Успенский собор Московского Кремля

Храмы

Первый каменный Успенский собор

В 1317 году москвич князь Юрий Данилович, сын москвича князя Данила и внук Александра Невского, получил ханский титул великого князя. Таким образом, Москва стала главным городом феодальной Руси. После его смерти в 1325 году власть перешла к его брату, Ивану Даниловичу, прозванному Калитой.

Московский Кремль во время правления Ивана Калиты. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесен из Владимира в Москву, а в августе 1326 года Петр, митрополит Киевский и всея Руси, начал строительство каменного Успенского собора в Кремле.

Собор был возведен в течение года и освящен в праздник Успения Девы Марии в 1327 году. Однако митрополит Петр не дожил до конца строительства. Он был похоронен в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого необработанного камня в стиле владимирских и суздальских храмов XIII века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен ярусными арками. Собор был расписан греческими мастерами.

Вид с воздуха на первый Успенский собор

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. За полтора века своего существования собор стал свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль превратился из соснового в дубовый.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходила главная церемония — коронация российских монархов. Члены царской семьи входили через медные позолоченные ворота, на которых золотом были начертаны 20 изображений Библии. Сводчатые потолки Успенского собора свидетельствуют о том, что 16-летний Михаил Романов рыдал, входя в него.

Молодой наследник был в ужасе от ответственности, которая легла на него. После Смутного времени — периода кровной мести и базарных предательств — новому царю пришлось поднимать Россию. Церемонии коронации должны были стать главными событиями в жизни страны. 21 российский правитель был коронован в Успенском соборе.

Внутри церкви

Успенский собор также был местом проведения свадебных церемоний правителей. Алексей Михайлович был первым Романовым, который начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, взятие Казани, победу в Северной войне и над Турцией.

В 1812 году, во время оккупации Москвы, французы сняли с икон богослужебные облачения и переплавили их, превратив в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но большую часть французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но зажженные фитили были чудесным образом потушены внезапным ливнем. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была исполнена «песнь хвалы Богу» в честь взятия Парижа и свержения Наполеона.

Сервис

Здесь, в Успенском соборе, в 1903 году был зачитан акт отлучения Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года новые власти конфисковали 65 ящиков серебра из Успенского собора и отправили иконы в Государственную Третьяковскую галерею. Согласно легенде, зимой 1941 года, когда фашисты были под Москвой, Сталин приказал провести в Успенском соборе тайную службу, чтобы спасти страну от иностранных захватчиков.

В Успенском соборе с 1382 года хоронят митрополитов и патриархов, здесь находится 20 гробниц. Большинство захоронений находятся под полом и отмечены низкими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция захоронений в Успенском соборе началась с погребения здесь его основателя, святого митрополита Петра.

Мощи Петра

С западной стороны здесь похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «придаток царя». Надгробия патриархов находятся в резных плитах из белого камня с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами находится Гробница Господня, где хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым Иисус Христос был прибит к кресту.

История возведения собора

Первый Успенский собор — скромная однокупольная церковь — был построен в Кремле при Иване Калите в 1326 году. В 1337 году, после великого пожара, Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили построить на месте старого собора величественный собор, достойный стать духовным центром государства.

Новый собор строили всем миром: был объявлен сбор денег. Дворяне, купцы и другие миряне собирали пожертвования; все монастыри облагались налогом. Русские архитекторы Кравцов и Мышкин пристроили к сводам собор, но в мае 1474 года, во время землетрясения, почти достроенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским архитекторам. На приглашение откликнулся известный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

Собор князя Ивана III

Архитектор был высоко оценен на своей родине. Под его руководством впервые в мире 24-метровая колокольня, мешавшая строительству административного здания, была перенесена на другое место за 2 дня. Городской совет Болоньи признал заслуги мастера и предоставил ему щедрое пожизненное содержание.

Мирная жизнь архитектора была нарушена интригами его противников: Фиораванти был осужден и заключен в тюрьму, что лишило его привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было ложным, но оскорбление побудило Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Царское моленное место

Царская молельня — Мономахов трон была построена в 1551 году для первого царя России Иоанна Грозного. Его создателями, вероятно, были скульпторы из Новгорода. На нем можно увидеть различные мотивы и техники резьбы, некогда широко распространенные в России. На основании расположены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они представляют собой строение квадратного плана с замысловатыми колоннами, балясинами и делениями, увенчанное замысловатым шатром с многочисленными зубчатыми арками, розетками и вазами. Двенадцать барельефов на стенах иллюстрируют «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о принесении на Русь царских регалий — венца Мономаха, барм (парадных погон) и других предметов.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле случился большой пожар, после которого князь Иван Калита приказал в 1339 году перестроить стены и башни Кремля. Теперь они были сделаны из дуба и покрыты известью и глиной. С внутренней стороны стены были укреплены камнем. Периметр стен также увеличился более чем в три раза.

Великие пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали Московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал построить новые стены и укрепления Кремля. Теперь они были построены из белого известняка. С тех пор Москва стала известна как «белый камень». Стены Кремля стали еще длиннее и достигли 2 000 м, что не намного меньше, чем сегодня.

Объявления

Объявление
Объявление
Объявление

Благотворительность

Дорогие братья и сестры!

«Кашубский благотворительный центр «Опика» и Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Кашице совместно реализуют проект «ДАРИТЬ ДЕНЬГИ БЕСПЛАТНО».

Многие люди не могут позволить себе купить самые необходимые вещи, и мы можем оказать им реальную помощь, разобрав их гардероб. Давайте вместе поможем обездоленным жителям городского округа Кашира, ведь это так просто!

Важно, чтобы собранная одежда и обувь, текстиль и игрушки были пригодны для использования и не имели серьезных дефектов.

Вещи можно оставить в пунктах сбора проекта по двум адресам в Кашире:

  1. Успенский собор. Площадь Володарского, 3 ежедневно с 8.00 до 18.00.
  2. Центр социального обслуживания «Забота» в Кашине (Дом престарелых) — улица Иванова, 1 по будням с 8:30 до 17:00.

Если вы установите мобильные ящики в своем офисе, специалисты Кашубского центра социального обслуживания «Забота» могут позаботиться об их транспортировке.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы находятся в алтаре Успенского собора. Дионисий и его артель написали эти изображения в первые годы существования храма, построенного Фиорованти. Главные персонажи фресок — монахи с преподобным статусом. От увядания и разрушения картины спасло то, что они долгое время были скрыты иконостасом и были найдены только в конце 19 века.

Фрески центральной части собора были созданы в середине 17 века. Они разделены на циклы: земная жизнь Богоматери, земная жизнь Христа, Вселенские соборы, акафист, Страшный суд. Купола, колонны и своды также расписаны. Пять глав собора служат пятью полотнами для различных образов Бога. На столбах изображены 135 мучеников, которые считаются «столпами церкви».

Расписание Богослужений

С 1990 года службы проводятся в соборе Успения Божией Матери в Кремле. Однако службы проводятся только по большим праздникам, а вход осуществляется только по специальным приглашениям. В обычные часы в соборе открыт музей.

Иконы

Главный иконостас расположен перед западными воротами. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Его структура состоит из 5 рядов. В верхнем, первом ряду находится не только полнопластиковое изображение предков со свитками, но и икона Святой Троицы. Пророческий ряд состоит из 17 икон. Священный ряд заполнен иконами, изображающими основные события из Нового Завета. В деисусном ряду находятся апостолы, икона святых, молящихся на Страшном суде, и икона Спасителя Вседержителя. В нижнем ряду — «Спаситель в золотой мантии» и «Спаситель с ясными очами».

Самые старые иконы расположены у южной стены, в том числе митрополит Петр и его житие. Считается, что она была написана Дионисием, последователем Андрея Рублева. В иконостасе у северной стены находятся иконы, выполненные служителями Соловейчикского монастыря. Они были привезены в 1923 году. Самые известные иконы — «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбовская с житием Зосимы и Спаса Соловьевского».

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года был заложен фундамент нового собора. Строительство церкви поразило москвичей своей скоростью и новыми методами работы, которые никогда ранее не использовались в России. По указанию архитектора в Москве был открыт первый кирпичный завод: кирпич был необходим для строительства. Дубовые сваи были вбиты на глубину пять метров в землю, чтобы закрепить фундамент. Стены, построенные из 2 кирпичей, были усилены внутри металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, были построены из тесаных каменных блоков. Шесть колонн внутри пространства собора, арки и барабаны были сделаны из кирпича, облицованного белым камнем. Архитектор использовал железные сваи и каменную известь для укрепления стен.

Успенский собор в Кремле

Во время строительства архитектор учитывал ошибки своих предшественников, все тщательно проверял и рассчитывал. Строительство храма было завершено за четыре года, и современники были поражены его размерами и богатством внутреннего убранства.

Стенопись

Для росписи стен оригинального храма были привлечены лучшие мастера. На алтарной преграде находятся самые древние фрески Московского Кремля — изображения монахов-монахов, выполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Известны также алтарные композиции того же времени — «Семь юношей, спящих в Эфесе», «Сорок мучеников Севастийских», «Поклон волхвов» и другие. Впоследствии Успенский собор был расписан в 1513-1515 гг. В 1642-1643 гг. с картины была снята штукатурка, предварительно удалив «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Пачиными и Сидором Посьей выполнила существующую настенную роспись.

Архитектура и настенные росписи храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое колоннами собора. Как правило, на столбах размещаются изображения мучеников, которые своей жизнью и мученичеством поддерживают Церковь так же, как столбы несут своды.

Фрески Успенского собора поражают своей замысловатостью и четкостью построения. В часовнях размещены различные изображения Бога; верхняя часть стен занята иллюстрациями Евангелий, их расположение соответствует порядку богослужений в течение года. Картины на втором верхнем ярусе, на южной и северной стенах, повествуют о чудесном рождении Девы Марии и ее детстве. Другой ряд занимают иллюстрации акафиста в честь Богоматери. Интересной особенностью фресок является изображение семи Вселенских соборов в нижних ярусах стен. На западной стене церкви традиционно изображена огромная композиция Страшного суда. На круглых столбах нарисованы многочисленные фигуры мучеников.

О Боге и вере

Если вы хотите узнать больше о православном христианстве, ознакомьтесь с приведенными ниже ресурсами:

  • Если вы отвергаете веру в целом
  • Если вы сомневаетесь в своей вере и ищете ответы.
  • Если вы хотите узнать о вере вкратце
  • Заблуждения верующих и неверующих.
  • Если вы хотите креститься или стать баптистом
  • Ваши первые шаги в Церкви
  • Для тех, кто уже давно является верующим.
  • Если вы ищете совершенства

О Боге и вере

Святыни Успенского собора

Великие святыни России хранятся в Успенском соборе:

  • Одеяние Господне — фрагмент одеяния Иисуса Христа;
  • первоначальный Гвоздь Господень, которым Спаситель был пригвожден к кресту;
  • кусок камня с Голгофы, запятнанный кровью Господа;
  • камень из гробницы Девы Марии;
  • правая рука апостола Андрея Первозванного;
  • чудотворная икона «Владимирской» Божьей Матери, копия 1514 года.
  • Святые мощи Святого Петра, который пророчествовал об освобождении от Орды;
  • Чудотворная икона Божией Матери «Петровская».

Иконки

Успенский собор является патриаршим собором, но церковь всегда открыта для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Кремль» в Москве. С благословения патриарха службы проводятся по определенным праздникам. В церкви проводятся особенно торжественные церемонии: и архитектура, и убранство соответствуют праздникам.

Архитектура

Образ Успенского собора удивительно отличается от традиционных русских и византийских церквей с крестово-купольной моделью. В обычном варианте можно было бы увидеть сочетание различных объемных частей здания. Но фасад Успенского собора состоит из равных по ширине и высоте рядов, завершающихся закомарными арками, что создает впечатление монолитности.

На уровне окон нижнего этажа находится «пояс» здания — архитектурно-колонный фриз. В отличие от других церквей, он не такой объемный и выразительный и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко заметить, если посмотреть на церковь со стороны южного фасада. Главы собора и южные и северные ворота смещены к востоку. Апсиды на восточной стороне не такие обширные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, солидности и согласованности.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими настенными росписями, которые датируются временем Михаила Романова в 17 веке. От сводов и стен исходит золотой свет, дающий как бы божественное одобрение процессу восхождения государя на трон.

Иконописец Дионисий и его ученики были приглашены для росписи Успенского собора. 150 художников под руководством царских мастеров создали серию фресок. На южном фасаде находится картина с изображением Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Репродукция иконостаса, образ Владимирской Богоматери.

На ступеньку ниже — шесть иерархов, митрополиты Московский и Ростовский. Здесь, под окном, находится образ Спасителя, сделанный не руками. В верхней части стен — иллюстрации к Евангелиям. На западной стороне находится композиция «Страшный суд». На круглых колоннах изображены многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах церкви 249 тематических композиций и 2 066 отдельных фигур.

На северной стороне находятся изображения Пафнутия Боровского, Исаии, Леонтия и Игнатия Ростовских и Сергия Радонежского. Над ними находится композиция «Собор апостолов» с фигурами Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя и 12 апостолов. В центре восточной стены изображена новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя. На сводах представлены композиции с евангельской тематикой: «Вход Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Встреча с Господом».

В церкви хранится серебряный паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в честь победы над Наполеоном. Здесь же находится ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора находятся три креста, на каждой стороне которых изображен Христос с распятыми негодяями и фигурами двух ангелов.

Иконостас

В церкви очень богатая коллекция икон. Иконы в соборе выполнены из богатейшего остатка чистого золота, а все сосуды — из серебра. Иконостас высотой 16 метров проходит под арками; он был заказан патриархом Никоном в 1654 году. 69 икон, размещенных здесь, представляют события из истории Библии. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, придают зальному храму триумфальное великолепие. В притворе находится икона Святой Троицы. Древние изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус содержит 17 икон.

Иконостас

Праздничный ярус содержит иконы церковных праздников: Рождество Богородицы, Благовещение Богородицы, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Успение Богородицы. В деисусном ряду изображена молитва святых перед Христом Вседержителем, двенадцатью апостолами и иконой «Спас Вседержитель».

На царских вратах изображены Дева Мария, архангел Гавриил и 4 евангелиста Марк, Лука, Иоанн и Матфей. Слева от царских ворот в специальном ларце хранится крупнейшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Богоматери, покровительницы и защитницы земли Русской. Справа от царских врат находится изображение Спасителя на троне, «Спаситель Золотой Розы». Это византийская икона 11 века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним находятся места для молитвы: царское — у левого столба. Правда, здесь никогда не стояли короли и королевы. У правого столба находится патриаршее место. Третье — место великого князя, трон Мономаха, сделанный из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Иконостас занимает широкую стену

Палатка высотой шесть метров, украшенная изображениями цветов и птиц, покоится на фигурах четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмиугольный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, рядом с иконостасом, находится ковчег Святого Филиппа. Здесь в 1568 году митрополит Филипп Колычев публично обвинил Ивана Грозного в злодеяниях, за что тот поплатился жизнью. По приказу разъяренного губернатора митрополит был задушен.

Закладка второго Успенского собора

А как насчет Успенского собора? Во время великого пожара Кремля в 1470 году своды собора треснули, и их пришлось поддерживать балками. Собор нуждался в ремонте.

Великий князь Иван III и глава Русской православной церкви, митрополит Филипп I, решили снести старую церковь и построить на ее месте новую.

Строительство нового собора требовало больших денег, поэтому был объявлен сбор средств на его возведение. Все монастыри были обложены налогом. Дворяне, купцы и другие светские люди собирали пожертвования. Строительство нового собора стало центральным вопросом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен псковскими мастерами Мышкиным и Кривцовым. В качестве примера был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительства — Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте снесенного собора была построена временная деревянная церковь, в которую перенесли иконы и реликвии собора. Он находился внутри строящегося собора, который был намного больше старого собора. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софии, будущей бабушке царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в основание собора. Первый камень в его основание заложил сам митрополит Филипп. Однако он не дожил до появления любимого потомства — митрополит Филипп умер 5 апреля 1473 года и был похоронен в стенах строящегося собора 7 апреля.

Строительство и разрушение второго Успенского собора

Строительство заняло почти два года. Стены нового Успенского собора уже были возведены, но непредвиденное обстоятельство сделало задуманное невозможным.

20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенное здание собора обрушилось: стена треснула, накренилась и рухнула. Наиболее вероятными причинами обрушения стали ошибки в проектировании стен и сводов собора, а также хрупкость связующего раствора.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творчестве архитектора Фиораванти прослеживается влияние византийского и романского искусства, готики и древнерусского стиля. Здание, построенное из блоков, выглядит монолитным, как «один камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми колоннами, установленными очень широко, впечатляет своим «величием и высотой, и легкостью, и пространством».

Собор приобретает простор за счет вытянутой западной части. Простор и обилие света — характерные черты Успенского собора. Свет, льющийся из окон в валах и круглых окон в стенах палат, создает впечатление открытого пространства и праздника.

Золотая купель для крещения

Фасад собора состоит из столбов — рядов, разделенных пиками. По горизонтали здание разделено декоративной полосой из небольших колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами, которые создают впечатление легкости в строении. Собор венчают пять капителей — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов — Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральный головной убор выше и крупнее остальных.

Настоятели

  • Василий Платонов (16 марта 1840 — 11 апреля 1856 [3]) ….
  • Димитрий Новский (1874 — 1878)
  • Михаил Богословский (1879 — 9 января 1884)
  • Николай Сергиевский (1884 — 1892)
  • Николай Благоразумов (16 июля 1892 — ?)
  • Николай Световидов-Платонов (? — 1897)
  • Александр Ильинский (1897 — 1899)
  • Владимир Марков (январь 1900 — 11 августа 1911)
  • Николай Любимов (12 августа 1911 — 1918).

Решение о строительстве третьего Успенского собора

Перед смертью митрополит Филипп принял от великого князя Ивана III обещание, что тот не оставит начатое им строительство собора и доведет его до конца. Принц не мог не сдержать своего слова.

Жена принца, София Палайолог, выросшая в Италии и принявшая ее культуру, сделала мужу комплимент по поводу красоты итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III признать себя и своих детей наследниками династии византийских императоров, а Москву — наследницей Византии.

Византийский двуглавый орел, который является гербом Российской Федерации, обязан своим появлением именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», и снова московский князь приступает к строительству великолепного собора.

Однако на этот раз он решает нанять итальянского архитектора для завершения строительства. Известный инженер и архитектор Аристотель Фиораванти откликнулся на приглашение князя и обещание большого гонорара.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

Ранней весной 1475 года Фиораванти уже был в Москве. Здесь было принято решение полностью снести разрушенный, недостроенный собор и начать новое строительство. Работы не затягивались, и к лету уже был заложен фундамент нового собора.

Иван III не отказался от идеи строительства собора по образцу Успенского собора во Владимире.

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать первенство Москвы перед другими княжествами и установить преемственность от древней столицы.

Зимой 1476 года Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения древнерусской архитектуры. Это привело к созданию нового проекта Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского собора во Владимире появляются следы архитектуры итальянского Возрождения.

Стены собора были построены из тесаных блоков белого камня, а шесть колонн внутри пространства собора, арки и основания пяти куполов — из кирпича.

Для крепления стен Фиораванти использовал железные, а не дубовые сваи, как это было принято в России при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал известь, такую же прочную, как камень, механизировал работу и проверял все с помощью компаса и линейки.

Успенский собор построен

В течение четырех лет церковь была построена. Южный и северный порталы были украшены арками и росписью. Успенский собор поражал современников не только своими размерами, интерьер которого напоминал просторный зал, но и богатством внутреннего убранства.

В праздник Успения Божией Матери в 1479 году собор был освящен. В 1481 году знаменитый иконописец Дионисий и его ученики были приглашены для росписи иконостаса в Успенском соборе. Иконы и фрески работы Дионисия украшали иконостас, стены и своды алтаря. Реконструкция всего Московского Кремля началась с Успенского собора.

Современный план Успенского собора

Современное расположение Успенского собора

  • 1 — Фрески Дионисия и его учеников;
  • 2-5 — иконы «Святой Георгий», «Око Спасителя», «Митрополит Петр с житием», «Успение Божией Матери»;
  • 6 — молитвенное место царя Ивана Грозного;
  • 7 — витрина с древнейшими иконами;
  • 8-11 — святыни московских монахов Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Читайте также: Иван Шмелев: интересные факты из жизни писателя, творчество, произведения

Проповеди

Проповеди и беседы настоятеля собора Успения Пресвятой Богородицы иеромнира Александра (Волкова)

Проповеди и беседы настоятеля собора Успения Пресвятой Богородицы иеромниха Александра (Волкова) рассчитаны как на тех, кто делает первые шаги в Церкви, так и на прихожан с многолетним опытом церковной жизни.

В ряде праздников и святых, память которых отмечается в церковном календаре, по-разному раскрывается духовный опыт Церкви и отдельных людей.

В простых и понятных терминах священник пытается открыть этот опыт для слушателей, чтобы каждый мог присоединиться к нему и сделать его частью своей жизни.

Оцените статью
Блог про религии мира