- Основание и возведение
- Историческая судьба
- Основание колокольни
- Реставрация сооружения
- Современное положение
- Архитектура и убранство сооружения
- Внешний вид
- Внутреннее оформление
- Святыни храма
- Колокольня собора
- Святые храма
- Восстановление и реставрация храма
- Коломенский храм и Иоанн Грозный
- Внутреннее убранство кафедрального собора
- Храм при Дмитрии Донском
- Как проходят богослужения
- Павел Алеппский о храме
- Отечественная война 1812 года и подвиг отца Иоанна
- Новомученики храма
- Праздники и торжества собора
- Приделы Успенского собора
Основание и возведение
Это было время монголо-татарского ига. В 1379 году на реке Важе Дмитрий Донской одержал первую значительную победу над Золотой Ордой. По возвращении принц приказал построить церковь на главной площади города. Как раз в это время выпал великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и был назван храм. Так началась славная история Успенского собора в Коломне.
Здание было возведено быстро, строители спешили закончить работу. В 1380 году, когда князь приехал в Коломну помолиться о победе перед Кулахинской битвой, верхние перекрытия обрушились. Многим это показалось плохим знаком, но Дмитрий не отступил от своего решения. Именно здесь русская дружина и князь молились перед походом. Победа была присуждена храбрым воинам и их предводителю, а враг был разбит. Эта победа считается началом освобождения русских земель от ига.
Историческая судьба
Строительство было завершено в течение 2 лет. А через 10 лет церковь была расписана. Считается, что церковь украшал сам Феофан Грек вместе со своими учениками. Здание было монументальным: трехглавое, с двумя этажами, у него был высокий вход, красивая лестница. В подвале находились склепы с захоронениями. По своим размерам здание превосходило даже московские храмы.
На первом этаже было 2 алтаря:
- В честь Успения Божьей Матери.
- В честь святого великомученика Димитрия Солунского, которого Дмитрий Донской признал своим святым покровителем.
На втором этаже также есть 2 трона:
- В честь святого мученика Никиты.
- В честь святого Леонтия Ростовского.
Феофан Грек написал для Дмитрия икону Божией Матери. Князь взял его с собой в дорогу на Куликово поле. Икона стала главной реликвией собора и пользовалась большим почитанием. Она считалась заступницей русского народа против его врагов. Иван Грозный приходил к иконе, чтобы помолиться о победе перед битвой с крымскими татарами. В 1552 году царь получил благословение от епископа Феодосия II и отправился со своим войском в Казань. Он взял икону с собой. После победы Иван Грозный забрал икону; для церкви в Коломне он сделал две точные копии.
Время шло, собор становился все более ветхим. В 1672 году он был снесен для строительства нового здания. В некоторых местах старый фундамент был оставлен на месте, и в него были вставлены белые камни старой церкви. Сохранились захоронения коломыйского духовенства. Рядом с церковью также была построена колокольня. Строительство продолжалось в течение 10 лет. Теперь у собора было 5 глав и деревянная крыша.
В 1739 году произошел пожар, деревянная крыша сгорела и была заменена железной. Хоры были снесены. Через 40 лет иконостас был заменен на пятиярусный. В самом начале 19 века главы были изменены, а собор расписан. Позже окна были заменены. В 1880 году здесь пышно отмечалось 500-летие Кулацкой битвы.
Основание колокольни
Колокольня была построена вместе с новым собором. На его месте стояла старая и очень ветхая церковь Николая Заровского. Нижняя часть колокольни является этой церковью. Размер колокольни похож на собор, такой же аккуратный и большой. От аналогичных сооружений того времени его отличает высокий мощный размер.
Массивное кубическое основание несет восьмиугольную колокольню, которая в свою очередь покрыта шатром с дормерами в 3 ряда. Шатровая колокольня чрезвычайно красива. Она резная, с арками, очень изящная. Внутри находились часы, которые разными звуками отбивали полчаса и точный час. Часы не дошли до нашего времени.
На колокольне было 12 колоколов разного размера. Свидетели утверждали, что звон больших колоколов напоминал гром. Самый большой колокол «мещанин» весил 13 тонн. Он был приобретен на пожертвования местного купца И.Т.Мещанинова. После закрытия собора все колокола были уничтожены. В 1990 году на колокольне были установлены новые колокола. Один из колоколов был назван Пименом в честь патриарха Пимена.
Реставрация сооружения
Советские годы стали тяжелым испытанием для собора. До 1929 года церковь оставалась открытой. После ареста епископа Коломыйского Феодосия собор был закрыт. Он был разграблен, разрушен, гробницы осквернены и уничтожены. Были разрушены колокола, иконы, царские врата и многие элементы иконостаса. Страшно подумать, но это был склад. Позже здание стояло пустым и заброшенным. Настенные росписи осыпались и находились под угрозой полного разрушения.
Все начало меняться в 1989 году. Собор был возвращен верующим. Архиепископ Н. Кочанкин стал одним из инициаторов возрождения Успенского собора в Коломне. Храм был отремонтирован. Было отреставрировано 1500 м2 настенной живописи, уложен мраморный пол с подогревом для сохранения картин в зимнее время.
Отреставрированный собор стал таким же величественным, как и прежде. В 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал освятить собор.
Современное положение
Помимо богослужений, здесь исполняется множество различных произведений:
- с 1991 года существует православное братство имени святого князя Дмитрия Донского;
- Существует православное молодежное движение;
- Есть воскресная школа для детей и взрослых;
- Имеется большая библиотека духовной литературы;
- Газета «Благовестник» издается с 1992 года;
- Благотворительная столовая работает с 1994 года;
- Летом проводятся православные лагеря для детей и молодежи;
- организует интересные мероприятия для подросткового военно-патриотического клуба «Пересвет» и клуба военно-исторической реконструкции «Архистратиг»;
- существует медико-просветительский центр «Жизнь», одним из направлений деятельности которого является профилактика абортов;
- В здании также проходят концерты Московского Пасхального фестиваля.
Архитектура и убранство сооружения
Собор менялся на протяжении веков.
Внешний вид
Архитектура собора характеризуется простотой и монументальностью. Здание построено из белого камня, украшено колоннами, пилястрами с декоративным фризом. Окружение окон и дверей напоминало тонкие колонны и создавало впечатление изящности. У церкви было 3 купола, большой был покрыт скульптурами. На самом верху куполов находились позолоченные кресты.
Здание, каким мы его знаем, было построено мастером Мелентием Алексеевым. Каменные блоки старого строения стали основой стен, дальнейшей кладки. Новый храм имеет пять куполов, установленных на высоких световых барабанах. На вершине барабанов находится резной фриз. Структура простая, без обилия внешних украшений. Фасад украшен строгими филенками (3 на главном фасаде, 4 на боковых фасадах), узкие окна имеют простые полосы.
Внутреннее оформление
В соборе есть 3 алтаря и 3 железные двойные двери, над которыми висят картины. Внутри собора находится пятиярусный иконостас с красивыми деревянными скульптурами. Все стены, своды и колонны расписаны иконами, изображающими жизнь Девы Марии и других святых. Иконы, которые были там до революции, не сохранились за редким исключением. Все расписано заново современными художниками. В храме есть иконописная мастерская, где работают высококвалифицированные мастера.
Святыни храма
Собор был очень богатым:
- Донской образ Божией Матери, главная святыня;
- иконы в серебряных рамах с мощами Иоанна Крестителя и Стефана Спасителя;
- вышитые доски, одна из которых была вышита женой Ивана III Софьей Палеолог; они украшали иконы;
- была богатая библиотека с 98 рукописными книгами, в том числе 33 на пергаменте.
Колокольня собора
Отдельное большое здание колокольни было построено в 17 веке. Высокое прямоугольное здание увенчано конусообразным куполом.
Строгий внешний вид здания подчеркивает важность того, что в нем происходит. После закрытия собора в 1929 году все колокола были уничтожены; сейчас колокольня восстановлена, а самый большой и тяжелый колокол назван Пименом в честь патриарха.
Святые храма
История собора Успения Пресвятой Богородицы в Коломне неразрывно связана с историей России, ее народа и ее духовенства. Дмитрий Донской и Иван Грозный получали здесь благословение и вели свои войска к победе у образа Донской иконы Божией Матери.
В этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский — первый Патриарх Московский и всея Руси. Он получил хорошее религиозное воспитание и уже в раннем возрасте увлекся монашеством, приняв его вопреки желанию родителей, чтобы ничто не помешало ему посвятить свою жизнь служению Богу и Отечеству. Царь Иоанн Грозный обратил на него внимание во время посещения монастырей. Вскоре он стал последним митрополитом и первым Патриархом Всероссийским. Он участвовал в церковной реформе и миссионерской работе, а также организовал издание богослужебных книг.
Великий русский святой Иоанн Кронштадтский молился здесь во время своего визита в Коломну, тысячи верующих приветствовали его, состоялся большой крестный ход. Многие служители совершали здесь свои духовные подвиги, были объявлены достойными стать святыми, и многие, несомненно, достойны этого, и их имена известны Богу.
Восстановление и реставрация храма
Было решено восстановить собор Успения Пресвятой Богородицы в Коломне, который был построен святым Дмитрием Донским и простоял несколько веков. С этой целью в 1672 году он был снесен, а работы были поручены архитектору Мелетию Алексееву.
Белые камни разрушенной церкви были положены в фундамент нового здания собора, старый фундамент был частично сохранен, стены были перестроены из кирпича, а для нового строения были использованы хорошо сохранившиеся материалы. Работа заняла около десяти лет. Неоднократные ремонты и реконструкции постоянно меняли внешний вид церкви.
В конце 18 века деревянная крыша была заменена на железную, затем был установлен новый иконостас, а спустя полвека была изменена форма куполов. В начале 19 века собор был заново расписан. В то время протоиереем в соборе был Михаил Дроздов, отец будущего святителя Филарета Московского.
Некоторые изменения, произошедшие в конце 19 века, были исправлены и восстановлены во время масштабных реставрационных работ в 1963 году. К 1999 году собор был полностью восстановлен и вновь освящен патриархом Алексием II.
Коломенский храм и Иоанн Грозный
23 июня 1552 года, в царствование Ивана Грозного, епископ Коломенский Феодосий, благословляя войско на военные действия против татар под Тулой, приказал всем не покидать церковь, пока Бог не откроет Свою волю. После этого враги отступили.
Через десять дней русские полки вступили в Казань, и епископ подарил царю Иоанну святую икону церкви Богородицы Дунайской. Затем Иоанн Грозный отвез икону обратно в Москву, прислав взамен храму две хорошие копии.
Внутреннее убранство кафедрального собора
Внутри Успенский собор в Коломне полностью соответствует своему высокому статусу благодаря великолепию убранства. Ценителям настоящей старины следует привыкнуть к тому, что все картины и алтарный иконостас были предварительно отреставрированы. Стоит также гордиться тем, что религиозная живопись не погибла в годы гонений на церковь. Русские школы иконописи, возникшие на основе византийской традиции, обрели новых выдающихся мастеров и их произведения. Каждая картина многоярусного иконостаса прекрасно написана, роспись столбов поражает воображение.
Богатая позолота рам иконостаса несколько скрывает великолепие филигранной резьбы, выполненной поистине мастерски. Иконы полностью лишены своих драгоценных окладов, остаются видны только лики и руки. Алтарные перила становятся коллекцией картин высочайшего качества, сохраняя религиозную направленность. Впрочем, пространное описание декора, украшающего Успенский собор в Коломне, совсем не обязательно. Панорамная фотография обеспечивает эффект собственного присутствия и кругового обзора.
Успенский собор в Коломне разделен на нефы, между столбами высокие арочные перемычки. Столбы перемычек и внешние стены поддерживаются легкими барабанами куполов. Два уровня оконных проемов плюс барабанные окна обеспечивают хорошее освещение. Четко прорисованные, яркие изображения православных святых на столбах хорошо видны, как и настенные росписи. Здесь нет неокрашенных участков, даже оконные проемы и внутренние поверхности арочных нефов покрыты.
Храм при Дмитрии Донском
В то время двухэтажный многопрестольный Успенский собор в Коломне казался огромным по сравнению с другими храмами Москвы.
Созданная при Дмитрии Донском, церковь простояла в таком виде до 1672 года. Она была написана после его смерти, и работу организовала его жена, которая заботилась о многих вещах.
Внутри собор имел богатое убранство. Святынями были Донская икона Божией Матери, находящаяся в Успенском соборе в Коломне (ее автором был Феофан Грек), мощи Иоанна Крестителя. В храме собрана большая библиотека.
Вся история Успенского собора в Коломне тесно связана с историей России, ее победами и драматическими событиями.
Как проходят богослужения
Храм открыт ежедневно. Утренняя служба — с 8 утра, вечерняя — с 5 вечера. Зимой службы проходят в Тихвинской церкви. Любой желающий может прийти сюда на службу, молитву или экскурсию.
Павел Алеппский о храме
Белокаменный храм произвел неизгладимое впечатление на Павла Алеппского, и он восторженно и подробно описал его в своей книге. В нем он восхищается ее величественным видом, воздушностью, богато украшенными куполами, деревянными фигурами и позолоченными крестами. Он подробно описывает алтари, окна, подвалы и хранилища. Конечно, особенно восхитила сердца верующих потрясающая колокольня собора Успения Пресвятой Богородицы в Коломне, богато украшенная арками, тонкой резьбой и двенадцатью колоколами разных размеров. Торжественный звон больших колоколов был подобен грому, к которому затем добавлялись мелодичные нотки, плывущие в воздухе на многие мили, и люди, слыша звон колоколов, кланялись в сторону церкви и крестились.
Отечественная война 1812 года и подвиг отца Иоанна
Во время пожара Москвы в 1812 году жители Коломны могли отчетливо видеть огромное зарево света. Все, кто мог, в панике бежали из города: бежали жители, чиновники, бросившие раненых, в том числе многие священнослужители. В Успенском соборе архиепископ Иоанн Твердовский остановился у городского воеводы Федора Андреевича Дашкова. Они ежедневно звонили в колокола в начале богослужения и совершали таинства.
Утренние колокола были известны тысячам людей. Они услышали их и поняли, что Коломна цела. Это был настоящий подвиг преданности служению.
Новомученики храма
После революции десятки тысяч священнослужителей были подвергнуты ужасным пыткам, казням и ссылкам.
Сообщество святых обогатилось именами тех, кто принял благодать мученичества за Христа, не отрекся от себя и умер с молитвой на устах.
Димитрий Вдовин родился и вырос в простой семье, работал в торговле и служил пресвитером в церкви. Между 1922 и 1927 годами, когда было опасно даже признавать себя христианином, он служил пресвитером в Успенском соборе в Коломне. Кратко пересказывая его судьбу, следует прежде всего отметить, что он был обвинен в антисоветской пропаганде. Он был арестован вместе с другими священнослужителями. На допросе в 1937 году он подтвердил, что был верующим, поэтому его отправили в лагерь, где он умер от туберкулеза.
После окончания семинарии Сергей (Бажанов) служил в Успенском соборе г. Коломны диаконом до 1918 года, затем был рукоположен во священника, переведен в село Троицкое Ежоры. Когда его арестовали в первый раз, его продержали в тюрьме 2 года, а затем отправили в трудовой лагерь. Когда его освободили, он продолжил свое служение. Но в 1937 году о. Сергия снова отправили в Таганскую тюрьму, а через две недели он был расстрелян и похоронен в безвестной могиле.
С 1920 по 1929 год в церкви служил епископ Федосий (Ганицкий). К моменту прибытия в Коломну он уже пережил преследования, аресты и постоянную слежку. Несмотря ни на что, он служил, проповедовал и просвещал. Он отсидел 2 года в Бутырской тюрьме, а затем 5 лет в Коломенской тюрьме. В 2006 году он был канонизирован как исповедник.
Прихожане активно защищали священнослужителей, собирали подписи и обращались в органы НКВД. Вполне возможно, что некоторые из них также заплатили за это своей жизнью и свободой. После ареста епископа Феодосия в 1929 году церковь Успения Пресвятой Богородицы в Коломне закрыли, что смогли, разграбили и осквернили, уничтожив все иконы, часть резного иконостаса. Но что может сравниться с кровью праведников, которой комиссары облили русскую землю.
Праздники и торжества собора
Праздником собора является праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Он отмечается 28 августа. Здесь чтят память митрополита Филарета. Святой родился и получил образование в Коломне. Его праздник приходится на 19 ноября.
Приделы Успенского собора
Один из приделов был посвящен Успению Богоматери, так как именно в этот праздник войска возвращались в город с победой, свидетельствуя о ее молитвенном заступничестве. Ведь столько молились ей о победе и благословили армию великой святыней — ее Донской иконой.
Еще один нижний неф был посвящен в честь Димитрия Солунского, так как Дмитрий Донской считал его своим небесным покровителем.
Святой Никита, известный своими многочисленными чудесами, и святой Леонтий Ростовский, который проповедовал в Ростове и был убит язычниками, были выбраны для двух верхних нефов.
Читайте также: Высота колокольни Ивана Великого в Москве и история памятника