Во время оно ЮНЕСКО включила Остромирово евангелие в реестр «Память мира»: Наука и техника: Lenta

Иконы

Литературные особенности

Лишь несколько десятков книг сохранились полностью с 11 века. Остромирово Евангелие лежит в основе русской культуры и письменности.

Идея и суть

Этот текст представляет собой последний сохранившийся литургический памятник, отражающий единство христианской церкви. Как известно, процесс раскола единой Церкви прослеживается с середины пятого века и завершается «Великим расколом» 1054 г. Причину нестандартного состава текста для всей позднейшей древнерусской традиции следует искать в особенностях протографа — той рукописной книги, которая послужила оригиналом для создания рукописи.

Структура текста

По своему содержанию и структуре это произведение является кратким апракосом, то есть относится к литургическому типу книг Священного Писания.

Текст можно разделить на три части:

  1. Первый или основной. Он содержит ежедневные чтения из Евангелий от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели года.
  2. Второй. Он содержит евангельские чтения по месяцеслову, которые начинаются в сентябре, а также ряд дополнительных «на разные случаи» (например, на освящение церкви, «на победу царя в битве»).
  3. Члены.

Евангельский месяцеслов имеет замечательное культурно-историческое значение. Подавляющее большинство ежемесячников имели выборочный состав, освещая только самые важные церковные события

Содержание записи переписчика — послесловия диакона Григория — не позволяет сомневаться в том, что при создании текста была сформирована ошеломляюще глубокая идеологическая концепция. Он поставил это рукописное творение, а вместе с ним и молодое Древнерусское государство, на незыблемый фундамент многовековой традиции.

Жанр произведения

Апракос — это тип Евангелия, иначе называемый «еженедельным Евангелием». Содержащийся в нем текст расположен не в каноническом порядке, установленном Лаодикийским собором (собор христианской церкви, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикея), а в календарном. Другими словами, в соответствии с еженедельными церковными чтениями пасхальной недели.

Грубо говоря, порядок чтения можно определить следующим образом:

  1. От Пасхи до Пятидесятницы преобладает чтение Евангелия от Иоанна;
  2. От Пятидесятницы до Нового года, который отмечался в сентябре, в нем доминирует Евангелие от Матфея;
  3. От Нового лета до Великого поста — в основном Евангелие от Луки;
  4. Великий пост — это четырехкратное Евангелие;
  5. Чтения для «фиксированных» праздников, не обязательные, т.е. не связанные с датой Пасхи.

Стилистическая специфика

В тексте около двадцати орнаментальных заставок традиционного эмалевого типа, рисунок орнамента никогда не повторяется. Удивительной особенностью оформления Остромирова Евангелия являются большие заглавные буквы, выполненные золотом и краской. Каждое новое чтение начинается с них. Они умело вставлены в текст так, что образуют с ним органическое единство. Инициалы выполнены густыми, «тяжелыми» цветами, которые настолько рельефны, что кажутся наложенными друг на друга.

Книга должна была быть прочитана вслух на торжественной службе. Книгу следует рассматривать как синтез словесного и изобразительного искусства. Это была солидная рукопись.

Все в этой рукописи достойно восхищения:

  • красота композиции;
  • твердость и элегантность письма;
  • изысканность и красочность головных уборов и инициалов.

Книга похожа на драгоценное украшение, настоящее произведение искусства. Стиль написания очень красивый и очаровательный.

История обнаружения и издания рукописи

Остромирово Евангелие. Лист 2.

Остромирово Евангелие. Лист 271 об.

В 1701 году рукопись была внесена в опись имущества церкви Воскресения Христова в составе Верхославского собора. В 1720 году по приказу Петра I Евангелие вместе с другими старинными книгами было отправлено в Санкт-Петербург. После смерти Екатерины II рукопись была найдена в ее комнате Я.В. Головиным. A. Дружинин, служивший императрице и подаривший рукопись Александру I в 1806 году. Император приказал передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека), где она хранится и по сей день.

Рукопись была украшена драгоценным переплетом, из-за чего она почти погибла, когда в 1932 году водопроводчик разбил окно и украл ее. Злоумышленник сорвал переплет и бросил рукопись в шкаф, где она вскоре была найдена. Рукопись не была переплетена.

С начала 19 века началось научное изучение рукописи. Остромирово Евангелие было впервые опубликовано А. Х. Востоковым в 1843 году с краткой грамматикой, словарем и греческим подстрочным текстом в приложении. Для этого издания был сделан специальный славянский шрифт (не факсимиле, а наборная рукопись), максимально близко воспроизводящий почерк оригинала. (Существует переиздание в Висбадене, 1964 г.) Позже были опубликованы факсимильные издания (черно-белое издание 1883 г.; цветное подарочное издание в оригинальном формате: L.: Aurora, 1988). Текст мемориала неоднократно публиковался. Обширные отрывки из нее были включены в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 году Е. Х. Трей провел реставрацию этой рукописи.

Современные грамматики и словари старославянского языка в значительной степени основаны на его материале. Памятник и его язык были предметом многих исследований, но язык этой рукописи и ее лексика все еще требуют тщательного изучения.

Остромирово Евангелие — один из первых памятников старославянского языка русской редакции

Остромирово Евангелие отличается от других литературных памятников XI века. Остромирово Евангелие отличается от других литературных произведений XI века.

Эта фонетическая особенность характерна как для старославянского, так и для славянских языков в целом. Следует отметить, что писец в процессе работы смешивал написание старославянских и русинских слов.

Поэтому мы можем рассматривать это Евангелие как один из самых ранних памятников русского варианта старославянского языка.

 Остромирово евангелие, середина XI века. Евангелие, написанное в византийской традиции, язык - старославянский
Остромирово евангелие, середина XI века. Евангелие, написанное в византийской традиции, язык — старославянский

Художественные особенности текста Остромирова Евангелия заключаются в том, что оно написано в византийской традиции. Язык — старославянский, а регион, из которого происходит текст, предположительно Югославия.

Рукопись является уникальным памятником письменной славянской культуры, позволяющим провести корректное сравнение между древнецерковнославянскими, церковнославянскими и русскими текстами.

Кроме того, стоит отметить, что публикация текста Евангелия в 1843 году послужила толчком к возникновению такой науки, как русская палеография.

Она занимается изучением древнерусских рукописных текстов. Что касается литургического элемента Евангелий, то состав содержащихся в них текстов сильно отличается от чтений более поздних Апракосов.

 Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 года.
Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 года.

После обнаружения Остромирова Евангелия в 1843 году к нему возник интерес. Для удовлетворения любопытства любителей истории были выпущены литографии и фотокопии фолианта.

Это даже стало препятствием в первом издании. Таким образом, начало каждого чтения здесь обозначено по обряду Аммония, диакона Александрийской церкви.

Это свидетельствует о том, что в 11 веке в России уже была высокая культура библейской текстологии.

Кроме того, писцы того времени были очень внимательны к древней библейской и богословской традиции, что свидетельствует о высоком уровне культурного сознания.

Создание и датировка

Она была написана дьяком Григорием в 1056-1057 годах для новгородского воеводы Остромира, который упоминается в надписи как «родственник» (родня) князя Исаслава Ярослава. Рукопись особенно интересна тем, что в конце ее писец подробно описал обстоятельства ее составления и время работы над ней:

Благодарю Тебя, Господи, Царь Небесный, что Ты дал мне благодать написать это Евангелие. И начал я писать его в 6564 г., а окончил в 6565 г. И написал это Евангелие раб Божий, имя которому при крещении было дано Иосиф, а на светском языке Остромир, родственник князя Изяслава, в то время, когда Изяслав княжил и над отцом своим Ярославом, и над братом своим Владимиром. Но Изяслав-князь сам занимал стол своего отца Ярослава в Киеве, а стол своего брата доверил правлению своего двоюродного брата Остромира в Новгороде. И многие лета да дарует Господь тому, кто приобрел это Евангелие для утешения не одной христианской души, чтобы благословение святых евангелистов Иоанна, Матфея, Луки и Марка, и святых праотцев Авраама, Исаака и Иакова, ему самому и жене его Феофании, и детям его, и женам детей их. И до тех пор, пока вы будете соблюдать заповеди. Аминь.

Я, Григорий диакон, написал Евангелие; и если кто напишет его лучше, пусть не подведет меня, грешного. Я начал писать его в месяце октябре 21-го, в память Илариона, и в месяце мае в 12-й день, в память Епифана. Я прошу всех вас, кто почитает его, не проклинать его, но когда вы с ним покончите, прочитайте то, что сказал также апостол Павел: «Благословляйте и не проклинайте». Аминь.

Таким образом, Остромирово Евангелие является самым древним точно датированным памятником вольноотпущенника, изготовленным на территории России. Помимо общих русских особенностей, в нем отражены и такие языковые черты, которые со временем стали характерны для украинского языка.

Согласно последним исследованиям, кодикологические особенности, техника орнаментации, уставные и календарные особенности Остромирова Евангелия полностью соответствуют времени составления кодекса, указанному диаконом Григорием.

Видео

В коротком видеоролике речь пойдет о рукописи в целом.

Заказчик евангелия — новгородский посадник Остромир

Древнейшая русская рукописная книга была написана новгородским посадником Остромиром. Он поручил написать его диакону Григорию. Он сам свидетельствует об этом в послесловии к ее тексту.

Остромир был четвертым правителем Новгорода, и именно он поручил написать Евангелия.

Новгородский посадник был одним из высших должностных лиц в Новгороде. Он управлял городом в отсутствие князя.

Остромир (в крещении Иосиф) был поставлен в Новгороде своим ставленником князем Изяславом Ярославом. Посадник прославился двумя вещами:

  • когда он поручил диакону Григорию, привезенному из Киева, написать Евангелие, которое было названо в его честь;
  • когда он отправился в Чудь в 1055 году.

 Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 г. Новгород был боярской республикой, и князь вызывался в город только в случае необходимости. В его отсутствие городом управляли посадники, которые были остромирами.
Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 г. Новгород был боярской республикой, и князь вызывался в город только в случае необходимости. Во время его отсутствия городом управляли посадники, которыми были Остромир

По некоторым данным, он погиб во время этой кампании. По словам других, поход закончился благополучно, а воевода не только выжил, но и долгое время был владыкой худовского города Осек-Декипива. Позже он вернулся в Новгород по приказу князя.

 Вид на Софийский собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для подарка новгородскому воеводе, Остромир заказал Евангелие.
Вид на Софийский собор. Наше время, Великий Новгород. Вероятно, для того, чтобы представить Евангелие новгородскому правителю, Остромир

Что касается Евангелия, то, скорее всего, он преподнес его в дар Святой Софии. На это указывает не только надпись на книге, но и то, что она долгое время хранилась в Софийском соборе.

Стоит отметить, что Остромирово Евангелие содержит литургические тексты и не может быть использовано в повседневной жизни.

Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке

Остромирово Евангелие считается самой древней рукописной книгой русинского происхождения, написанной на православном славянском языке. Она была написана между 1056 и 1057 годами в форме короткого апракоса.

Это означает, что это служебное Евангелие, предназначенное для использования во время богослужения. Он не использовался в повседневной жизни, поскольку тексты, которые в нем содержались, были необходимы жрецам для совершения различных религиозных обрядов.

 Остромирово евангелие, середина XI века.
Остромирово Евангелие, середина XI века.

Остромирово Евангелие, середина XI века. Это Евангелие считается одной из первых русских рукописных книг. Остромирово Евангелие было написано между 1056 и 1057 годами.

В нем содержатся выдержки из церковных ежедневных чтений от Пасхи до Пятидесятницы. Чтения представляют собой отрывки из богослужения, совершаемого в храме.

Вы также можете найти чтения по субботам и воскресеньям в течение всего года. Также есть возможность читать из Месяцеслова и совершать различные служения, например, «для больных».

Самая древняя русинская книга 11 века написана кириллицей на большом красивом листе. Следует отметить, что к его концу размер букв увеличивается. Объем работы составляет 294 страницы.

Это количество страниц, которое содержит Евангелие от Остромира

Она написана в две колонки по 18 строк в каждой. Евангелие украшено заголовками и миниатюрами, которые занимают всю страницу.

На них изображены святые евангелисты Иоанн, Лука и Марк, а лист, на котором должен был быть изображен Матфей, остался пустым.

 Евангелист Лука. Миниатюра Остромирова Евангелия. 1056-1057. На миниатюрах Остромирова Евангелия изображены все евангелисты, кроме Матфея.
Евангелист Лука. Миниатюра Остромирова Евангелия. 1056 — 1057. На миниатюрах Остромирова Евангелия изображены все евангелисты, кроме Матфея.

И в тексте, и в миниатюрах прослеживается явное византийское влияние. Это неудивительно, ведь христианство пришло на Русь из Византии. Именно оттуда в русские земли попали богослужебные книги и другие образцы церковного искусства.

Евангелие Остромира богато оформлено

Материал, из которого изготовлены Евангелия, — пергамент.


Письмо из Остромирова Евангелия

Отверстия для укусов рептилий в нем зашиты. Начало каждого чтения обозначено большими буквами для чтения или большими инициалами.

Книга оформлена в стиле византийских рукописей 10-11 веков. Его автор использовал приемы, характерные для остекления перегородок.

В оформлении Евангелия его автор широко использовал элементы, характерные для перегородчатой эмали.

Инициалы, миниатюры и головы инкрустированы накладным золотом.

В самих инициалах использованы элементы, свидетельствующие о влиянии западноевропейской художественной традиции.

К ним относятся географические орнаменты и антропо-зооморфные элементы.

 Острое Евангелие с блестками. После того, как злоумышленники сорвали блеск с Евангелия, его больше не скрепляли и не помещали внутрь Евангелия.
Евангелие в Остроми вместе с ободом. После того, как злоумышленники вырвали прялку из Евангелия, она больше не была связана и помещена в

Евангелие было завершено переплетом. Он был изготовлен в 19 веке по проекту И. I. Горностаев. В него были вставлены драгоценные камни, которые привлекали людей с плохими намерениями.

В 1932 году переплет, завершавший Евангелие, был вырван и украден.

Преступники были немедленно задержаны.

Оказалось, что по своему невежеству они решили взять только богатый глянец. Выхватив его, злоумышленники бросили само Евангелие на шкаф.

После этого случая было решено не восстанавливать переплет, так как массивные оклады пагубно влияли на пергамент.

В настоящее время артефакт хранится в оплетенном виде в специально изготовленной мраморной дубовой коробке. Он, в свою очередь, заперт в сейфе.

Первый лист Евангелия Остромира содержит надпись: «Eua(g)e Sophia aprako(s)».

 Евангелие от Остромира. Первое письмо:
Евангелие от Остромира. Первое письмо: «Будь Словом…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1-7). Это изречение взято из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский язык означает: «В начале было Слово».

Он был написан скорописью в 17 веке. На основании этого факта исследователи полагают, что книга принадлежала Софийскому собору в Великом Новгороде, использовалась на службах в нем и хранилась.

Что на самом деле творилось за фасадом «прекрасной новгородской демократии»?

Евангелие писалось в течение восьми месяцев

Автор Остромирова Евангелия писал его из года в год. Он сам указывает на это в послесловии. Книга была написана им по просьбе Остромира, новгородского воеводы.

Именно от его фамилии она и получила свое название. Позже, после крещения, Остромир принял имя Иосиф.

Автор Остромирова Евангелия закончил его написание за год.

Исследователи считают, что автор не случайно выбрал дату написания произведения. Дело в том, что 21 октября Православная церковь чтит память палестинского подвижника третьего века Илариона Великого.

Вполне возможно, что он имел в виду именно его, когда начинал свою книгу. Вполне возможно, что он имел в виду именно его, когда начинал свою книгу.

 Святой Иларион Киевский. Во время написания Остромирова Евангелия митрополит пользовался большим почитанием, поэтому, вероятно, автор поспешил написать его в день почитания святого.
Святой Иларион Киевский. Во время написания Остромирова Евангелия митрополит пользовался большим почитанием, поэтому, вероятно, автор спешил написать его в день почитания святого.

Интересна дата, когда автор закончил книгу. Дело в том, что 12 мая — это день основания Константинополя императором Константином.

Это будущая Византия, столица Византии. Отсюда христианство распространилось в Рутении. Поэтому эта дата почитается среди православных христиан.

Читайте также: Копты – египетские христиане и уникальный народ

Оцените статью
Блог про религии мира