- Шива — загадочное и двуликое божество
- Супруга
- Атрибуты
- Легенды появления бога
- История о супругах Шивы
- Оружие Дурги
- Атрибутика Шивы
- Ресурсы
- Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы
- Третий глаз Шивы
- Трезубец бога Шивы
- Жёны Шивы
- Особенности
- 108 имен Шивы
- Зачем обращаются к богу Шиве?
- В чём опасность многорукого Бога?
- Чем опасен бог Шива?
- Символика и атрибутика бога в буддизме
- Иероглифы по фен-шуй
- Дети
- Формы и образы
- Изображение
Шива — загадочное и двуликое божество
Индуизм — довольно распространенная мировая религия. Согласно древней легенде, он основан на обычаях арийских народов, населявших древнюю Индию.
В начале I тысячелетия нашей эры индуизм разделился на две ветви: вишнуизм и шиваизм. Они названы в честь божеств, которым молятся последователи обеих религий — Вишну и Шивы.
Считается, что силы Вишну и Шивы равны и различаются только направленностью. В то время как Вишну защищает мир, задача Шивы — разрушить устаревший мир, чтобы новый мир мог войти в него.
Бог Шива занимается разрушением человеческих иллюзий, которым люди очень любят предаваться. Хотя с одной стороны он гневлив, агрессивен и неуправляем, с другой стороны он милосердный, понимающий, способный дать надежду и свое покровительство. Шива борется со злыми демонами. Однажды он уничтожил 3 города, населенных демонами-асурами.
Сыновья демона Тараки повлияли на Брахму, чтобы тот разрешил им построить три города-крепости. Они создали одного на земле, одного на небе и одного в воздухе, укрепили свои обители злыми чарами так, что казалось, их можно убить только стрелой.
Злые сущности почувствовали свою силу и неуязвимость и жаждали уничтожить светлых божеств, чтобы занять их место. Шива же сжигал города демонов одной стрелой, обеспечивая победу сил добра над злом.
Согласно поверьям, когда в жизни человека наступает новый этап, Шива создает его своим танцем. И с окончанием сцены он также уничтожает то, что устарело.
Первыми почитателями Шивы стали дравиды. Дравиды были первыми людьми, населявшими Индию. Шиве отводится роль главного бога в дравидийском пантеоне. Они верили, что Шива контролирует все в мире, потому что ему удалось стать абсолютным совершенством, проявив высшее качество.
Супруга
Последователи индуизма знакомы с именем жены божества Шивы — Парвати. На санскрите पार्वती, pārvatī? ‘mountain’. Это лишь одно из ее имен. Она также известна как благая форма Деви Шакти (женской энергии творения). Другое ее хорошее имя — Гаури. Твердые формы Деви существуют под именами Кали, Шьяма, Чанда и Дурга.
В образе Парвати можно угадать черты первой жены Шивы — Сати. Она известна как дочь Химавата, царя гор, и Парвати, небесной девы Менаки (дочери гор). Позже она стала матерью бога Ганеша, изображаемого в виде слона.
Согласно легенде, Парвати должна была родить от Шивы ребенка, который победит демона Тараку. Но Шива не интересовался Парвати и не ценил ее преданность и безответную любовь. Сати закончила свою жизнь самосожжением, и Шива перестал интересоваться другими женщинами. Душа Сати перешла в форму Ума-Парвати, но он не смог ее разгадать. Все попытки Умы завоевать расположение Шивы были безуспешны.
Легендарный курс медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс медитации для начинающих на русском языке. Более 100 000 человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Узнайте больше.
Верховные боги боялись, что никто не сможет победить Тараку, поэтому они послали Каму к Шиве. С помощью Камы (бога любви) он должен был развить чувства к Парвати. Кама пустил стрелу любви в Шиву, когда тот дремал. Но третий глаз Шивы всегда бодрствовал, поэтому он заметил стрелу и уничтожил Каму. С тех пор бог любви не имел телесного воплощения. И Парвати стала приверженцем преданной жизни.
Однажды к ней пришел брамин и стал ругать Шиву. Парвати пришла в ярость и бросилась на брамина, защищая своего возлюбленного. Она еще не знала, что сам Шива пришел к ней в облике брахмана. Он хотел таким образом проверить ее верность. После этого случая Шива взял в жены Парвати, и у них родились два сына, Ганеша и Сканда, которые в итоге победили Тараки.
Атрибуты
У Шивы много различных атрибутов. Если вы побродите по Индии, то заметите совершенно разные статуи одних и тех же богов. Знание символики страны помогает понять все нюансы. Часто в руках Шивы находятся атрибуты оружия в виде Аджагавы (специальный лук), Бхиндипалы (дротик), Гады (посох), Кхадги (меч), Хатванги (черепная дубина), Кхетаки (щит) и различных других. Еще один значимый предмет — трезубец Тришул (символ эволюции, гуны, трех ликов времени и других понятий).
Атрибуты ритуала включают:
- Чиллум курит трубку;
- Раковина Шанкху;
- мудры (постановка рук в особые положения);
- Кувшин Каумуди с нектаром бессмертия;
- Чаша Капала в форме черепа;
- маленький барабан дамару (символ вселенной, из которой рождается все сущее);
- специальные четки Акшамала.
Шива характеризуется несколькими энергиями: огнем (Агни), небесной рекой (он может покорить Гангу) и силой Сакти.
Образ божества тесно связан с животными: змеей Нагой, слоном и тигром (шкуры этих животных и стрела слона), белым быком (Нандин) и ланью (Кришнамрига).
Шива обладает особыми знаниями, которые могут возвысить человека над этим миром и приблизить его к Высшему.
Легенды появления бога
Существует несколько версий прихода божественного Шивы в этот мир, каждая из которых отличается друг от друга.
- Согласно первой, Господь Брахма провел много времени в медитации, молясь о сыне, похожем на него самого. В результате на его коленях появился мальчик, кожа которого была удивительного голубого цвета. Ребенок начал бегать вокруг бога, прося его дать ему имя. Брахма прозвал ребенка Рудрой, но это не остановило мальчика — он продолжал кричать. Затем Брахма был вынужден придумать еще 10 имен, в общей сложности 11 имен и 11 реинкарнаций.
- Согласно второй легенде, Рудра (Шива) был создан гневом Брахмы, и поэтому это божество обладает самой негативной энергией в индуизме.
- Третья версия утверждает, что Брахма появился из живота Вишну. Злые демоны хотели уничтожить Брахму, и тогда из области между бровями Вишну появился Шива, держащий трезубец, в гневе и спас Брахму от злых сущностей.
История о супругах Шивы
История любви между Шивой и его женой Сати удивительна и поразительна по своей силе. Сати была дочерью бога Дакши. Дакша не любил Шиву. Но на празднике выбора жениха Сати выбрала себе в мужья этого многорукого бога. Шива не оказал должного уважения отцу своей жены. Тогда Дакши решает отомстить. Он устраивает жертвенный пир, но не приглашает Шиву. И жертвенный кусок мяса отказался подать ему. Оскорбленная Сати, горячо любившая своего мужа, бросается на жертвенный костер. Во имя своего возлюбленного она совершает самосожжение. В ярости Шива убивает Дакши. Он оплакивает свою любимую жену в глубокой медитации на горе Кайлас. Он проводит сотни лет в медитации. В это время на земле происходила великая битва между богами и демонами. Только сын Шивы мог победить демонов.
Сати рождается у другой девушки по имени Парвати. Парвати, как и Сати, страстно влюбилась в Шиву. И она решила завоевать его любовь. Она отправилась на Кайлас и совершила покаяние. Но Шива в своей медитации думал только о Сати. Чтобы возлюбленный мог видеть ее, Парвати совершала глубокую аскезу. Сделав это, она удивила Бога. Он женился на ней. После брака у них родился ребенок необычайной силы — шестиголовый бог войны Сканда. Когда Ему было шесть дней от роду, Он победил демонов.
В общей сложности у них рождается трое детей. Вместе они создают баланс между духовным и материальным. Два других ребенка — слоноголовый бог богатства Ганешу и дочь Нармада.
Нармада возникла из метафизической энергии Шивы. Сидя в глубокой медитации, Шива отделил от себя часть энергии. Эта энергия превратилась в реку, которая считается священной для индусов. Нармада в переводе означает «дающая наслаждение».
Оружие Дурги
Каждый вид оружия, которое он носит, также имеет свой смысл и назначение. Он считается очень важным для индусов. Оружие было даровано ей индуистскими богами. Один из них — ракушка. Он символизирует Пранаву — божественное слово Ом. С этим звуком Дурга прижимается к Богу. Это символ счастья и долга, который индусы должны исполнять с радостью. У восьмирукой богини есть лук и стрелы. Таким образом, она осуществляет контроль над энергией — потенциальной и кинетической.
Не следует терять самообладание в любой ситуации. Ударом молнии богиня объявляет о твердости своих намерений. Таким ударом Дурга может разрушить любой предмет. Она показывает людям, что на вызов нужно отвечать ударом на удар и не терять уверенности.
В одной из своих рук богиня держит нераспустившийся лотос. Она верит в успех, но не до конца. Индусы должны быть верны своим устремлениям, но не забывать о своих корнях и не быть жадными. Название лотоса на санскрите — Панкадж, что означает «рожденный из грязи».
Находясь в мутной воде, лотос дарит миру свою красоту. Шар в одной из его рук является символом Ханумана. Он показывает преданность и отдачу. Все, что мы делаем в этом мире, должно быть сделано с любовью и преданностью Богу. Руки Пурги также изображают змею, щит, чашу, булаву. Количество рук у него также может варьироваться.
На указательном пальце Дурги крутится чакра или красивое кольцо. Таким образом, весь мир вращается вокруг нее. Это ее оружие справедливости, с помощью которого она уничтожает зло и создает условия для процветания справедливости. Сверкающий меч в ее руке — это знание, свободное от сомнений и острое, как лезвие. Она устраняет пороки и плохие качества. Трезубец, который она держит, называется Тришул. Он символизирует три качества: пассивность (сатва), активность (раджас) и тамас. Она использует его для облегчения физических, душевных и духовных страданий. Это символ мужества. Одной из своих нижних рук Дурга дарует прощение и благословение. Это означает, что человек должен прощать себя и других за ошибки и проступки.
Атрибутика Шивы
Это божество представлено различными символами, которые меняются в зависимости от его воплощения. Атрибуты представляют то, что присуще данной реинкарнации.
- Тело Господа — обнаженное, покрытое пеплом, символизирует источник вселенной, который находится за рамками земного существования.
- Спутанные локоны — представляют духовные, физические и ментальные виды энергии.
- Ганга, живущая в кудрях — одна из жен Шивы. Из ее рта на землю падает поток воды, символизируя избавление Шивы от невежества и грехов и дарование мира, чистоты и знаний.
- Луна в волосах бога символизирует, что разум можно контролировать.
- Шива изображается с тремя глазами: первый — символ солнца, второй — луны, третий — огненной энергии.
- Полуоткрытые глаза бога олицетворяют бесконечное течение жизни, у которой нет ни конца, ни начала. Его отличает цикличность и вечность. Открытие глаз ассоциируется с началом нового витка жизни на земле. А их закрытие говорит о разрушении мира, необходимом для нового рождения.
- Змеи на шее владыки являются символом времени — прошлого, настоящего и будущего.
- Ожерелье из рудракши (высушенный плод вечнозеленого растения) символизирует божественную твердость в управлении порядком Вселенной.
- Правая рука, которой бог благословляет своих последователей, ассоциируется с мудростью, призванной уничтожить все зло и невежество.
- Тришула (трезубец) — союз трех энергий: знания, действия и желания.
- Барабан (дхаммару) символизирует физическую и духовную формы жизни.
- Бык Нанди, вечный спутник владыки, является его постоянным средством передвижения.
- Тигровая шкура олицетворяет скрытую энергию, победу над своими страстями.
- Шива, сидящий на выжженной земле, символизирует его контроль над смертью физического тела.
Ресурсы
Заботиться о своем здоровье можно до тех пор, пока это не становится самоцелью. На самом деле, человек может заниматься своим здоровьем до тех пор, пока он не делает его самоцелью. Это бывает трудно сделать в нашей действительности, когда повсюду насаждается культ тела и забота об увеличении продолжительности жизни. Она стала новой религией нашей эпохи. Новый бог и религия — это не «новый век» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от культа внешности, который позволяет людям продлить свою молодость и просто покрасоваться перед другими. Даже внутренняя радость и гордость за себя также являются проявлениями действия эго. Вы можете быть счастливы, что сбросили несколько лишних килограммов, но продолжайте, не делайте из этого культа. Живите хорошо, заботьтесь о своем здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим разумом. Вам не нужно становиться рабом идей. Есть еще одна загадочная вещь, связанная с появлением Шивы. У него три полосы на лбу. Обычно его интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку о необходимости избавиться от эго, кармы и иллюзии (майи), а также его можно вывести на другой уровень и понимать как работу над собой, чтобы избавиться от этих трех желаний:
Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы
Шива часто изображается как божество с 4 руками, а иногда даже с 8. Для чего ему столько рук? Очевидно, это связано с символизмом, и не следует воспринимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабан дамару, символизирующий ритм Вселенной, а в другой руке — священное пламя Агни, символ очищения и воссоздания мира.
Шива также изображается держащим трезубец. Наверняка за этим многоруким представлением кроется какой-то философский смысл. Пока он держит Дамару и Агни в двух руках, две другие жестикулируют: одна делает жест одобрения, а другая — жест власти и силы. Согласно легенде, считается, что звук этого барабана является прародителем всех звуков, а сам бог Шива передал людям божественный слог «ОМ», который впоследствии был назван мантрой, объединяющей всю сущность Вселенной. Бог также может держать трезубец, стрелы и лук, но он не выглядит одинаково на всех изображениях. Фигура Шивы может быть окружена змеями. Символическое значение змеи также неоднозначно: по одной версии, она может означать мудрость Шивы, а по другой — три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.
Третий глаз Шивы
Существует множество легенд о третьем глазе Шивы. Интересно отметить, что среди других богов, обладающих третьим глазом, есть Тара и Ганеша. Вот, собственно, и все — у других богов нет третьего глаза. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока незадачливое существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.
Одним из самых ярких доказательств этого является история, произошедшая между Шивой и Камой, богом любви. Однажды другие боги послали бога Каму к Шиве, чтобы внушить ему любовь, потому что они видели, как страдал бог-разрушитель, когда потерял свою первую жену и понял, что больше не сможет иметь сына. Однако Шива не хотел думать о поиске другой жены, поэтому ему пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, потому что он попытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то степени ему это удалось, поскольку мы знаем о супруге Шивы — Парвати. Но когда Шива почувствовал жало стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, последнее тут же было пронзено испепеляющим взглядом Шивы, и теперь у этого бога нет тела. Его так и называют: развоплощенный Кама.
С появлением Шивы связана еще одна загадочная вещь. У него три полосы на лбу. Обычно их интерпретируют следующим образом: они напоминают нам об избавлении от эго, кармы и иллюзии (майи), или же их можно перевести на другой уровень и понимать как работу над собой для избавления от трех желаний
- телесные (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, заботиться о своей внешности);
- мирской (стремление к тщеславию, желание богатства, признания, успеха)
- умственный (накопление знаний, чрезмерная проницательность и гордыня, которая неизбежно следует за всем этим, ведь так приятно иногда осознавать, что мы умнее других).
Казалось бы, странно, почему стремление к хорошему здоровью не приветствуется с точки зрения Шивы. Однако если мы задумаемся о психологическом аспекте самих желаний, то обнаружим много сходств в объяснении с буддизмом. Ведь каждое желание, каким бы оно ни было, исходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда происходят наши желания продлить жизнь на земле и заботиться о теле, то есть желать долгой жизни в этой форме.
Несколько слов об осознанности
На самом деле, забота о своем здоровье возможна, если не делать ее самоцелью. Просто принимать это как должное, но не поддаваться соблазну и фетишизации внешнего облика. Этого бывает трудно достичь в нашей действительности, когда повсюду насаждается культ тела и забота об увеличении продолжительности жизни. Она стала новой религией нашей эпохи. Новый бог и религия — это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, напротив, культ внешности дает людям возможность продлить свою молодость и просто покрасоваться перед другими. Даже внутренняя радость и гордость за себя также являются проявлениями действий эго. Вы можете быть счастливы, что потеряли несколько ненужных килограммов, но не делайте из этого культа. Ведите здоровый образ жизни, следите за своим здоровьем, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим разумом. Вам не нужно становиться рабом идей.
Есть интересная поговорка: «Не мы находим и используем идею, а она использует нас», то есть мы становимся одержимы чем-то и перестаем принадлежать себе. Для сторонников теории о том, что нашим миром правит эгрегор, будет очевидно, что, восхищаясь какой-либо идеей и поддаваясь ей, вы попадаете под влияние конкретного эгрегора и служите ему. Именно он ведет вас по жизни. Ученые, великие спортсмены, художники, писатели и многие другие более или менее известные люди ориентируются на свои агрегаторы. И как они с ними общались? Конечно, через идею, которая однажды зажглась и привлекла их внимание. Нет ничего плохого в том, чтобы служить агрегатору, люди все равно бессознательно делают это, но смысл в том, что чем более осознанно мы относимся к своим мыслям и действиям, тем меньше энергии уходит из нас.
Вот почему говорят, что осознанность — это ключ ко всему. Становясь более самоосознанными и действуя менее под влиянием желаний, мы вступаем на путь йоги, конечной целью которой является самореализация и отрешение от своего эго и порождаемых им желаний. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на его лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогом и, согласно некоторым легендам, знал миллионы асан.
Трезубец бога Шивы
Трезубец Шивы, или Тришула, является самым важным атрибутом этого бога. Для человека с западным менталитетом сразу возникает ассоциация с Посейдоном, богом морской стихии, который изображается с ним на всех статуях.
В буддизме также существует символ трезубца, который символизирует «Три драгоценности» Будды. Христианство также приходит на ум с его символом троицы — Троицей. Число 3 является неким священным во многих религиях. Часто основные догмы религий выражаются в этом числовом выражении, и в целом число 3 символизирует поддержку и равновесие. Два несовпадающих начала не борются друг с другом, как это часто бывает в традициях, основанных на дуализме. Троица — это гармоничное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире друг с другом, прежде всего благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.
Важно отметить тот, казалось бы, далекий от шиваизма факт, что в современной системе правления часто существуют две противоборствующие стороны, которые противостоят друг другу, тогда как в древнем мире существовала система правления из трех человек (если вспомнить Древний Рим, то там был триумвират). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности устройства политических систем, но изначально правление триумвирата было более слаженным и стабильным, чем в современном мире, построенном на демократии, где за власть всегда борются две партии. Баланса нет вообще. Только то, что если одна партия номинально побеждает в течение короткого периода времени, то игра в основном будет вестись по ее правилам. То же самое относится и к другой стороне.
Интерпретация трезубца Шивы не так уж далека от современности. Это три аспекта: создатель, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации больше прослеживается влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива содержит эти три компонента. В других традициях созидание соответствует Брахме, сохранение — Вишну, и только одна ипостась, разрушение, отведена ему.
Вместо послесловия
В какой бы форме ни представал Шива, для йогов он остается, пожалуй, самым почитаемым из всех богов. Не последнюю роль играет тяжелое смысловое и философское значение его образа, и, изучая истории, рассказанные в древних писаниях, Упанишадах, можно узнать много новых фактов и символизм, скрытый в образе Шивы.
Жёны Шивы
Согласно легендам, многорукий бог Шива был женат на трех женщинах — Сати, Парвати и Ганге.
- Сати была первой реинкарнацией его жены. Она была любимой женой бога, но обстоятельства сложились так, что ей пришлось преждевременно уйти из его жизни, совершив самосожжение. Шива долго страдал после смерти своей возлюбленной, разнося ее прах по всему миру. Чтобы утешить его, душа Сати решила перевоплотиться в дочь горного царя по имени Парвати.
- Парвати — далеко не единственное ее имя. Она также известна как Кали из-за того, что родилась черной. Парвати пришлось завоевать расположение Шивы, и в конце концов она завоевала его любовь. Бог взял ее в жены, и Парвати родила ему двух сыновей: Ганапати (Ганешу) — бога мудрости, устраняющего препятствия, и Субрахманью (Сканду) — предводителя божеств-воинов.
- Ганга — богиня реки, но не обычной реки, а реки, которая течет через три мира — небесный, земной и подземный. Она наделена особой силой, способной облегчить все земные грехи. Ганга почувствовала сильные чувства к Шиве и попросила его взять ее к себе. Бог женился на ней, и с тех пор она живет в его волосах.
Особенности
Бог Шива — это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милосердие. Его образ сочетает в себе множество аспектов, что неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а у Абсолюта есть все. Он — Махайог, «великий йог», а также Натарадж, «царь танца», но и Мритьюнджай, «победитель смерти», который восседает на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, они стремятся туда вознестись, но и людьми, изучающими энергию земли, ее влияние на человека, его энергетику и сознание. Сознательные люди говорят, что Кайлаш действительно не похож ни на что, что они видели или испытывали раньше. Это непередаваемый опыт, после которого даже великие скептики меняют свое мнение и отбрасывают все сомнения. Лингам также состоит из сваямбху — природных образований, напоминающих по форме мужской половой орган — выступы и фрагменты скал, формы деревьев и так далее. С каждым таким изображением, созданным самой природой, связано множество легенд и историй.
108 имен Шивы
В тантрах, пуранах и Махабхарате приводится несколько списков 108 имен (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые имена Шивы с приблизительными переводами.
- Шива — доброта, приносящий удачу;
- Амарнатх — Господь бессмертия (существует одноименное священное место — Амарнатх);
- Бахурупа — Обладатель множества форм;
- Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava), «ужасный», яростное проявление Шивы, связанное с разрушением;
- Бхоленатх — «покровитель (правитель) простолюдинов». Поскольку слово «бхола» означает одновременно «простой, безличный» и «простой, наивный, простак, глупец», Бхоленатха часто понимают как «повелителя простаков»;
- Бхутапати, Бхутешвар — повелитель бхутов (нежити);
- Вамадева — Прекрасный Бог;
- Вирабхадра — Прекрасный герой; свирепая форма Шивы;
- Вишванатх — Владыка Вселенной;
- Гангадхара — удержание Ганги;
- Гангаприя — Любовник Ганги / Возлюбленный Ганги;
- Гириша — Владыка гор;
- Дурвасас — не одетый, плохо одетый;
- Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — правитель;
- Кайлаш Васин — Жилище на горе Кайлас;
- Капалималин — ношение гирлянды из черепов;
- Kāpardin — ношение Kāpard (прическа в форме раковины);
- Лингараджа — царь лингамов;
- Махадева (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
- Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara), верховный правитель;
- Мритьюнджа — Тот, кто побеждает смерть;
- Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja), царь танца;
- Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — Синеша (согласно легенде, он проглотил яд, способный отравить всю Вселенную и удерживаемый в горле; по другой версии, его горло посинело, потому что Парвати сжала горло Шивы руками, чтобы он не проглотил смертельный яд);
- Пашупати — Владыка существ;
- Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамаяне, Рама поклонился Шиве перед нападением на Ланку, прося его защиты и поддержки, что принесло ему успех в битве);
- Sthanu — Несломленный, непоколебимый;
- Траджамбака — Три глаза;
- Трипурантхака, Трипурари, Разрушитель трех городов;
- Тришулдхара, обладатель трезубца;
- Тьягараджа, царь Асциса;
- Хара — Разрушитель;
- Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий добро;
- Шарва — Стрелец;
- Шрикантха — ‘Красивая — шея’.
Зачем обращаются к богу Шиве?
Логично задать такой вопрос, ведь это божество отличается своей разрушительной силой. Но с другой стороны, бог также уничтожает все невежество, болезни, все, что устарело и мешает нормальной жизни.
Более того, на санскрите имя Шива означает «хороший». Этот бог индуистского пантеона отвечает за начало новой жизни и ассоциируется с цветением, плодородием, самой жизнью и жертвоприношением в его честь.
Он также предстает как единственный из всех богов, который управляет временем и особенно человеческой жизнью. Никто, кроме Шивы, не имеет права влиять на время. Поэтому его часто называют Махакала — «великое время». Те, кто хочет продлить годы своей земной жизни, а также развиваться духовно, должны просить его о помощи в своих молитвах.
В древних сказаниях говорится, что бог старался максимально продлить человеческую жизнь. С этой целью он наделяет человечество даром йоги, призванным принести бессмертие, вечную молодость. Затем Господь упоминается под другим эпитетом — Махайог (Великий Йог).
К сожалению, людям не сразу удалось сохранить знания о йоге, и со временем они были почти полностью забыты. Но, к счастью, несколько практиков этого искусства, отшельников, помогли йоге не кануть в Лету, сохранив асаны до наших дней. Сегодня эта физическая и энергетическая практика активно возрождается.
В чём опасность многорукого Бога?
По своей природе Махадева дуалистичен: он одновременно выступает в роли творца и разрушителя. В конце своего цикла Вселенная должна быть уничтожена. Но если Господь Шива гневается, Он может сделать это в любой момент.
Такая ситуация произошла, когда Сати погибла во время пожара. Затем бог стал кровавым и жестоким. Он, приняв ипостась Виробхадры, воссоздал Себя в тысячах людей и отправился во дворец отца Сати, чтобы отомстить. В гневе он убил всех вокруг и отрубил голову Дакше, виновнику смерти его возлюбленной. Реки крови текли по земле, а солнце побледнело. Однако гнев бога прошел, он воскресил всех мертвых и посадил голову Дакши на осла.
Чем опасен бог Шива?
Природа Махадева двойственна: творец — разрушитель. Вселенная должна быть уничтожена в конце цикла, но когда бог Шива гневается, вселенная рискует быть уничтоженной в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воссоздал себя в тысяче себе подобных и отправился во дворец Дакши (отца Сати), чтобы выместить свой гнев. Земля была «утоплена» в крови, Солнце погасло, но когда гнев прошел, Шива оживил всех мертвых, а на место отрубленной головы Дакши прикрепил голову козла.
Символика и атрибутика бога в буддизме
Иероглифы по фен-шуй
Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его природы. Атрибуты включают:
- Тело — покрытое коркой пепла, выражает начало мироздания, которое шире пределов существования;
- Коса — сплетение различных энергий;
- Луна в волосах — олицетворяет силу контроля над разумом и понимания;
- 3 глаза — луна и солнце, огонь;
- Полузакрытые глаза — бесконечность жизненных процессов; открытые глаза — рождение жизни, закрытые глаза — разрушение старой жизни
- Змеи на шее и плечах — олицетворение настоящего времени, прошлого и будущего;
- Ганга в волосах — символизирует удаление и очищение грехов;
- правая рука — побеждает зло, дает силу и благословение;
- Бык — верный спутник разрушителя желаний, средство передвижения;
- одежда из тигровой шкуры — победа над пороками и ненужными желаниями;
- барабан также относится к атрибутам Шивы, представляющим физическое и внетелесное существование;
- ореол вокруг тела — олицетворяет Вселенную;
- фаллос — лингама, мужественность и плодородие;
- Оружие божества — трезубец, символизирующий 3 лица: разрушитель желаний, хранитель и создатель.
Самый популярный символ Индии — танцующий Шива. Этот танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуи, каждое движение пронизаны неслучайным смыслом. Главный смысл — разрушение Вселенной. Изображение динамичное, текучее, с некоторыми жестами, вплетенными в орнамент.
Этот динамизм означает вечное течение времени, постоянное изменение, чередование процессов созидания и разрушения.
Дети
Божественная семья действует как форма Шанкары, или сознания, призванного творить добро для мира. Дети от союза Шивы и Парвати олицетворяют баланс между материальным и духовным:
- Сканду (Картикея) — шестиголовый бог войны. Его сила настолько велика, что он уничтожил демона Тараку на шестой день.
- Ганеша — слоноголовый бог, которому поклоняются в Индии как божеству материального богатства.
- Нармада — дочь бога, но в не совсем традиционном смысле. Таким образом, Господь, практикуя глубокую медитацию на горе Арамкут, отделяет часть своей энергии, из которой образуется река Нармада. Он является священным для индусов.
Формы и образы
Впервые Шиве поклонялись дравиды, населявшие Индию до арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которым они поклонялись. Согласно их верованиям, именно Шива управлял всем миром, поскольку достиг полного самосовершенствования и самореализации.
Индуистская/ведическая троица, известная также как Тримурти, состоит из трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма — творец, Вишну — защитник, а Шива — разрушитель. Это и есть истинная троица ведизма, но они неразделимы, являясь различными проявлениями одного.
Изображение
Этот бог изображается в белом, что означает духовную чистоту. Третий глаз можно увидеть в центре лба Шивы. С его помощью он может видеть сквозь пространство и время, что является символом мудрости.
Еще одна тонкость во внешности Шивы — три полосы на его лбу. Они называются трипунда (tripuṇḍraṃ).
Согласно одному из толкований, они напоминают людям, что они должны искоренить эгоизм (анава), избавиться от кармы (безрассудного стремления) и иллюзии (майя). Другое толкование полос — избавление от ненужных желаний:
- На телесном уровне человек не должен хотеть повысить свою жизненную силу, улучшить здоровье и внешний вид;
- На духовном уровне следует избавиться от тщеславия, стремления к успеху и богатству;
- На уровне ума не накапливать ненужные знания, мычать и гордиться.
Обратите внимание, что это относится к чрезмерной ориентации ума в этих направлениях. Например, когда люди делают операцию, чтобы улучшить свою внешность. Чрезмерная сосредоточенность на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Приобретение знаний только ради знаний и т.д.
Три белые полосы на изображении Шивы (лингама с трипундрой) по-прежнему означали тюрьмы в душе человека, это гуны — саттва, раджас и тамас.
Позже божество стали изображать в сидячем или танцующем виде. Одним из основных вариантов четырехруких статуй было изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и покоится на меховом ложе, а плечи покрыты слоновьей или тигровой шкурой.
Третий глаз на его лбу всегда открыт. Одним из атрибутов божества также была змея, перекинутая через плечо, висящая на шее или обвивающая запястья и лодыжки. У Шивы обычно были разные серьги в ушах: одна в женском варианте, другая в мужском.
Другая версия статуи представляет Шиву в виде танцующего божества. Это Нритья-мурти. Количество его рук не ограничено каким-то фиксированным числом. В руках он может держать различные атрибуты, как мирные, так и военные. У ног танцующего Шивы всегда лежит поверженный карлик. Он символизирует демона Аласмара Пурушу (иллюзию).
Считается, что этот бог обитает в горах на вершине Кайлаша. Именно там ему удается погрузиться в свой мир.
Шива олицетворяет аскетизм, отрешенность от внешнего мира. Через свой третий глаз он постигает глубокие тайны Вселенной. Обратив ладонь к зрителю, Шива указывает путь к освобождению дживы (личной души). Он избавляется от оков, препятствующих просветлению.
Читайте также: ВСЕ ЕРЕСИ