- Краткая биография
- Происхождение
- Служение Богу
- Благодеяния
- Окончание жизненного пути
- Другие храмы и церкви Полоцка
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы
- Крестовоздвиженский собор
- Богоявленский собор
- Расцвет обители
- Иконы святой подвижницы
- Последние годы жизни
- История Спасского собора
- Возведение и основание
- Историческая судьба
- Современное положение
- Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке
- Тяга к знаниям
- Детство и отрочество святой Ефросиньи
- Открытие собственной обители
- Почитание и значение святой в православии
- Где можно найти мощи
- Иконография
- Житие
- Мечта Евфросинии
- Выбор жизненного пути
- Постриг
- Решение стать монахиней
- Как проходят богослужения
- КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ
- О чем просят перед образом
- Архитектура и убранство сооружения
- Внешний вид
- Внутреннее оформление
- Святыни храма
- Мужской монастырь
Краткая биография
Имя царевны Евфросинии не упоминается в летописях. Ее биография и история происхождения реконструированы только в Житии, составленном до монгольского завоевания. Житие сохранилось из более чем ста фолиантов, датируемых 15 веком.
Происхождение
До своей монашеской жизни Евфросиния Полоцкая называлась Предславой, она была дочерью Георгия Всеславича — представителя княжеской династии и правнучкой святого князя Владимира. С ранних лет она изучала основы правописания, читала Псалтырь, Священное Писание и различные религиозные книги. Девочка не только любила читать, но и часто молилась, чем поражала всех своих родных. Со временем слава Евфросинии вышла за пределы Полоцких земель, и многие князья стали просить ее руки. Девушка отвергла все предложения и выразила желание уйти в монастырь, не обращая внимания на запрет отца.
Служение Богу
В возрасте 12 лет родители будущей принцессы хотели заставить ее выйти замуж за принца. Затем девушка тайно ушла из дома, пришла в монастырь и объявила своей тете, аббатисе Романе, что хочет принять обет монахини. Из-за ее юного возраста и необычной внешности настоятельница думала, что монашество не подойдет девушке, но ее глубокий ум и сосредоточенность заставили ее изменить свое мнение. Несмотря на запрет родителей девушки, настоятельница дала свое благословение на постриг.
Именно при постриге Предслава получила имя Евфросиния. Первоначально ее выбрали для служения в монастыре, но размеренная жизнь с многочисленными ограничениями не сочеталась с ее порывами к святым стремлениям. Получив разрешение епископа Илии, Евфросиния удалилась в уединение и стала жить в келье, расположенной в Софийском соборе, где она молилась, читала и переписывала религиозные книги, получая новые знания. Позже автор жизнеописания монахини написал, что таким образом монахиня смогла наполнить свое сердце божественной мудростью.
Благодеяния
Работа Евфросинии по церковному и духовному развитию всегда сочеталась с деятельной любовью к окружающим ее людям. Девушка раздавала предписанные духовные книги всем, кто нуждался в религиозном просвещении.
После укрепления духовных сил принцессы ей явился ангел и велел стать основательницей нового монастыря. С тем же повелением ангел пришел к епископу и показал ему место близ Полоцка, где должен был быть построен монастырь. Евфросиния выполнила повеление и позже открыла монастырь, где впервые стала настоятельницей. В этом монастыре были посвящены в монахини ее родная и двоюродная сестры. Ее двоюродная сестра Звенислава передала в дар монастырю все свои украшения и одежду, изначально приготовленные для свадьбы.
В свободное от церковных церемоний время полоцкая княгиня занималась копированием рукописей, поэтому ее признали первой в России женщиной-библиотекарем.
Раньше такой бизнес считался исключительно мужским и требовал применения серьезной физической силы. При копировании книг пергамент клали на левую руку, а согнутая рука опиралась на ногу. Писать нужно было большими и прямыми буквами, без малейшего наклона. Переписывание книг требовало идеальной грамматики и творческого чутья, поскольку первые буквы текстов и заголовков традиционно украшались. За целый день можно было старательно переписать не более четырех страниц.
Часть скопированных текстов была продана богатым монастырям, а все вырученные средства были розданы бедным. Для более бедных церквей и монастырей Евфросиния работала бесплатно. Во многих монастырях были открыты отдельные мастерские для переписывания священных книг, а новые мастера делали красочные орнаменты, рисунки и твердые обложки. Также были открыты школы, где любой желающий мог научиться читать и писать.
Окончание жизненного пути
В последние годы своей жизни полоцкая княгиня отправилась в паломничество по приказу епископа Дионисия. Взяв с собой родного брата и двоюродную сестру, она сначала посетила Константинополь, а затем отправилась в Иерусалим. В 1173 году принцесса достигла Святой Земли и смогла поклониться перед Гробом Господним. Затем она получила известие от ангела, что ей суждено обрести вечный покой. В результате тяжелой болезни, продолжавшейся 24 дня, Евфросиния умерла, и ее тело было положено в монастыре Святого Феодосия, недалеко от Иерусалима. Ранее здесь были похоронены несколько святых жен, в том числе матери святых Саввы и Феодосия.
Другие храмы и церкви Полоцка
Паломник, приехавший в Полоцк, сможет посетить не только Евфросиниевский монастырь, в городе есть и другие христианские памятники. Каждое святое место имеет свою уникальную историю.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Построенная в 1781 году, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке первоначально была кладбищенской церковью при Богоявленском монастыре, а в 1804 году она была признана соборной церковью. Позже, после повторного освящения иезуитской церкви Святого Стефана в качестве кафедральной, церковь получила титул приходской.
К этому времени деревянная церковь обветшала и была закрыта, но в начале 1870-х годов ее отремонтировали и вновь открыли.Вскоре, во время пожара 1900 года, Покровская церковь сгорела, полочане собрали средства и восстановили церковь, сделав ее кирпичной.
В начале 1930-х годов, после прихода советской власти, церковь была закрыта, а священники репрессированы. Церковь с трудом пережила советский период: после войны в ней была открыта конфетная фабрика, в 1960-х годах она снова сгорела, а поврежденные огнем стены церкви были снесены в 1967 году.
После распада Советского Союза община подняла вопрос о восстановлении священного места, но церковь была открыта только в октябре 2004 года.
Современная церковь построена в стиле традиционной русской архитектуры: парящая двухэтажная колокольня и молитвенный зал создают впечатление величия, спокойствия и простоты.
Крестовоздвиженский собор
Собор Святого Креста является частью комплекса монастыря Евфросинии, и его история неразрывно связана со святым комплексом. Именно в этом соборе ежедневно совершаются молитвы у мощей святой Евфросинии.
Первый камень в основание собора был заложен 23 мая 1893 года.
По проекту, созданному архитектором В.Ф. Коршиковым, величественный пятикупольный собор был построен к 1897 году. Здание церкви рассчитано на 1 500 человек. Крестообразный белокаменный храм увенчан пятью куполами, которые увенчаны позолоченными крестами. Центральный купол имеет форму шлема и поддерживается четырьмя угловыми восьмиугольными башнями с купольным покрытием. Полукруглая апсида имеет два этажа, по бокам расположены две ризницы. Декоративная отделка фасадов включает бра, круглые медальоны и арочные порталы.
Богоявленский собор
Богоявленский собор в Полоцке является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс Богоявленского монастыря. На церкви сохранились три фрагмента фресок того времени.
Каменный собор был построен монахами в 1761 году и освящен 5 августа 1777 года.
Первоначально это была крестокрылая церковь с одной апсидой и двухбашенным фасадом, но она несколько раз перестраивалась.
В советское время церковь была закрыта. Сначала он был переоборудован в гимнастический зал, а с 1981 года используется как художественная галерея. В 1991 году собор был вновь открыт для богослужений. Сегодня церковь является кафедральным собором Полоцкой и Глубчицкой епархий.
Расцвет обители
Преподобная Евфросиния Полоцкая основала Спасо-Преображенский монастырь. Этот монастырь приобрел широкую известность во всем Полоцком крае. Здесь же приняли религиозный постриг сестры святой Евфросинии.
При монастыре действовала женская школа. Здесь велась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой. Принцесса собирала юных девственниц и обучала их пению, написанию книг, рукоделию и многим другим полезным ремеслам. Монахиня также следила за тем, чтобы девочки знали закон Божий и были трудолюбивыми. Стоит отметить, что школа, созданная при Спасо-Преображенском монастыре, в значительной степени способствовала быстрому расцвету обители.
Иконы святой подвижницы
Среди самых ранних изображений святой Евфросинии — фреска на одном из столпов православной церкви Преображения Господня в Полоцком Евфросиниевом монастыре, а также небольшая икона, помещенная в верхнем ряду иконостаса в Смоленском соборе Новодвинского монастыря. На этом портрете святой изображен читающим молитву, в плаще и поддевке.
В начале 19 века появилось большое полотно, которое сейчас находится в церкви Спасского монастыря в Полоцке. На ней изображена настоятельница, стоящая в своей келье рядом со столом с книгами. В ее левой руке виден знаменитый крест, созданный ювелиром Богушем, а правая рука направлена в сторону княжеских регалий. Взгляд великой светлой женщины устремлен вверх.
Несколько изображений святой Евфросинии есть в Киево-Печерской лавре, где долгое время хранились бренные мощи. Образ святой Евфросинии также присутствует в композиции «Синапс Киево-Печерских святых».
Последние годы жизни
В старости святая Евфросиния решила совершить паломничество в святой Иерусалим. Там, измученная после долгого путешествия, она заболела и вскоре умерла. Полоцкая княгиня была похоронена недалеко от Иерусалима, в монастыре Святого Феодосия. В 1187 году состоялось перезахоронение святого. Ее останки были перенесены в Феодосиевскую пещеру в Киево-Печерской лавре. Только в 1910 году реликвии были перевезены в Полоцк.
Святая Евфросиния была упокоена 5 июня (23 мая по старому стилю) 1167 (?) или 1173 (?) года в святом городе Иерусалиме. Этот день признан днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.
В честь этого дня Отдел редких книг и документов подготовил выставку книг под названием. «Святая покровительница Беларуси — Евфрасия Полоцкая», которая находится в читальном зале библиотеки.
Выставка состоит из трех частей. Первая содержит публикации жития святого. Последнее издание вышло в 2012 году и было подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые православное славянское житие XVI века было адаптировано для чтения мирянами. Издание богато украшено клеймами житийной иконы святой Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жуком.
Вторая часть выставки содержит материалы на тему «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают исследовать жизненные уроки о Боге, оставленные нам преподобной княгиней Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями, прикоснувшись к страницам истории.
Третья часть выставки содержит издания об истории и иллюстрации одной из важнейших реликвий Беларуси — Креста, изготовленного полоцким мастером Лазарем Богушем в XII веке по просьбе Богородицы. В Секторе редких книг и документов хранится вильнюсское издание «Западнорусского ежемесячника» за 1865 год, в котором помещена статья «Святой город Полоцк: церковь Святого Спаса и крест Святой Евфросинии», одна из немногих дореволюционных публикаций, посвященных кресту Святой Евфросинии Полоцкой. Как называется крест святой Евфросинии?». (Адраженне: исторический альманах, Минск. 1995, с. 22-36), в котором автор представляет собственное исследование судьбы креста и выдвигает гипотезу о его современном местонахождении. Как известно, святыня в Беларуси до сих пор не найдена.
История Спасского собора
История каменного Спасо-Преображенского собора окружена легендами. Он был построен за очень короткое время, всего за 30 недель, что кажется невероятным для тех времен. В житии святой Евфросинии упоминается, что кирпичи, которых не хватало для строительства храма, чудесным образом появились благодаря молитве настоятельницы.
Возведение и основание
Спасский собор был построен в 1161 году и до сих пор считается жемчужиной древнерусской архитектуры.
Храм был построен мастером Иоанном. Легенда гласит, что он сам пришел к настоятельнице и был побужден Святым Духом принять участие в строительстве собора. Церковь, которую построил Иоанн и которая сохранилась до наших дней, является единственным зданием в Беларуси, в котором сохранились оригинальные фрески XII века.
Историческая судьба
Православная церковь существовала до 1580 года, когда Полоцк стал частью Речи Посполитой, а монастырь был передан иезуитам. В 1656 году русская армия царя Алексея Михайловича отвоевала и вернула Полоцк и монастырь православным, но ненадолго. В 1667 году Полоцк снова вошел в состав республики. Собор Спасителя был возвращен католикам. Только в 1832 году церковь окончательно вернулась к православию.
Епископ Полоцкий Василий (Лужинский), считавший восстановление прежних полоцких святынь одной из своих задач, возглавил возрождение Полоцкого монастыря в октябре 1841 года. Помещения для всех монастырских служб были отремонтированы к 1848 году на пожертвования и здание для женской богословской школы — преемницы школы, основанной преподобной Евфросинией.
С приходом советской власти монастырь продолжал функционировать до 1928 года, несмотря на гонения.
Монастырь был вновь открыт во время Второй мировой войны, хотя часть его использовалась оккупантами в качестве концентрационного лагеря. После войны монастырь продолжал функционировать, но в 1960 году был закрыт и почти тридцать лет находился в запустении, продолжала действовать только Спасо-Преображенская церковь.
6 июля 1989 года Русская православная церковь благословила возрождение Полоцкого монастыря. Монастырь вновь стал одним из главных центров православия в Беларуси.
Современное положение
Сегодня монастырь живет по коэновскому уставу. Около 70 монахинь проживают здесь в послушничестве. Ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения. В стенах монастыря непрерывно читаются псалмы. В храме приветствуются все молитвы.
Некогда богатая монастырская библиотека была утрачена, но сейчас монастырь собирает новые книги.
Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке
— Как удалось перевезти мощи в Полоцк?
— Киевские митрополиты были против вывоза мощей из Лавры. Прошения о перенесении мощей появились сразу после восстановления монастыря, который только начал называться Спасо-Евфросиньевским (ранее он назывался Спасским). Однако все прошения были отклонены, но в 1876 году им удалось доставить палец правой руки в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Но полочане хотели перевезти все реликвии. Только Николай II, довольно боголюбивый человек, поддержал петицию. В 1909 году началась подготовка к перевозке реликвий в Полоцк. Был разработан церемониал — к Евфросинии относились и как к принцессе, и как к святой. Чудеса исцеления, произошедшие на пути возвращения мощей святого на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены королевской семьи. С 1910 по 1917 год был пик почитания святой Евфросинии Полоцкой.
Перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 года.
— А что стало с мощами и монастырем после революции?
— В 1914-17 годах возникло опасение, что немцы войдут в Полоцк, мощи были перевезены в Ростов. В 1918 или 1918 году они были возвращены в Полоцк. И сразу же советская власть начала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи открыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.
Поэтому мощи были перенесены в Витебский атеистический музей, так как желаемый эффект развенчания мифа о святости Евфросинии не состоялся. Они были выставлены в музее без одежды, что верующие восприняли как святотатство.
Только во время оккупации в 1943 году мощи были возвращены в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, а монахини уволены. Православная церковь Преображения Господня, построенная Евфросинией, продолжала действовать; мощи хранились в ней, хотя было решено передать их в Полоцкий музей национальной истории. Но что-то встало на пути… И церковь, как приходская, продолжала функционировать все эти годы.
Крест святой Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны, и до сих пор никаких следов его не найдено. Но чудеса исцелений, связанные со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись можно найти в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Тяга к знаниям
Труд «Житие Евфросинии Полоцкой» рассказывает о том, что с детства у нее развилась большая любовь к сердечной молитве и книгам. По одним сведениям, Предслава получила образование в Софийском соборе, по другим — дома, непосредственно при герцогском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочек были исключительно священнослужители. Они обучали ее, используя вместо учебников житийную литературу и Священное Писание. Со слов учителей и из житий святых девочка узнала правила и обычаи монастыря. Учеба давалась ей легко. Во многих отношениях она опережала своих сверстников. Жизнь…» отмечали ее необыкновенную любовь к учебе, большие способности и трудолюбие. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме была обширная библиотека, где, помимо религиозной литературы, девушка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники афоризмов и изречений и т.д. Чуть позже ее заинтересовали работы, описывающие теологические толкования сущности природы, а также книги по древней истории. «Вита…» также свидетельствует о том, что с ранних лет девочка сочетала любовь к учебе с сосредоточенной молитвой. Не только ее родители были «волшебниками» ее мудрости. Слава о Предславе распространилась по многим городам.
Детство и отрочество святой Ефросиньи
Точная дата рождения великого подвижника неизвестна. Историки установили, что Евфросиния Полоцкая, мировое имя Предслава, родилась около 1101 года. Родословная девочки напоминала родословную знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой Владимира Мономаха и дочерью полоцкого князя Георгия.
Отец Предславы с ранних лет заботился об образовании дочери, и она училась у монахов. В доме принца была очень большая библиотека, в которой хранилось множество книг как религиозного, так и светского характера. Описание Евфросинии Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны очевидцами того времени.
Среди ее любимых книг были Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Весть о девушке, которая была мудрее своих лет, вскоре распространилась далеко за пределы Полоцкого края, так что многие знатные князья мечтали иметь такую жену.
Открытие собственной обители
Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил подтверждение высокого подвижничества и служения Евфросинии от ангела Божьего. В то же время высшая сила указала ему, что он должен поставить монахиню во главе монастыря. Трижды с подобным посланием ангел приходил к преподобной Евфросинии, которая с радостью приняла выбор Христа. Местом расположения монастыря было выбрано село под Полоцком. Здесь же находилась церковь Спасителя и место захоронения епископов.
Торжественная передача Сельце в руки Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илия благословил преподобного на основание монастыря на этом месте.
Почитание и значение святой в православии
Преподобная Евфросиния стала почитаться в Полоцком крае уже в конце XII века. В то время существовало почитание преподобной Евфросинии и ее житийного Жития, составленного в одном из монастырей, открытых Евфросинией. Из более чем ста житий, Житие Евфросинии Полоцкой было самым известным. В XVI веке были выпущены два новых издания.
Традиционно образ Евфросинии считается священным не только в православной церкви, но и у католиков и униатов. Все верующие часто упоминают следующие достоинства принцессы:
- Возведение Спасо-Преображенского собора, который до сих пор сохранился в своем первоначальном виде. Собор считается древним памятником и является единственной церковью в Беларуси, в которой сохранились древние настенные росписи.
- Она оказала значительное влияние на общественную жизнь Полоцка в середине XII века. Евфросиния защищала права жителей Полоцка и помогла им обрести независимость.
- Она совершала политические подвиги и неоднократно пыталась урегулировать отношения между враждующими князьями. Принцесса часто выступала в роли миротворца.
Официальный день памяти преподобной Евфросинии — 5 июня. В этот день верующие молятся и вспоминают принцессу.
Где можно найти мощи
В 1187 году мусульмане захватили территорию Иерусалима, и святые мощи были отправлены в пещеру Феодосия для захоронения. По инициативе императора Николая II в начале XX века мощи были перевезены на родину Евфросинии и помещены в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Для хранения бренных останков была подготовлена специальная кипарисовая рама с серебряной отделкой. Многие верующие делали пожертвования на создание реликвария.
Реликварий с мощами был вновь перенесен в 1915 году, когда в связи с военными действиями произошла эвакуация. Затем святые мощи были помещены в Ростовский Авраамиев монастырь. В современное время мощи находятся в церкви Воздвижения Креста.
Иконография
Иконография преподобной Евфросинии активно развивалась в современное время на территории России, Беларуси и Украины. Образ святого также упоминается во многих текстах священных книг того времени. Долгое время самым древним изображением считалась фреска на колонне в церкви Спаса в Девичьем монастыре в Полоцке.
На многих иконах святая Евфросиния изображена рядом со столом, на котором лежат крест, четки и книги. Левой рукой святая держит другой крест, а правой указывает на княжескую параферналию. Характерной особенностью изображения является устремленный вверх взгляд монахини. Также распространена икона, на которой преподобная Евфросиния изображена в монашеском одеянии с наперсным крестом на темном фоне и легким свечением возле ее головы.
Житие
Вита. Св. Евфросиния Полоцкая сохранилась в большом количестве копий (не менее 130) с XVI-XVII веков в собраниях и в Минейских четьих, копии имеют несколько редакций. Исследователи (архиепископ Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский, А. И. Соболевский) сходятся во мнении, что оригинал Жития, насыщенный историческими событиями, был написан в домонгольский период, но в сохранившихся копиях можно обнаружить вариант, испытавший сильное влияние стиля «плетения словес», который стал известен в русской литературе не ранее рубежа XIV-XV веков. Самая ранняя рукопись Жития найдена Б.М.Клоссом [10] и относится к началу XVI в. Эта рукопись, содержащая также посвящение преподобному, происходит из западнорусских земель и была написана не в Полоцке. Можно с уверенностью говорить о переработке Жития в 1530 году при составлении Четьих-Миней в Великом Новгороде (этот вариант появляется во всех последующих описях Четьих-Миней) и о включении Жития в 1560 году в «Степенную книгу царского родословия». В 1700 году новое издание расширенного Жития преподобного, основанное на версии Великих Четьих-Миней, было опубликовано в составе «Книги житий святых» святителя Димитрия Ростовского [22]. В 19-20 веках были выпущены расширенные издания «Жития».
Сложное житие святой Евфросинии известно в ограниченном количестве копий 15-16 веков, созданное, вероятно, во второй половине 15 века в западной русинской митрополии. Самый ранний список кратких Житий преподобных был найден Клоссом в Прологе последней четверти XV века [23]. Два других экземпляра этого издания находятся в Прологах из бывшего собрания Виленской публичной библиотеки [24], в основе которых (судя по наличию в обоих экземплярах Жития святого Игнатия, епископа Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новый Prolate Vitae, отличный от более ранних рукописей, составленный для издания 1662 года на основе текста в книге Степная [25]. История Жития святой Евфросинии в великорусской рукописной и древнерусской рукописной традиции (за исключением его включения в Великую Менуиа тети) имеет определенный политический привкус. Скорее всего, создание новой расширенной версии Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка русскими войсками в 1563 году, а появление редакции Пролога 1662 года — со сдачей Полоцка в 1654 году и последующим включением термина «Белая Рутения» в царский титул Алексея Михайловича.
Мечта Евфросинии
Всю свою жизнь матушка Евфросиния мечтала побывать в Иерусалиме, прикоснуться своими руками к тем местам, где был Иисус, и умереть там, где умер Спаситель. Около 1167 года ее мечта сбылась. В сопровождении своей сестры Евфрасии и племянника Давида она прибыла в Святую землю, встретилась с императором, а затем непрестанно молилась в церкви Святой Софии в Константинополе.
Им удалось добраться до Иерусалима, находившегося во власти латинян, остановившись в русинском монастыре Божьей Матери. Русские паломники с пиететом приносили в дар святыне Гроба Господня золото, ладан и фимиам. Вскоре преподобный заболел, мирно почил 23 мая и был погребен близ Иерусалима в монастыре Феодосия Великого.
Весть о смерти Матушки дошла до Полоцка. С тех пор каждый год 23 мая православные христиане благодарят Бога за смиренную дочь Божию, которая была светочем для русского женского монашества.
Выбор жизненного пути
Полоцкая княжна отличалась не только мудростью, но и красотой. Однако она без колебаний отвергала многочисленные предложения о замужестве, которые ей поступали. В возрасте 12 лет Предслава сознательно решила отказаться от мирской жизни. Именно в это время ее родители впервые задумались о замужестве дочери. Девушка руководствовалась идеями аскетического служения высоким нравственным идеалам и важности духовного совершенствования. Принцесса решила последовать за своим «женихом». — Христос.
Она обратилась к своей двоюродной сестре, вдове своего дяди Романа Всеславовича, которая жила в Полоцке. Она была настоятельницей и могла помочь девочке стать монахиней. Но необыкновенная красота Предславы и ее юный возраст показались старой княгине несовместимыми с монашеством. Старую принцессу изменили глубокие рассуждения и высокие религиозные убеждения девушки. Игумена вызвала священника, который совершил постриг, назвав Предславу Евфросинией.
Постриг
Примечательно, что Предслава, так звали Евфросинию, перед пострижением в монашество получила другое имя. Из хроник мы знаем, что имя было выбрано не случайно; она была названа в честь жившей в пятом веке монахини Евфросинии Александрийской, которая стала для молодой девушки примером для подражания. Считается также, что в Церкви имя Евфросиния означает радость, поэтому у 12-летнего ребенка не было проблем с выбором имени для пострижения в монастырь.
Конечно, и отец Георгия, и мать Евфросинии были крайне опечалены таким решением собственной дочери, поэтому они предприняли несколько попыток вернуть ее домой. Летописи свидетельствуют, что Георгий Полоцкий оплакивал свою дочь, как будто она умерла, но его слезы не могли ничего изменить. Предслава осталась в храме и превзошла всех монахинь своим рвением в молитве, постами и ночными бдениями, а также ежедневными молитвами в честь Всевышнего и всех святых.
В бытность свою монахиней она обратилась за помощью к знающим людям, чтобы посвятить свою жизнь изучению различных наук. Именно в монастыре она изучила многие книги, которые находились в главном хранилище церкви. Важно отметить, что в летописи говорится, что в библиотеке хранились различные труды, написанные славянскими богословами, а также различные древние хроники и труды византийских и римских просветителей. Таким образом, девочка расширяла свой кругозор, изучала исторические сведения и, конечно же, не забывала о науке.
Решение стать монахиней
Когда девочке было 12 лет, к ее родителям подошел принц и попросил выдать ее замуж. Ее родители согласились и дали свое благословение, но 12-летняя девочка Евфросиния приняла другое решение и, спустя некоторое время, тайно отправилась в монастырь и приняла постриг. Именно в этот момент ее жизнь изменилась, а биография приняла новый оборот.
Из исторических сведений известно, что настоятельницей церкви, в которую ходила Евфросиния, была вдова ее родного дяди, которого звали Роман. Сначала настоятельница выслушала просьбу девушки и упрямо отказала ей в просьбе, но позже обратила свое внимание на Евфросинию, потому что та была очень юной девушкой и слишком красивой. Однако через некоторое время, когда настоятельница издалека увидела, как Евфросиния Полоцкая горячо молится и верит во Всевышнего, она изменила свое мнение. Настоятельница не боялась своего отца, то есть Георгия Полоцкого. С этого времени, т.е. с 12 лет, юная красавица Евфросиния Полоцкая стала монахиней.
Как проходят богослужения
В храмовом комплексе ежедневно проводятся богослужения. К сожалению, в маленькой исторической церкви не проводятся службы из-за ремонтных работ. Другие церкви открыты и принимают паломников. Приглашаем всех присоединиться к совместной молитве и чтению акафиста.
Помимо ежедневных уставных богослужений, в монастыре проводятся чтения:
- Акафист Иисусу Сладчайшему по воскресеньям;
- Гимн Божьей Матери по пятницам;
- Молитвы и акафист мощам святой Евфросинии читаются ежедневно.
В дни своей земной жизни святая работала над основами культуры и искусства своего народа и была известна своей способностью умиротворять конфликты и интриги. Многие паломники, приезжающие в монастырь, просят ее о мире в семье и обществе, разрушении интриг и божественной помощи, необходимой во всех сферах жизни.
КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ
Святыни Белой Руси
По мнению многих экспертов, крест святой Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная палата, входит в десятку самых ценных утраченных произведений искусства, за которыми охотятся самые известные коллекционеры. История креста драматична, полна тайн и неопределенности. Его местонахождение до сих пор неизвестно. Но знаменитая реликвия является не только художественной редкостью для православных христиан, она бесценна, так как является одной из самых известных святынь Беларуси.
История креста Святой Евфросинии Полоцкой восходит к 12 веку. Согласно легенде, однажды молодая полоцкая монахиня Евфросиния (в миру княгиня Предслава, внучка полоцкого князя Всеволода) увидела в своей келье ангела, который сказал ей, что она должна поселиться в Сельце, на берегу реки Полоты, недалеко от Полоцка, и основать там монастырь. Евфросин так и сделал и при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников основал монастырь в Селце.
В 1161 году благодаря усилиям Евфросинии в это время была построена каменная церковь Преображения (Спасо-Евфросиниос). Они построили его всего за 30 недель, что было очень быстро для тех времен. Храм был построен под руководством архитектора Иоанна. Церковь была в славе и стояла веками, и до сих пор радует нас, уже в 21 веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Его пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовую архитектуру других городов Киевской Руси — Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Для этой архитектуры были характерны растущие пропорции здания. Эта особенность особенно ярко проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.
При монастыре была мастерская, где изготавливались плащаницы для икон и других церковных предметов. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, золотых дел мастер (или ювелир на современном языке). Богша — это сокращенная форма имени Богуслав, распространенного в то время на землях юго-западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали, очень редкой на Руси в то время. Скорее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда Евфросиния поручила ему сделать алтарный крест для церкви Преображения, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Об этом свидетельствуют надписи на украшениях и священных предметах, которые совпадают с отличительной надписью на кресте святой Евфросинии Полоцкой, но которые были сделаны за 30 лет до того, как Лазарь принял крест. Лазарю Богшу приписывается также ряд неподписанных работ, выполненных на очень высоком уровне эмальерного искусства, в частности медальон нагрудного украшения князя, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют также предметы, выполненные в похожем стиле позже Полоцкого креста Евфросинии, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были сделаны его учениками.
Монастырь Святой Евфросинии Полоцкой.
О чем просят перед образом
Молясь образу Матери-Игуменьи, верующие просят о спасении, избавлении от зависимостей, защите близких и мирном существовании. Текст церковной молитвы включает обращение и панегирик святой царевне Евфросинии. Перед образом читается не только молитва, но и аккордеон и тропарь.
Архитектура и убранство сооружения
Спасская церковь — единственный сохранившийся памятник истории и архитектуры Полоцка XII века. О высоком уровне технической подготовки строителей того времени свидетельствует чистота стен, качество кирпича и известкового раствора. Это самое старое здание на территории монастыря, сохранившееся до наших дней.
Внешний вид
Архитектура церкви сочетает в себе несколько различных направлений. Старая церковь представляет собой шестикупольную, трехнефную, однокупольную церковь, которая покрыта сводчатыми потолками и широкими двускатными арками. В здании есть притвор и хор на втором этаже, куда ведет внутренняя настенная лестница. По обе стороны от хора находятся две небольшие крестообразные кельи.
Каждая камера представляет собой крошечный крестообразный притвор, один из которых накрыт небольшим куполом, а другой — цилиндрическим сводом.
Главной особенностью как интерьера, так и экстерьера собора является вертикальная ориентация строения, подчеркнутая вверх.
Внешний облик церкви сильно деформировался в результате последовательных перестроек, но они почти не изменили древнюю каменную кладку. Очень интересна реконструкция В. Ракитского, в которой точно воспроизведен один из главных элементов: двойной ряд колонных арок вокруг граненого барабана храма со шлемовидным куполом.
Внутреннее оформление
Главным сокровищем церкви являются фрески, покрывающие все стены храма. Реставрация фресок началась в начале 1990-х годов, и к настоящему времени обнаружено большое количество фресок, дающих представление о стиле и внутреннем убранстве церкви.
В 2007 году к интерьеру церкви был добавлен резной иконостас. В алтарной нише находится реконструированный Святой Крест Святой Евфросинии. В хоровой комнате сохранилась келья монахини, которая также расписана фресками.
Святыни храма
Сегодня на территории монастыря хранятся многие святыни. Не все они находятся в древнем храме, но их можно найти в соседних с монастырем церквях.
В Полоцком монастыре вы можете преклонить колени и помолиться перед:
- Крест святой Евфросинии;
- Ризница Святой Евфросинии;
- Эфесская икона Божьей Матери;
- Красностокская икона Божьей Матери;
- Святые мощи святой Евфросинии;
- Ковчег с мощами святых отцов Киево-Печерских и Оптинских святых;
- Святой ковчег с мощами Киево-Печерских святых и Оптинских святых; Святой ковчег с мощами Глинских старцев и угодников Божиих;
- святой ковчег с мощами святого Киприана, епископа Антиохийского, м.м. Юстины Антиохийской и Урсулы Кельнской.
Уникальной святыней комплекса является Крест Преподобного Святого. Однако в настоящее время в церкви хранится его реконструированная версия. Оригинал был бесследно утерян во время Второй мировой войны.
Читайте также: Гуманизм — история появления, идеи, гуманистические принципы и нормы прав человека
Мужской монастырь
Евфросиния Полоцкая считается основательницей не только монастыря. Она приказала построить мужской монастырь и рядом с ним церковь, посвященную Деве Марии.
Позже оба монастыря стали настоящими образовательными центрами Полоцкого княжества. Молодые люди учились читать и писать в своих школах. Здесь работали библиотеки и книгописные мастерские, были созданы иконописные и ювелирные мастерские. Преподобная Евфросиния Полоцкая сама создавала, а затем записывала молитвы и проповеди. Но помимо своей просветительской деятельности, монахиня была известна своим современникам как советчик, миротворец и справедливый судья.