Максим Грек: житие святого преподобного, когда день ангела Максима

Иконы

Детство Максима

Он происходил из прославленной, богатой греческой семьи, и если бы этот человек не решил служить Богу, его жизнь была бы мирной и безмятежной. Максимус жил бы роскошной жизнью, ни в чем не нуждаясь. Получив блестящее светское образование, он занял бы достойное положение и пользовался бы большим уважением. Но Господь приготовил для него трудный и узкий, полный скорбей и лишений путь, ведущий в Царство Небесное. Благодаря своему терпению в скорбях, этот святой теперь наслаждается вечным, непреходящим благословением.

Происхождение и рождение

Святой родился в 1470 году в греческом городе Арта. При рождении мальчику дали имя Майкл. Его благочестивые родители Эммануил и Ирина происходили из почтенной и богатой семьи Триволис. Считается, что от них родился Константинопольский патриарх.

Рождение Михаила произошло через двадцать лет после падения Константинополя. Это было нелегкое время для греков. В то время греческая столица была оккупирована турками. Греки были лишены власти и были вынуждены платить высокие налоги турецкому султану. Это не лучшим образом сказалось на жизни греческого населения, поэтому они перебрались на землю своих предков — Балканский полуостров.

Значение имени в православии

Слово «Maximus» на латыни означает «величайший».

В православии есть много святых с этим именем:

  • Максим Авейский, диакон, память 10 июня;
  • Максим Тотемский, блаженный, русский священник (умер в 1650 г.), память 16 января;
  • Преподобный Максим Исповедник, комм. 3 февраля, 26 августа;
  • Максим Московский, Юродивый за Христа, комм. 26 августа, 24 ноября;
  • Мученик Максим Римский, комм. 5 декабря;
  • Преподобный Максим Кавсокаливитский, юродивый Христа ради, умерший в 1354 году.

Конечно, это далеко не полный список святых с таким именем. Если вы прочитаете их жизнеописания, то заметите, что очень немногие из них умерли естественной смертью. Многие из них подвергались пыткам, преследованиям, страдали и были убиты.

Семья

Оба родителя Михаила были философами, хорошо образованными. Его отец служил советником при императорском дворе. Как было принято у греков в те годы, мальчик был воспитан в христианской вере. Его родители решили дать сыну прекрасное светское образование, полагая, что в будущем он сможет занять видное положение.

Уже в десятилетнем возрасте мальчик покинул дом и отправился на остров Корфу. В то время эта территория находилась под властью венецианцев. Там он был отдан под опеку учителя и философа Джона Мошоса для изучения различных наук.

Юношеские годы и молодость

Должно быть, мальчику было трудно покинуть родителей, отчий дом и друзей в столь юном возрасте. Десять лет — это всего лишь ребенок, и ему пришлось уехать так далеко от дома. Однако, похоже, Бог устроил жизнь Макса так, что всю свою жизнь он провел вдали от дома.

В те годы Италия была самой развитой страной. Поэтому многие стремились получить там светское образование. Максим не стал исключением.

Получение образования

Получив начальное образование на Корфу, молодой человек отправился в Италию. Это было в 1492 году. В этой стране были сосредоточены лучшие умы того времени. Но псевдонаука, такая как астрология, также была распространена в Италии.

Михаил соприкасался с различными течениями и науками, но, как уверяют историки, он не увлекся модными теофильскими течениями и остался верен христианству. В Италии она изучала языки и философию. Майкл много путешествовал по стране, посетив Флоренцию, Милан и Падую. В Венеции он познакомился с А. Мануцием, выдающимся гуманистом. У него юноша учился переплетному делу (редактированию и исследованию источников).

Иоаннос Ласкарис был учителем греческого языка Майкла. Во Флоренции молодой человек посетил библиотеку Медичи, а также монастырь Святого Марка. Большое впечатление на него произвели проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы.

Переезд в Италию

Майкл много путешествовал, посетив Германию и Францию. Там он также изучал философию и литературу. Поездки в другие страны побудили его изучать разные языки. Но затем молодой человек снова вернулся в Италию. В 1498 году он начал работать под руководством Джованни Пико де ла Мирандола в Венеции. Он также переписывал труды святых и преподавал греческий язык.

В 1502 году Венеция подверглась нападению французов, и Михаил переехал во Флоренцию. Там он провел некоторое время в монастыре Святого Марка.

Монашеский постриг

Майкл принял обеты в католическом монастыре. Трудно сказать, почему он некоторое время находился в католической вере. Однако вскоре Господь призвал его на истинный путь. В 1505 году был казнен его любимый настоятель Джироламо Савонарола. Молодой человек был глубоко потрясен этим событием.

Затем случилось так, что учитель Михаила Ласкариса приехал во Флоренцию. Он принес рукописи и познакомился с молодым человеком. Ласкарис посоветовал ему перейти в лоно православия и переехать на Афон.

В течение этого столетия произошло много важных событий в жизни будущего святого. Нельзя сказать, что все они были приятными, но все они были очень значимыми. Возраст Иисуса оказался для Макса судьбоносным, пришло время взять свой нелегкий крест.

Труды

  • Сказка о судьбе:
  • Повесть о Саванароле :

Максим Грек — символ смирения и мудрости. Даже бесчисленные эпидемии, засухи и гонения не смогли поколебать его несокрушимую веру.

Каждый образ святого приносит Божественное участие, поддержку и ободрение в трудные времена. Молитвы перед иконами должны быть услышаны должным образом. В своих молитвах вы должны уповать на святого, который ближе всего к вашим желаниям. Каждый праведник при жизни отличился определенными заслугами, а теперь помогает заблудшим и измученным душам прийти к свету. Максим Грек — проповедник, который станет вашим проводником в мир смирения и счастья.

qdvtkm.jpg

Максим Грек имел благородные корни и блестящее образование. Его паломничества по европейским городам позволили ему выучить множество языков, что впоследствии пригодилось ему в Москве. Святой выбрал своей миссией служение Господу, отодвинув на второй план карьерные перспективы.

Для великого Максима не было ничего важнее служения Церкви и народу. Проповедник утверждал, что только Господь является истинной жизнью, и призывал дворян и бедняков сделать то же самое. При жизни он не только прославлял Слово Божье, но и способствовал переводу священных книг на более понятный язык. Однако неточности в переводе из-за сложного языка привели к тому, что его священническое служение было снято.

Перенеся жестокие пытки, тюремное заключение и изгнание, Максим Грек продолжал служить Господу в вере и праведности. Святой был способен ощутить пронзительную чистоту канонов и донести ее до людей, за что проповедник был причислен к лику святых. Мученик, который чувствовал любое отклонение общества от православной веры, он сразу же стремился исправить это и поставить людей на правильный путь. Он был канонизирован в 1988 году.

Максим Грек отошел в Царство Небесное в монастыре Святой Троицы. Позже у его мощей стали происходить чудесные вещи, а сами мощи были тленными. В 1996 году реликвии были вскрыты. По словам людей, работавших во время раскопок, повсюду ощущался запах, который был подтверждением священной силы и божественного участия.

Где находится икона Максима Грека

2_SLyeFdS.jpg

В конце 20-го века было отмечено сходство мощей с более ранними рисованными портретами проповедника. Настоящим чудом стало обретение святыни, которая в то время почиталась в европейских странах. В России он был канонизирован только в 1988 году. Иконописцы того времени запечатлели образ святого, который и сегодня стоит рядом с его мощами в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Лик проповедника часто изображается на святцах собора Радонежа.

Описание иконы

3_JqV8Y01.jpg

Ревнитель истины и благочестия изображен лицом к праведнику, на уровне пояса. На ранних иконах правитель праведности держит в правой руке псалом, а левая рука отведена в сторону. Его тело покрывает голубая мантия. Отличительной особенностью является наличие густой белой бороды.

На более поздних иконах Максим Грек изображается в полный рост, с крестом и Писанием в руках. Он одет в розовое священническое облачение с темно-синим плащом.

В чем помогает икона

Максим Грек — небесный покровитель ученых, священников, миссионеров, студентов и учеников. К Его помощи обращаются, когда веры не хватает или чтобы укрепить ее. В своих молитвах люди призывают святого помочь им пережить все испытания и гонения. Те, кто был испытан в своей вере другими, также молятся перед образом проповедника.

В моменты слабости веры и сильных страданий всегда стоит просить заступничества великомученика. Если вы чувствуете несправедливость властей, постоянные гонения и притеснения, приобретите для себя такой драгоценный и чудесный образ. Духовная сила иконы Максима Грека может помочь при болезнях, особенно душевных — депрессии и унынии.

Молитва перед иконой

4_di3zbnH.jpg.

«Преподобный Максим, снизойди к нам своей милостью и помоги нам обрести непоколебимую веру. Мы отрезаны от Тебя нашими грехами, беззакониями, эгоистичными и злыми мыслями. Но сейчас мы молим вас о помощи. Направь нас на правильный путь, наставь нас и возьми жизни грешных рабов (имя) под свою защиту. Вся ваша жизнь была примером добродетели и благочестия, так научите и нас поступать так же. Обращайтесь к Небесному Отцу за помощью в утверждении веры. Даруй исцеление больным, заступничество за страждущих и гонимых и призвание для бедных. Все православные христиане почитают твои чудеса, милосердие и силу духа. Перед изображением мы просим вас о помощи. О Великий Владыка, помоги тем, кто обратился к Тебе с верой, в их земных делах и покаяниях. Поклоняйтесь со всеми святыми нашему Богу. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Дни памяти

Преподобный Максим Грек почитается не только в России, но и в разных странах, где отмечается день преподобного Максима Грека. Поскольку преподобный Максим Грек почитается в Константинопольской церкви и в Греческой церкви, его лик изображен на многих иконах, самая известная из которых — икона Синагоги Радонежских святых.

С почитанием Максима Грека связаны 2 даты:

  • 21 января (3 февраля по новому стилю) — день смерти святого;
  • 21 июня (4 июля по н.ст.) — день, когда были найдены реликвии.

Торжественные службы в эти дни проходят не только в Троице-Сергиевой Лавре, но и во многих других церквях.

Почитание и мощи

Святой Максим Грек почитается в первую очередь как покровитель переводчиков, а также как помощник во всех делах обучения (поэтому к его помощи часто обращаются семинаристы).

На икону святого Максима Грека также ссылаются в случаях, когда:

  • необходимо укреплять дух верующего;
  • Необходима помощь для избавления от депрессии и уныния;
  • Существует потребность в исцелении от различных болезней;
  • Необходимо обрести твердость веры и способность противостоять искушениям.


Святилище с мощами преподобного Максима Грека, Троице-Сергиева лавра

Мощи преподобного Максима Грека находятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Каждый день все желающие могут помолиться в святилище у святых мощей и попросить святого Максима Грека о том, в чем они больше всего нуждаются.

Афонские университеты

Помогли друзья в Венеции — они нашли ему работу в известном местном издательстве. Они также посоветовали Михаилу отправиться на Афон в монастырь Ватопед, известный своей обширной библиотекой. Там он вернулся к православию и в 1505 году принял монашеский постриг с именем Максим. С тех пор, в течение 10 лет, его основной деятельностью было копирование книг в рассрочку и их продажа.

Прозвище Грека: эта история не слабее, чем
Монастырь в Ватопеде. Атос.

О его духовной жизни на Афоне известно немного. Правда, существуют документальные свидетельства его литургических трудов — рукопись его Канона святому Иоанну до сих пор хранится во многих монастырях Святой Горы.

Но, несомненно, именно эти 10 лет сформировали его личность, способную вынести все на уготованном ему крестном пути.

Над Максимом сгущаются тучи

В 1515 году великий князь Василий III попросил прислать к нему ученого монаха-афонита для перевода духовных книг, и 47-летний Максим был отправлен в Москву, хотя он не знал славянского языка и не говорил по-русски. Но путешествие в русскую столицу затянулось: посланники великого князя по государственным делам надолго застряли в Крыму. Посольство прибыло в Москву только в 1518 году. И все это время Максимус учил русский язык.

Кремль баловал афонского монаха, и сам великий князь предоставил ему квартиру в Худовском монастыре, недалеко от своих покоев. Максим был поражен количеством древних латинских и греческих рукописей в библиотеке герцога, которая не открывалась почти столетие.

Его первой работой был перевод огромной, пятнадцатисотстраничной толковой Псалтыри, над которой вместе с ним работали русские писцы-переводчики. Работы были завершены всего за один год и пять месяцев. Работа была хорошо принята, и Максим остался в суде.

За Псалтирью последовали Толковый Апостол, труды Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Однако особенно трудно было исправить ошибки, которые появлялись в Библии и богослужебных книгах из-за неграмотности, небрежности или простой халатности переписчиков. Эти исправления стали первым камнем преткновения в отношениях Максима Грека со священством Русской Церкви. Ведь все эти ошибочные слова, фразы и определения вошли в обиход на долгие годы, и многие иерархи не хотели их менять; они всячески сопротивлялись.

В 17 веке подобные недоразумения привели к расколу в Церкви. В 16 веке Максим Грек был обвинен в ереси. С этого момента начались его несчастья. Однако до тех пор, пока митрополит Варлаам оставался в московском соборе, а великий князь покровительствовал афонскому монаху, его критика должна была сдерживаться. Но когда Варлаама сменил Даниил, монах Волоколамского монастыря и сторонник иосифлян, нападки на Максима Грека, сторонника их идейных противников, нестижатистов, усилились [1].

Грек: история, не уступающая
Собрание сочинений Максима Грека.
Фото: Российская национальная библиотека

А тот, в своем южном рвении, не ограничиваясь исправлением переводов, начал критиковать недостатки московской жизни, которая во многом противоречила христианским идеалам. Пройдя школу европейского гуманизма, поклонник Нила Сорского и несторианских пресвитеров, Максим нажил себе много влиятельных врагов. Он резко осуждал монастырское помещичье хозяйство, ростовщичество и жадность с пафосом Савонаролы. А когда он осмелился публично осудить развод великого князя с его законной женой Соломонией Сабуровой, сосланной в монастырь, и его женитьбу на полячке Елене Глинской, над его головой прогремела усмешка — его обвинили в заговоре, измене и ереси.

Искушение гуманизмом

Его знатный греческий род — род Треволисов — был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, а один из его предков был патриархом Константинопольским. Очевидно, что его родители дали своему сыну Майклу достойное образование.

Юность Михаила Триволиса пришлась на последние годы падения Константинополя. Однако, прежде чем покинуть родной остров Корфу и отправиться в Италию, чтобы окончательно посвятить себя учебе, он из предосторожности связался с политическим диссидентством и даже выставил свою кандидатуру на выборах в Большой совет острова в 1490-1491 годах. Но он проиграл.

Примерно в то же время Иоанн Ласкарис, известный греческий ученый, близкий к итальянским гуманистам из круга Лоренцо Медичи, прибыл в родную Арту в поисках древних рукописей. Вместе с ним Майкл Треволис отправился во Флоренцию, которая на рубеже 15-16 веков представляла собой опасную смесь торжествующего гуманизма и католического аскетизма. Именно в эти годы влияние доминиканского настоятеля монастыря Сан-Марко Джироламо Савонаролы достигло своего апогея в этом скинии муз, вторых Афинах, где его осуждение грехов светского общества и церковной иерархии принесло ему национальную славу и непререкаемый престиж.

Грек: история, не уступающая
Портрет Савонаролы работы святого Петра Веронского. Флоренция, Сан-Марко.

Хотя во Флоренции Михаил Триволис сразу же оказался в гуманистической греческой диаспоре, куда его ввел учитель и покровитель Иоанн Ласкарис, именно влияние проповедей Савонаролы во многом определило его судьбу. В течение нескольких лет он скитался по Италии, изучая теологию, философию, историю, древние и современные языки, преподавая, переводя и переписывая греческие оригиналы. И наконец он вошел в тот самый монастырь Сан-Марко, настоятель которого недавно был казнен как еретик Саванарола.

Михаил, родившийся и выросший православным, в течение двух лет был католическим монахом-доминиканцем, что оказалось для него горьким опытом. В письме к другу он написал: «У меня нет времени, нет мира в душе и разуме, не только потому, что я ничего не нашел здесь, но и потому, что меня бросает то вверх, то вниз, как корабль, колеблемый переменчивыми ветрами в открытом море. Поэтому … Я отказался от монашеской жизни.

§ II2

Жизнь преподобного Максима Грека не отличается обилием и разнообразием внешних событий и обстоятельств; она состояла из серьезного первоначального воспитания, аскетических подвигов и книжно-просветительской деятельности в России XVI века, сопровождавшейся долгими, суровыми страданиями, равными мученичеству. Жизнь преподобного Максима Грека по существу и резко делится на два периода: первый длится до его прибытия в Москву в 1518 году; второй состоит из деятельности его отца в России до его смерти в 1556 году.

«Не тужи, что страдаешь без правды»

После девяти лет царских милостей и почестей Максим был схвачен и брошен в цепях в темницу Симонова монастыря, но так тайно, что в Москве даже не знали, жив ли он и где заперт — так начался его путь на Голгофу. Суд обвинил его в неправильном переводе греческих книг, что якобы искажало их истинный смысл, а также в контактах с опальными боярами и турецким послом.

Путь от широкого признания и славы педагога до полного забвения и изоляции был настолько неожиданным и стремительным, что для живого и общительного грека это было похоже на внезапную смерть. В 1525 году условия заключения 55-летнего монаха в Иосифо-Влоцком монастыре, куда он был отправлен для покаяния после отлучения от причастия, были суровыми: «Он будет сидеть в тишине …. и в отлучении и воздержании он будет совершенен». От дыма и вони, от уз и побоев он временами впадал как будто в ступор. Позже, на свободе, Максим Грек скажет: «За свои грехи я мучился от дыма, мороза и голода».

Греция: история не слабее
Преподобный Максим Грек.
Миниатюра из рукописного тома его собрания сочинений. Россия. Конец 16 века.

Однако на этом его злоключения не закончились. В 1531 году его снова вызвали в суд и обвинили в колдовстве, ведовстве и неуважении к русским монахам-магам, монастырям которых принадлежали эти земли. К счастью, на этот раз он был сослан в Тверской Отроч монастырь, где его должен был курировать епископ Акака, который высоко ценил ученого грека. Жизнь заключенного там была вполне сносной: аббат сажал его за свой стол на ужин, разрешал читать и писать. Но к причастию он был допущен только через десять лет.

Максимин неоднократно пытался взывать к справедливости, обращался к Собору и московским митрополитам со своим «исповеданием веры», но отвечал ему только митрополит Макарий: «Мы целуем твои узы как одного из святых и ничем не можем тебе помочь».

И только после многочисленных просьб Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархов, а также Макарийского митрополита 81-летний Максим Грек был освобожден после 26 лет заключения на покой в монастырь Святой Троицы-Сергия, где и умер в 1556 году. Он был похоронен у северо-западной стены церкви Святого Духа.

Грек: история, не уступающая
Реликвия с реликвиями. Троице-Сергиева лавра. Архитектор В. Звездкин

Преподобный Максим оставил около 365 текстов — богословских, апологетических, духовно-нравственных, трактатов по грамматике и строению языка, посланий частным лицам. В них он нападал на латинян и протестантов, осуждал изучение астрологии, осуждал рост обрядности в России без истинной жизни во Христе и даже нападал на бояр — старца Иоанна IV, которому он оставил «главу в назидание тем, кто правит правильно».

Он также оставил канон Святому Духу, написанный углем на стене тесной, сырой тюремной камеры в монастыре Святого Иосифа и в Волоцке. Сегодня его можно услышать во многих наших церквях.

И каждый свой день в темнице преподобный начинал словами проповеди, составленной для утешения: «Не скорби, не печалься и не тоскуй, дорогая душа, ибо ты страдаешь без истины…».

Начиная с XVI века, сочинения Максима Грека стали распространяться в многочисленных копиях. Хотя он был канонизирован только в год 1000-летия Крещения Руси, его всегда почитали как одного из Радонежских святых. Уже в середине XVII века в Минее появилось «Сказание о Максиме Греке» как житие святого, а также иконы с его изображением. В 1591 году его мощи были обнаружены и признаны нетленными, сохранилась даже часть его плаща.

В 1996 году, после археологических раскопок, мощи святого были вновь обретены и с тех пор находятся в церкви Святого Духа в Лавре [2].

Над его могилой на медной доске выгравирована надпись:

«И это божественным образом записано в книгах,

Это он показал своей жизнью и делами».

Нестиниты были монашеским движением в Русской православной церкви в конце XV — первой половине XVI века, связанным со спором о монастырском землевладении. Последователи Нилуса из Соры. Иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого, выступили против них в этом вопросе. Однако спор между ними не ограничивался вопросом о монастырских имениях и имущественных вопросах в целом: разногласия касались отношения к кающимся еретикам, отношения к местной (национальной) и общецерковной традиции и ряда других вопросов.

Мощи преподобного Максима сейчас находятся в трапезной церкви Лавры, куда они были перенесены в связи с проведением консервационных работ в церкви Святого Духа.

Читайте также: Во время оно ЮНЕСКО включила Остромирово евангелие в реестр «Память мира»: Наука и техника: Lenta

Оцените статью
Блог про религии мира