Кто такие нестяжатели и иосифляне в русской церкви, их духовные лидеры и спор между ними

Личности

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Термины «нестианисты» и «иосифляне» появились позже, чем сам конфликт между двумя течениями. Проповедников нестианства называли «заволжскими старцами», потому что их монастыри обычно располагались далеко от центра Руси, «за Волгой».

Происхождение слов

Слово «нестяжатели» происходит от термина «нестяжание», в православии это самоизбранная бедность — один из обетов, который дают монахи при постриге.

Последователи Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской православной церкви в конце XV — начале XVI веков, стали известны как иосифляне (от имени Иосиф).

Значение понятий

Несториане, последователи консервативной доктрины Иосифа Валахийского, были крайне враждебны к любой группе, которая настаивала на реформировании церкви, защищали возможность монастырей владеть землей и выступали за физическое уничтожение еретиков.

Несториане, последователи Нила Сорецкого, требовали от монахов соблюдения их обетов, особенно обета бедности, и выступали за снисходительное отношение к кающимся еретикам.

Противостояние этих двух течений оказало глубокое влияние на религиозную и социальную ситуацию в России в XV-XVI веках.

Идеология движений

Идеологическое кредо иосифлян и «заволжских штернов» существенно различалось.

Для духовного лидера «старого» Сорского вера в Господа была исключительной заботой каждого верующего, поскольку все важные события происходят не в материальном мире, а в душе. Отсюда призыв к неверию как способу достижения полной внутренней свободы для безупречного служения Богу.

«Заволжские старцы», включая Максима Грека и Вашингтона, не признавали государственности Церкви, сводя роль монашества к:

  • постоянная борьба за человеческую душу;
  • молитва за паству и духовенство.

Управление страной было задачей землевладельцев и светских правителей. В первые годы правления Ивана IV эта концепция встретила его одобрение, а в окружении Грозного, «избранном совете», большую роль играли священник Сильвестр, боярин Адашев и князь Курбский, симпатизировавшие взглядам Нила.

На рубеже XV-XVI веков иосифлянам было трудно договориться с Иваном III, который в это время был более склонен прислушиваться к старцу Нилу и вынашивал планы возвращения монастырских земель государству.

Недовольный возможностью секуляризации и снисходительным отношением великого князя к еретикам-«жидовствующим», таким как его ближайшие чиновники Федор Курицин и протопоп Алексий, Иосиф разработал теорию, согласно которой правитель был прежде всего человеком, хотя и призванным к «богослужению».

В своей работе «Просветитель» Волоцкий указывал, что мирскому князю могут быть свойственны ошибки, способные погубить не только правителя, но и всех его подданных. По мнению Иосифа, которое позже изменилось, светского правителя следует уважать, но князья имеют власть только над телом, и повиновение им должно быть «телесным, а не душевным».

Более того, в это время Иосиф считал, что духовная власть превосходит светскую, и что церкви следует «поклоняться больше», чем правителю.

Тем не менее, Иосифлян, отталкиваясь от постулата об ответственности мирского правителя за жителей своего государства перед Богом, видел его прерогативу в заботе как о мирском, так и о духовном попечении о народе, о защите истинной веры, о защите своих подданных, в том числе и от влияния еретиков. Еретики развращают души людей, поэтому они хуже разбойников, посягающих только на «плоть»; поэтому их надо «вешать», как выразился архиепископ Геннадий Новгородский.

Со временем взгляд последователей Святого Иосифа на взаимоотношения в триаде «Церковь — Власть — Народ» изменился, и они стали считать положение светской власти не ниже, а наравне с Церковью. Последователи святого Иосифа утверждали, что грех не повиноваться мирскому правителю, и даже призывали служить ему как Господу, а не как человеку.

Несториане, с другой стороны, признавали ответственность правительства перед народом, утверждая, что обязанность правительства — «судить и защищать». Для них истинный правитель, избранный Богом, должен осознавать свою высшую ответственность перед Богом и народом и придерживаться моральных принципов в соответствии со своим статусом помазанника Божьего.

Доктрина Жозефины, с другой стороны, утверждала, что правители не просто избраны Небом, но и сами являются почти сакральными личностями.

Поэтому русские князья и цари были увлечены их идеями настолько, что отдавали Церкви огромные участки земли, получая взамен невозможность контроля над государственными институтами, т.е. становились абсолютными монархами.

Даже во времена правления Ивана Грозного велась дискуссия о книгах. Поскольку в это время на Руси появились сторонники печатных книг, несториане указывали на массовые ошибки переписчиков, которые приводили к раздорам и «беспорядкам» в церковных службах и мирской жизни.

Иосифляне, с другой стороны, рассматривали книгопечатание как еще одну «латинскую» ересь, утверждая, что это грех простых людей, которые «поклоняются апостолу и Евангелию».

Результат полемики

Результатом дискуссии между двумя сторонами стал Церковный собор 1504 года. Он состоялся в последний год правления великого князя Ивана III, и на нем возобладала точка зрения иосифлян. Их сторонники окрепли в 16 веке. Исключением был короткий период во время правления митрополита Иоасафа в 1539-1541 годах.

Сравнительная таблица будет способствовать лучшему пониманию материала:

Движение Несториане Josephs
Лидер Нилус из Соры Иосиф Волоцкий
Последователи Максим Грек Старец Филофей Псковский
Взгляды на церковное землевладение Против, живя в монашеских скитах Церкви нужна земля для распространения своих идей и благотворительности
Отношение к ереси Против казни еретиков Поддерживаемые исполнения
Церковное оборудование Модест Пышный

Среди известных иосифлян XVI века был псковский монах Филофей. Он стал популяризатором концепции «Москва — третий Рим» в 1523-1524 годах. Сам он взял эту идею из трудов митрополита Зосимы, которые датируются 1490-1494 годами.

Спор иосифлян и несторианства - краткая таблица - сравнение, последствия и участники

Таблица

В случае со святыми иосифлянами и нестяжателями ниже приводится сравнительная таблица монахов.

Критерии для сравнения Nestorites Иосифляне
Идеологический лидер Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Сторонники Вассиан (Патрикеев), Максим Грек
Земельный вопрос Церкви не нужна земля, так как церковь не должна вести никакой экономической деятельности Церковь должна иметь в своем владении землю и богатство
Отношения с правительством Дела церкви и государства должны быть разделены Глава церкви и князь равны
Отношения с еретиками Выступать против казни еретиков Выступал за казнь еретиков
Отношение к владению имуществом Боролся с Выступайте за
Отношение к власти Авторитет и Церковь не пересекаются Готовность принять авторитет

Историческая справка

После крещения в России не было серьезных религиозных конфликтов, не говоря уже о репрессиях по религиозному признаку. В то время как на Западе свирепствовала инквизиция, а Европу раздирали войны между католиками и протестантами, Русь в Киеве, а затем и в Москве оставалась безраздельно преданной православию.

Во второй половине XV века раскол в Церкви наметился и на Руси.

Возникновение движений

Спор между двумя направлениями русского православия, начавшийся в конце XV века, проходил на фоне успехов страны как во внешней, так и во внутренней политике.

В 1480 году великому князю Ивану III удалось добиться юридической независимости от Золотой Орды, которая в то время распадалась на отдельные ханства.

В это же время полным ходом шел процесс объединения земель Руси под рукой Москвы:

  • он объединил мятежную Тверь, свободолюбивый Новгород и другие княжества;
  • Часть земель исконной Руси, захваченных Литвой, перешла под юрисдикцию Москвы.

После падения Византии Московская Русь стала единственным суверенным государством, где исповедовалось православие. Царица Софья Палеолог привезла в Россию новый герб — византийского двуглавого орла, и общественность постепенно убеждалась, что русский князь является наследником византийского монарха и что Москва, как единственный хранитель и защитник православия, является «третьим Римом».

От титула «царь», которым в это время часто стали называть правителя России, и приобретения оружия не означало, что Россия унаследовала все принципы государственного и духовного устройства Византийской империи. Но православие, пришедшее из Константинополя, стало объединяющей, истинно русской силой в душе народа.

Это позволило:

  • отвергнуть унию Флоренции с католиками;
  • сместить его сторонника, митрополита Исидора;
  • в 1448 году избрать первого митрополита России на престол Предстоятеля Церкви.

Таким образом, русская церковь перестала зависеть от кого-либо, даже от «колыбели православия», а князья приобрели в ней огромное влияние.

Остатки язычества, еще сохранившиеся на Руси, подверглись решительным нападкам со стороны Церкви, как и ереси, проникшие в Россию. Главными из них были богомильская ересь «стригольников» и ересь «жидовствующих», пришедшая с литовскими евреями.

Именно по вопросу борьбы с еретиками, а точнее, их наказания, у «заволжских старцев» и иосифлян впоследствии возникли острые разногласия.

В этих условиях в самой Церкви возникли предпосылки для обсуждения духовно-нравственных проблем, которое приняло форму противостояния двух групп. Их лидеры, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский и их последователи, никак не боролись друг с другом, их разногласия не привели к расколу, а их полемика была конструктивной и касалась только поиска пути формирования приоритетов в связи с новыми политическими и духовными реалиями.

Развитие и распространение

Светские власти явно не уклонялись от дебатов. Земли России того времени были невелики, и обеспечить всех служилых людей достойными поместьями не представлялось возможным, поэтому Иван III поначалу принял позицию несториан, согласившихся передать монастырские земли в распоряжение государства.

Однако в это время стало очевидно, что все больше чиновников придерживаются еретического учения «жидовствующих», и князь, как гарант чистоты веры, выбрал лагерь иосифлян.

Тяжелая болезнь, постигшая великого князя в 1500 году, также благоприятствовала их деятельности, поскольку его соправитель и преемник, князь Василий, был духовным сыном Иосифа Волоцкого и полностью поддался его влиянию. Во многом благодаря этим обстоятельствам Архиерейский собор, обсуждавший проблему еретиков, решил организовать в России собственную инквизицию и отправлять «жидовствующих» и других еретиков на кол.

Это было поражением для несториан, которые призывали действовать не огнем, а убеждением.

Впоследствии «заволжские старцы» еще дважды навлекали на себя гнев великого князя. Василий III, занявший престол после смерти отца, был бездетен и винил в этом свою жену Соломонию Сабурову. Заточив ее в монастырь, он добился развода и женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.

Монах Василий на покое князя Патриева, в то время самого видного представителя несторианства, открыто обвинил князя в отступлении от канонов христианства, запрещающих развод. В то время Василий III не подверг Васинского опале. Но чаша терпения переполнилась, когда монах публично обвинил его в измене и лжесвидетельстве против князей из рода Шемичей, которых Василий вызвал из Черникова в Москву, обещая полную безопасность, а затем заключил в тюрьму.

Василий III не потерпел таких обвинений и под предлогом впадения в ересь Василий был насильно сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и умер.

Причины конфликта

Многолетний конфликт между двумя направлениями Русской православной церкви был вызван не только разногласиями между отдельными группами духовенства, но и отношением светских властей к рассматриваемым вопросам.

В конечном итоге именно власти сделали выбор, положив конец полувековому спору между течениями, известными как «иосифлянство» и «несторианство».

Спор между организациями

Кульминация конфликта между приверженцами Стифта и несторианами произошла на Соборе 1503 года, когда между ними разгорелся спор о том, кому должны принадлежать земли и другое имущество, переданное монастырям подмастерьями или мирянами «ради постоянных молитв об упокоении их душ, чтобы они могли войти в Царство Небесное».

Нил Сорский, призывая Церковь отказаться от земли и крестьян, ратовал за заповедь бедности, обязательную для монахов, и утверждал, что монахи, обладая богатством, впадают в грех жадности.

Иосиф Волчинский, отвечая на это обвинение, утверждал, что богатство необходимо для:

  • украшение церквей;
  • содержание священников;
  • милостыня бедным и нуждающимся.

Но ни в коем случае не для личного обогащения монахов, которые даже в богатом монастыре соблюдают заповеди аскетизма.

Однако он тут же начал противоречить сам себе, спрашивая, как «честный и благородный» человек мог принять монашеские обеты в бедном монастыре. На самом деле дворяне и купцы, привыкшие к процветанию, желали вести свой обычный образ жизни в монастыре. Кроме того, напомнил Иосиф, высшие иерархи были в основном благородного происхождения, и если они перестанут принимать монашеские обеты, «как их возьмут в митрополиты, или архиепископы, или епископы?».

Поскольку большинство на совете было в пользу сторонников Иосифа Волохского, Нил Сорский не смог добиться принятия своих требований, и великому князю, заинтересованному в секуляризации церковных земель, пришлось подчиниться мнению большинства.

Постановление Собора по вопросу о неопятидесятничестве содержало следующее заключение: «Прихожане Церкви — прихожане Бога».

В 1504 году новый церковный собор спровоцировал очередной конфликт между неопятидесятничеством и неосифлянством и подтвердил поражение последнего, приняв решение о сожжении еретиков.

Но окончательная победа иосифлян произошла полвека спустя, когда в 1551 году совет Стогловичей отклонил предложение отца Сильвестра об ограничении земельных владений церкви.

Духовные лидеры объединений

Взгляды Нилуса Сорского и Иосифа Волоцкого существенно различались. Однако в истории не сохранилось фактов личной вражды между ними.

Нилус Старший умер в 1508 году, и есть косвенные свидетельства его канонизации, хотя соответствующих документов не сохранилось. Иосиф Волоцкий умер через семь лет после своего оппонента и был канонизирован в 1579 году.

Иосиф Волоцкий

Основатель иосифлянства, настоящее имя которого было Иван Санин, родился в 1440 году в деревне Язвище под Волоколамском в семье военного офицера. В возрасте 20 лет он вступил в монастырь Боровия, где зарекомендовал себя не только как благочестивый и ученый монах, но и как хороший организатор.

Через несколько лет он основал новый Иосифо-Волоколамский монастырь, который вскоре стал одним из богатейших монастырей России благодаря покровительству князя Волоцкого.

Настоятель монастыря был известен как добросовестный землевладелец, который использовал любую возможность для увеличения имущества монастыря и расширения своих владений.

Монахи жили по строгому уставу; сам архимандрит был аскетом, но, не желая упустить возможность пострижения от знати и богатых купцов, он разделил монахов на три «эдикта»:

  1. Простые, «черные» мужчины сидели на хлебе и воде, были одеты в рясы, заношенные до дыр, и носили на ногах ноутбуки.
  2. Более богатые монахи получали теплую пищу, хорошую одежду и обувь.
  3. «Элитные», или «третий эдикт» монахи получали еду из рыбы и булочек, а также имели право на две смены одежды и меха.

Богатый и многолюдный монастырь был известен по всей России, а его настоятель пользовался почестями у великого князя Московского, пользовался большим уважением среди духовенства, а его труды по различным проблемам церковной жизни снискали ему репутацию авторитетного богослова.

На Архиерейском соборе в Москве в 1503 году был задан только один вопрос о наказании овдовевших священников, которые, не имея права вступать во второй брак, вступали в незаконное наложничество. Иерархи, в том числе Иосиф Волоцкий, решили отстранить овдовевших священников и дьяконов от их ритуальных обязанностей.

После этого решения, когда многие участники Собора уже разошлись по своим епархиям и монастырям, монах из Белозерского монастыря Нил Сорский, расположенного очень далеко от Москвы, вдруг потребовал слова.

Программа» совета оставила его равнодушным, но в эмоциональной речи монах обрушился с критикой на своих собратьев — настоятелей монастырей, стремящихся во что бы то ни стало накопить как можно больше богатств. Хотя совет в принципе уже закончился, речь монаха заинтересовала великого князя Ивана III, который приказал не прерывать речь, а продолжить заседание совета и с должным вниманием обсудить предложение белозерского монаха.

Большинство, состоявшее из сторонников Иосифа, поспешно отправило за ним гонцов и, вернувшись, вступило в ожесточенную полемику. Именно тогда произошло первое столкновение между двумя фракциями Русской православной церкви и первое столкновение между их духовными лидерами.

Нил Сорский

Духовный лидер несторитов, позже названных «волжскими старцами», родился в Москве в 1433 году и был крестьянином по имени Николай Майков. После службы в монастыре он принял постриг в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре.

Отец Нил, считавший книги «величайшим наслаждением», много читал.

В отличие от Иосифа Волоцкого, тоже очень начитанного, он

  • не только заучивали, но и анализировали тексты;
  • он размышлял о них;
  • делая собственные, порой парадоксальные выводы.

В поисках новых знаний Нил покинул монастырь с благословения настоятеля и отправился на Афон, который приобрел славу поистине святого места.

По возвращении со Святой Горы он построил небольшой скит в стороне от Кирилло-Белозерского монастыря на берегу реки Сора. Отсюда и его вымышленное имя — Нил из Сора. В основанном им скиту еще около десяти монахов нашли место для молитвенной жизни, став его учениками и спутниками.

В «Правиле жизни скита», написанном для своих последователей, Нилос размышлял об истинном призвании монаха — удалении от «дурно пахнущего» внешнего мира и совершенствовании своих внутренних моральных устоев, чтобы увидеть Божье провидение.

Паломники, посещавшие скит, разнесли весть о «великом боговидце» по всей России, его Устав был переписан и распространен по всей православной земле, привлекая сотни новых почитателей его автора. По словам современника, святой тогда «сиял как светильник в пустыне у Белого озера».

Староста был убежден, что лучший из всех грехов — это «жадность», то есть обогащение за счет других. По этой причине старосты восстали против повсеместного сохранения монастырских земельных владений. Накопление золота и серебра вместо стремления к духовному богатству — не является ли это высшим злом среди всех людей, и особенно среди священников и монахов, которые по своей природе должны соблюдать заповеди бедности и смирения? Возмущенный открывшейся ему бездной подлости, Нилус Сорский возвысил свой голос в пользу благородства и остался в памяти потомков как истинно святой подвижник.

Причины и последствия конфликта

Первое серьезное столкновение между течениями было зафиксировано в 1503 году на местном совете. Там особенно остро стояли два вопроса:

  • Вопрос о монастырских вотчинах;
  • и отношение к ереси «жидовствующих».

Иосифляне отстаивали свое право на владение землей, а несториан призывали отказаться от претензий на все имущество и земли и передать их в казну.

Причины и последствия конфликтов

Позиции также радикально отличались в отношении еретиков. Хотя оба осуждали ересь и еретиков, несториане были против их казни. Иосифляне, напротив, выступали за жестокое наказание, даже несмотря на раскаяние.

Первоначально великий князь московский Иван III поддерживал несториан, поскольку был заинтересован в отторжении монастырских земель. Однако в конце концов Иосифу удалось перетянуть его на свою сторону, поскольку он был ярым апологетом царской власти.

Несторианские лидеры Нил Сорский и Максим Грек без колебаний критиковали как церковные, так и светские власти, что в конечном итоге привело к их дискредитации и заключению в тюрьму.

Иосифляне одержали верх в споре, который был зафиксирован на Соборе 1531 года. Сторонники несторианства были отправлены в изгнание или казнены.

Что мы узнали?

Об иосифлянах и несторианах можно вкратце узнать из курса истории в 7 классе в школе. В споре между двумя течениями победили иосифляне. Укрепление их влияния в рядах церкви совпало с переходом от княжеского к царскому правлению.

Противостояние

Иосиф утверждал, что царь выполняет свою божественную миссию, хотя он оставался самым обычным человеком. Волосский считал, что царю следует повиноваться, но поскольку царю подчиняется только тело, а не душа, люди должны воздавать почести царю.
848f95
Иосиф Волоцкий, однако, утверждал, что царь не является первым лицом в государстве и что вся духовная власть находится в руках церкви, поэтому церкви следует поклоняться больше, чем правителю. Поэтому иосифляне выступали за то, что не всякая власть «от Бога», но есть и власть «от дьявола», но после того, как Иван III встал на сторону иосифлянского духовенства, Волоцкий радикально изменил свое мнение на противоположное.
Иосифляне стали придерживаться мнения, что царь несет ответственность перед Богом за своих подданных и поэтому должен заботиться о них и всячески защищать, не только телесно, но и духовно. Поэтому последователи Иосифа активно защищали свою веру и преследовали еретиков, которых они считали ворами, негативно влияющими на души людей.
014
Несториане же, напротив, старались всячески защищать еретиков. Отсюда следует, что государство может вмешиваться в духовную жизнь, потому что царь — посланник Бога и делает все, что требует Всевышний. Неповиновение правителю теперь считалось не только преступлением, но и большим грехом. В одном из своих писем Иосиф призывал народ служить царю как Господу.
Поэтому власти были очень заинтересованы в идеологии иосифлян, ведь это была очень выгодная возможность для обеих сторон. Правители-москвичи смогли стать неприступными для народа, оставив церкви привилегии в виде земельных владений, а церковь, в свою очередь, была готова полностью подчиниться государству.
Борьба между этими двумя ориентациями продолжалась еще несколько десятилетий и в итоге привела к победе иосифлянской идеологии. Все, однако, привело к тому, что царь разграбил многие церкви, заставил духовенство лишить митрополита Филиппа сана, а затем Филипп был задушен по приказу царя.

Сравнение

Иосифовы — последователи Русской православной церкви под именем святого Иосифа Волоцкого. Именно он стал инициатором экстремальной церковно-политической тенденции, когда монастырям было разрешено владеть имуществом и землей.
Иосифиты и несториане о земельной собственности
Несториане, возглавляемые святым Нилусом из Соры, выступали за полный отказ монахов от всего имущества. Святой Нилус считал, что монахи должны заниматься только молитвой и изучением Писания, и, кроме того, он полагал, что каждый староста должен добывать пищу исключительно собственным трудом.
Сорский также записал свои собственные мысли в эссе под названием «Традиция и уставы». По его мнению, продавать свой труд можно было только за чисто символическую цену или требовать милостыню от христолюбивых людей, но она должна была быть минимальной. Нил также считал, что украшение церкви не нужно и в ней не должно быть ничего ценного.
32
Взгляды Иосифа Валахийского были противоположными, так как он считал, что вполне возможно сочетать богатство монастыря с неблагородством монахов. Хотя Джозеф и Нил имели совершенно разные взгляды на то, должна ли Церковь быть богатой или бедной, были и другие факторы вражды.
У них также были разные взгляды на то, какой должна быть православная вера, как должны взаимодействовать духовная и светская власть и какой должна быть царская власть. Таким образом, к середине XV века в Церкви сформировались два течения: иосифлянское и несторианское.
Существует мнение, что ортодоксальное учение исихазма оказало большое влияние на мировоззрение Нила Сорского. В его основе лежало единство человека с Богом и возможность самосовершенствования и созерцания Божественной сущности.
Нестиежатели
Согласно Нилу, религия должна была стать личным выбором каждого человека. Нестриане считали, что главное в жизни — это совершенствование себя в душе, а не по отношению к миру. Нестриане также выступали за то, что церковь и государство не должны быть едины. Их вполне устраивало отделение церкви от светской жизни, так как они считали, что религия должна быть абсолютно свободна от всего.
Роль монаха должна ограничиваться молитвой за себя и других, думая о спасении души, король же, напротив, должен осуществлять власть над землей. Если король пытается управлять землями вместе с церковью, то лучше ему вообще потерять свою власть.

Читайте также: Коран: его суть и история, объяснение простым языком

Оцените статью
Блог про религии мира