех, так что все обиды друг на друга прекратились. Для каждого нашлось что-то теплое и гостеприимное. Так в присутствии отца Кирилла все разногласия прекратились.
Многие священники добры, но эта доброта человеческая. Есть немало здравомыслящих, способных дать трезвый и взвешенный совет, но это еще и большой жизненный опыт. Доброта, любовь, благоразумие отца Кирилла были какими-то неземными, божественными.

Зрелый возраст

Священнослужитель совмещает работу в церкви, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В своих передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто находится на пути обретения веры.

Служба в церкви

2 марта 2014 года он был рукоположен в сан диакона. 8 октября того же года он был рукоположен во пресвитера Святейшим Патриархом Кириллом в Троице-Сергиевой лавре.

Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери в Казани и иногда в других храмах Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

Названия некоторых из них таковы:

  • «В праздник Богоявления».
  • «Пагубность греха и его преодоление».
  • «Когда есть возможность делать добро».

Священник проводит беседы в православных средних школах, воскресных школах и богословских кружках. Он также участвует во встречах и конференциях, посвященных духовной жизни.

Участие в телепередачах и на радио

Помимо церковной службы, священник участвует в телевизионных программах в рамках своей миссионерской деятельности.

Священник участвовал в телевизионных программах:

  1. «Уроки православия».
  2. «Воскресная школа».
  3. «Свет Угреши».
  4. «SO-YO».
  5. «Феномен веры».

В первой программе из списка на телеканале «Союз» священник дал серию уроков об аскетизме и о трудах святителя Игнатия (Брянчанинова).

В программе «Воскресная школа» ведущий о. Валерий и дети рассказывают о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и многом другом. Одна из передач была посвящена праздникам и тому, как провести их с пользой для студентов.

Священник несколько раз выступал в качестве гостя в программе «Свет Угреши».

В 2013-2014 годах был экспертом молодежного клуба «SO-You» на телеканале «Радость моя».

Он прочитал тридцать телевизионных лекций (2011-2012) в рамках программы «Феномен веры».

Названия некоторых тем следующие:

  1. «Смысл страдания».
  2. «Суеверие».
  3. «Все ли религии ведут к одному и тому же богу».

Священник часто отвечает на вопросы зрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

На радио «Радонеж» он ведет программу «Сокровенный мир православия», где обращается к теме веры в современной жизни.

Борьба с болезнью

В июне 2018 года священник был гостем программы «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, которую ведет Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с раком и его духовной составляющей. В марте 2018 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о том, как победить болезнь.

Верующие на православных сайтах призывают молиться о здоровье священника.

«Голгофа длилась полтора года»

— Вы сравнили пробуждение после операции с личным, маленьким воскрешением. Какой была ваша Голгофа тогда?

— Голгофа всегда неописуема… Это глубина запретного страдания, которую трудно передать рациональным языком. Никто не может выразить это. Но одно я могу сказать. Суть Голгофы в том, что она полностью расплавляет вас. Он подобен огню, который очищает золото от примесей. Каждый человек — это образ Божий. Но иногда вы смотрите на чью-то жизнь и спрашиваете: «Что такое образ Божий? В нем так много примесей, что трудно найти настоящее золото. Страдания очищают его в нас.

Конечно, когда со мной все произошло, я не думал об этом, это было бы глупо. После этого вы просто дрейфуете.

Но за этим стоит нечто высшее — то, что мы называем Провидением.

— В какой момент это произошло?

— Это весь период. Когда вам разрезали брюшную полость на 30 сантиметров, вынули все, очистили ее…. После операции было ощущение, что тело и душа буквально перевернулись вверх дном. Как будто из вас удалили не только опухоль, но и что-то греховное.

Голгофа продолжалась и после операции. Я никогда не мог представить, на что похоже это состояние. Каждое движение причиняло боль. И врачи потребовали, чтобы он встал и пошел.

Затем химиотерапия. Невозможно было нормально дышать. Все было настолько плохо, что моя жена попросила детей помолиться. Когда я была в реанимации, я думала, что умираю. Я также пыталась читать молитвы про себя. Что еще нужно сделать? Просто обратиться к Богу.

— Что я хотел изменить, улучшить, восстановить в тот момент?

— Я раскаялся в своих слабостях. Я понял, как сильно я люблю свою жену и детей. Я хотела сохранить любовь. Обычно священник теряется в служении, и у него всегда остается мало времени на семью. И получается, что вы креативны, вы строите, но самого главного не хватает. Тогда это самообман. Вы не можете давать советы другим семьям, если не можете построить свою собственную семью. Это то, что я хотел исправить.

— Вы прошли в общей сложности 25 процедур химиотерапии и 25 процедур радиотерапии. Как долго они продержались?

— Долгое время… Я вообще-то думал, что будет шесть. Первая химиотерапия была в Москве, и я должен был приехать сюда в следующий раз. Однако получилось так, что после первого я получил интенсивную терапию и вынужден был лететь на лечение в Израиль. Чудесным образом это произошло так быстро. Вы пытаетесь подготовиться за два дня! До этого я никогда не был за границей.

Там врач начал новый курс химиотерапии, но разделил шесть курсов на два, чтобы получилось 12.

Было много чудес, странных для человека вещей.

Мы побывали в греческом монастыре на Масличной горе. Я думал о смерти, разговаривая с отцом Ахиллеосом. И вдруг он сам сказал, хотя я ничего не спрашивал: «Теперь ты не умрешь. Бог даст тебе время жить, но эта болезнь — для очищения. Ты очень хороший человек, но у тебя есть грехи».

Тогда врачи сказали, что лечиться бессмысленно — спасения нет.

— Каким был тот день?

— Моя жена должна была вернуться домой, чтобы отвести детей в школу. Мы с мамой поехали в больницу и вместе выслушали приговор.

Я ответил: «Что теперь?». — «Теперь вам нужно заплатить за прием. Это будет стоить 800 долларов». И я чувствую, что на моей шее петля — я не могу дышать. Дело, конечно, не в деньгах, но мы как будто оторваны от жизни.

Мама сначала молчит, потом пытается меня подбодрить: «Ничего страшного, мы все равно продолжим. Но ее голос уже немного ломается. Она нашла в себе силы не плакать….

В России мы перешли к еще одной химиотерапии, еще 12. А затем 25 радиостанций. Они проводились каждый день, кроме субботы и воскресенья. Все вместе длилось почти полтора года.

Самые неприятные моменты … Например, после возвращения после облучения. Вы сидите за рулем, вам плохо, но вы должны как-то добраться до места. А когда у вас нет машины, у вас вообще нет сил: вам нужно где-то присесть и отдохнуть. Поэтому Голгофа должна была продолжаться.

— Но все было кончено, не так ли?

— Когда мы переехали сюда, в деревню под Сергиевым Посадом, все уже было кончено. Именно здесь я скатился с кровати. Если раньше я жил горизонтально, то здесь я стал жить вертикально (смеется).

Как сказал святой Иоанн Златоуст, человек не случайно был создан с таким расположением тела: он был создан, чтобы стремиться к небесам. Греческое слово «человек», антропос, буквально означает «смотрящий вверх». И вверх означает не только к солнцу и звездам, но и в духовном смысле. И вот, следуя, так сказать, предназначению человека, я поднялся и начал ходить каждый день.

Читайте также: Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

Подлинное пастырство

Пастырство невыразимо, как невыразим и Тот, Кто дал его нам. Там, где это не столько человеческое, сколько божественное, там язык человека приглушен. Как объяснить тайну воскресения души, преодоления грехов, чистой любви, радости?
Православному пастырю трудно дать рациональное толкование, так же как трудно объяснить тайну рождения и тайну любви. Точно так же тайна духовного возрождения и духовной любви, тайна единения души с Богом, духовность, священническое служение — все это трудно описать рационально. Там, где речь идет не столько о человеке, сколько о Боге, где действует Божья благодать, там язык человека умолкает.
Со стороны все очень понятно. Как сказал мне с улыбкой один пожилой священник, в пасторском служении существует правило трех «а»: алтарь, кафедра, пюпитр.
Алтарь здесь относится к богослужению, потому что оно происходит на алтаре. Но в более широком смысле оно также включает в себя каждое таинство, даже самое маленькое в доме, которое незримо приводит душу к алтарю Божьему.
Проповедует, конечно же, с кафедры. Но в широком смысле это означает каждое публичное слово священника.
Кафедра — это место, где совершается исповедь, потому что таинство покаяния совершается на кафедре, где лежат крест и Евангелие. Но в более широком смысле это означает пастырскую заботу священника в целом, его личную беседу с каждым человеком, который обращается к нему с душевной болью.
Внешне это так, но внутренне…. Внутренне это полное следование за Христом, служение до самозабвения, что является сутью пасторского служения.
0cbb7ccb6e.jpg
Архимандриты Тихон (Агриков) и Кирилл (Павлов)
Что такое жертвенность пастора? Например, так. Пожилой монах Варнава Гефсиманский (+ 1906), исповедовавший тысячи людей со всей России, после очередной исповеди, обессиленный, прошел с крестом и Евангелием к алтарю, преклонил колени перед алтарем и таким образом отдал душу Богу. От алтаря земного храма Он вознесся к алтарю небесному. Или архимандрит Тихон (Агриков, он же Пантелемон; умер в 2000 году), на проповедях которого таяли сердца и за ним шли толпы людей (за что, кстати, безбожные власти изгнали его из Лавры): он прошел к Господу в алтарь после слов «Слава Тебе, показавшему нам свет! Самой своей жизнью он прославил Истинный Свет и перешел в Истинный Свет. Эти пастыри оказались верными Церкви до конца, всецело отдавая себя служению.
А вот что говорил о пастырстве сам архимандрит Тихон (Агриков), когда преподавал пастырское богословие в Московской духовной академии:
«Пастырь Церкви Христовой должен гореть любовью к людям и любовью к верхнему миру; пастырь должен любить, как воздух, чтобы дышать. И любить без различий, без расчета, без выбора. Любить всех, угождать всем — это постоянный и молчаливый праздник истинной пастырской любви, потому что пастырь без любви подобен цветку без цвета, утру без рассвета, дню без сияющего солнца, или, как говорит апостол, подобен погасшей звезде, блуждающей во тьме ночи (Иуд. 1: 13).
Жертвенные пастухи — они есть и сейчас. Они всегда там, потому что Церковь всегда с нами.
Самое худшее в пастыре — это то, что он не жертвенный. Его служение превращается либо в утомительную переработку своего времени, либо в демонстрацию своего мнимого величия, подчеркивание своего высокого положения, постоянное напоминание другим о необходимости подчиниться, их непослушание и т.д. В целом, это вызывает большой стресс.
Прихожане быстро распознают, является ли пастор молитвенным лидером или нет. Является ли молитва для него формальностью, требованием денег, или пастор готов молиться за вас и искренне желает вашего спасения.
Когда я сам стал священником, я заметил удивительную истину. Если вы торопитесь сделать услугу, сделать ее быстро, уйти пораньше, то внутри вас происходит сбой. Всякое служение начинает утомлять вас, обременять. Если вы позволите себе небрежность, душа превратится в ад самых отягчающих чувств. Но когда вы полностью отдаетесь молитве, когда вы воспринимаете каждую молитву по просьбе других как радостную встречу с Господом, это питает и обогащает вас внутренне. Молитва за других становится личным общением с Господом. Мы можем провести весь день в радостном служении Богу, Который есть Любовь. Это рай.
Не раз я приходил в храм умственно истощенным и без сил. У меня не было сил даже поговорить с кем-то, моя нервная система была настолько истощена и расшатана. Но у алтаря вы стоите перед Святым Престолом, стараясь всем сердцем внимать молитвам и песнопениям. И через некоторое время усталость покидает вашу душу, становится радостно, свободно и легко. В вашем сердце появилось свободное место, и вы хотите поделиться этой радостью с другими.
Наблюдая за старейшинами и священнослужителями, я пришел к выводу, что настоящие пасторы больше говорят с Богом, чем с людьми. Слово, которое они произносят, обращено к Богу в молитве, поэтому земное слово, обращенное к людям, становится другим, оно несет свет небес.
Я помню своего первого духовника. Он до сих пор жив и служит Господу в далеком городе Оренбурге. Разделенные 1500 км, мы не имеем возможности видеться очень часто. Отец А. не отличается знаниями или статусом, он никогда не слышал о психологии из-за своего низкого образования по меркам этого мира. Но людей тянет к нему. К нему всегда стояла очередь на исповедь. Когда я подходил к нему на исповедь, моя душа раскрывалась, и не было такого секрета, который я не хотел бы ему открыть. Он просто сказал: Возложите все свое упование на Господа». Господь Сам позаботится обо всем. Казалось бы, эти слова произносили тысячи других людей. Но он говорил их так, как никто другой. С таким чистым доверием к Богу, с таким сердечным теплом, что оно согревает душу.
Что такое устное слово? Это выражение нашего сердца. Оттенки слова отражают душу — с кем она пребывает в сокровенных глубинах своего существа, кому посвящает себя. Страстный человек также имеет страстные выражения. Тот, кто получил благодать Святого Духа, имеет печать Небес на своей речи.
Есть много правильных слов, но все они настолько наполнены страстью, что теряют свой смысл. Слова опустошаются из-за наших страстей, потому что слова говорят одно, а жизнь — другое. Такие слова становятся бессмысленным звуком. А иногда одно произнесенное слово меняет всю вашу жизнь, оживляет, наполняет смыслом все ваше существо. Я видел много людей, которые ожили, отрезвели, спаслись, например, после одного слова отца Кирилла. Возможно, они не стали святыми, но слово Отца изменило их жизнь, отделило их от старого образа жизни.
И слово отца Кирилла, отца В. и других истинных пастырей — отличается от миллионов таких же слов, сказанных миллионами других людей. Ведь в таких священнослужителях, как отец Кирилл, не чувствовалось ни зависти, ни корысти, ни тщеславия, ни лживости, ни тонкой хитрости, в общем, всего того, что бесконечно погребает наши души. Наши страсти слишком громко кричат внутри нас. И поэтому голос нашего слова слаб.
Итак, пастырство — это не обязательно словесное слово. Пастырство — это слово, исполненное Святым Духом, а Святой Дух дает жизнь, преображает, одухотворяет тех, кто принимает это слово.
Истинное пастырство — это принятие приходящего человека как посланного от Бога, молитва за него, как за самого себя. Мы относимся к себе с теплотой. Истинный пастырь — это пробужденная душа, и поэтому он способен пробуждать других. Звуки Небес, услышанные душой пастора в непосредственном, живом опыте, он слышит и для своей паствы. Простые слова на исповеди духовника могут оживить даже самого отчаявшегося человека.
Конечно, любой личный опыт несет на себе отпечаток субъективности. Однако личный опыт также имеет огромное значение для каждого из нас. По моим наблюдениям, те замечательные пасторы, священнослужители и старейшины, с которыми Господь позволил мне вступить в контакт, старались держаться в тени, быть осторожными, чтобы не вторгаться самонадеянно в чью-то жизнь, их самоотречение было поразительным. Они служили Богу, Церкви, людям, забывая о себе. Им бы и в голову не пришло сводить смысл своей жизни к постоянным ток-шоу, как мы уже говорили, ежедневным селфи, продвижению своего образа в социальных сетях, подсчету лайков и болезненной реакции на комментарии. Напротив, те, кто думает о себе, — это те, кто служит себе: создает имидж, представление о себе и, продвигая себя, пытается оказывать сильное психологическое влияние на других.

Оцените статью
Блог про религии мира