- Предпосылки созыва Стоглавого собора
- Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
- Участники собора
- Дата и место проведения
- Предпосылки и задачи Стоглавого собора
- Структура Стоглава
- Богослужение
- Вопрос подлинности Стоглава
- Работа Стоглавого собора
- Семейно-брачное право
- Значение события в истории
- Церковный суд
- Главные цели Стоглава
- Как проходил собор
- Нравственность и контроль за жизнью
- Сборник решений собора
- Финансовые вопросы
- Нравственность духовенства
- Безнравственность мирян
- Богослужение и религия
- Семья и брак
- Церковный суд
- Церковное землевладение
- История создания
- Почему собор был назван Стоглавым
- Икона «Святая Троица»
Предпосылки созыва Стоглавого собора
В середине XVI века церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди духовенства было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали большое количество ошибочных и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет церкви. Не доверяя духовенству, люди все чаще практиковали языческие ритуалы. Для борьбы со всем этим был созван Стоглав.
Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию наведения порядка в Церкви. В самом казначействе упоминается, что духовенство было в восторге от приглашения царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить свой авторитет в глазах прихожан. Однако вполне вероятно, что Иван Грозный и митрополит Макарий неоднократно расходились во мнениях при обсуждении положений кодекса.
Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
Конфликт между духовенством и государственными властями продолжался долгие годы. Духовенство возмущалось тем, что государство посягает на монастырские владения. Правительство хотело использовать часть церковных средств для государства. Финансовые вопросы были рассмотрены в пятой главе «Стогола». После длительного обсуждения были приняты следующие решения:
- Ростовщичество среди священников было осуждено;
- Был установлен единый размер таможенных пошлин для всех епархий;
- Взяточничество среди мирян и духовенства было осуждено;
- Запрещалось отказывать в монашеском постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
- Был установлен контроль над монастырской казной;
- Был установлен брачный сбор.
Согласно Стоглаву, духовенство не могло преследоваться государством.
Важно: одним из важнейших решений было укрепление неприкосновенности церковного имущества. Вопрос о церковных вотчинах рассматривался отдельно, ему была посвящена даже отдельная глава «Стоглава».
Участники собора
Совет ста глав состоялся на Успенском соборе в Кремле в 1551 году и продолжался почти три месяца. Инициатором собора был Иван Грозный. Помимо монарха, в совете участвовали князья, высшее духовенство и представители Боярской думы.
Председателем совета был митрополит Макарий. На соборе также присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители Церкви.
Дата и место проведения
Совет ста глав состоялся в первой половине 1551 года. Что касается точной даты, то существует две версии. Принятые даты:
- Январь-февраль 1551 г. Совет ста голов датирован 23 февраля 1551 г. Многие историки считают, что этот сборник был написан по результатам собора.
- Конец февраля начало мая 1551 г. Согласно этой версии, «Стоглавец» был написан во время совета, и дата, указанная в нем, является отправной точкой его работы.
Работа проходила в течение двух месяцев в Успенском соборе Кремля. Но это имя не связано с названием церкви. Соборы в Древней Руси назывались общими собраниями. Слово «Сто глав» означает, что во время Собора был принят сборник документов, состоящий из 100 глав.
Предпосылки и задачи Стоглавого собора
Собор состоялся во время правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Совет ста глав был необходим, потому что в государстве было достаточно нерешенных вопросов духовной жизни.
Решения, принятые на соборе, были направлены на укрепление дисциплины в рядах духовенства, определение порядка борьбы с языческими пережитками, разоблачение коррупционного поведения некоторых священнослужителей, установление порядка возведения храмов и поддержки иконописи.
Совет рассматривал все важные аспекты церковной жизни.
Царь был обеспокоен тем, что неточности и непоследовательность в церковной практике порождали расколы и различные тоталитарные секты, что приводило к народным бунтам и мятежам.
Собор рассмотрел проблемы церковного управления, порядок жизни в монастырях, порядок выбора достойных священников в алтарь. Было принято решение о создании теологических семинарий, чтобы лучше готовить священников. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.
Структура Стоглава
В первой главе «Стоглавия» изложены основные цели Совета. Затем в нем излагаются ключевые вопросы, на которые призвано ответить собрание. Первая часть документации Совета ста голов была запутанной. На некоторые вопросы сразу же давались компрометирующие ответы, которые тут же записывались.
Другие вопросы горячо обсуждались, и консенсусное мнение было отражено в документации совета гораздо позже. Некоторые вопросы остались нерешенными.
Далее Стоглавый отразил список канонической литературы, в соответствии с которым собор принимал свои решения. Эти источники включали в себя труды Отцов Церкви, Послания апостолов и учения святых.
Стоглавый собрал все принципы церковного права и многие светские законы.
Две главы содержали вопросы царя, которые обсуждались в Стоглавии. Они касались порядка богослужения и порядка светской жизни. В частности, обсуждались следующие вопросы:
- Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей Церкви;
- Осуждение нехристианской жизни мирян;
- Нарушения в монастырском управлении и порядке богослужения;
- Дела фьефа и государственная казна.
Богослужение
Большинство решений совета касаются богослужений.
Именно в 1551 году было узаконено складывание двух пальцев (с крестным знамением). Также было узаконено возвышенное «аллилуйя». Через некоторое время эти решения стали главными аргументами старообрядцев.
Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было принято решение об открытии московской типографии. Но долгое время его не существовало. Там печатались переработанные книги.
Вопрос подлинности Стоглава
Изучение Статута, текстуальный анализ и фактическая дата его создания давно являются одной из актуальных проблем отечественной историографии.
До середины 19 века его подлинность оспаривалась.
В 1862 году было опубликовано первое издание — теперь каждый мог ознакомиться с текстом документа. Но даже в предисловии происхождение Статута оспаривается, его описывают как собрание «грубых заметок».
Такой подход был во многом обусловлен позицией Русской православной церкви: многие постановления документа были впоследствии отменены реформой патриарха Никона и применялись только к диссидентам. Однако в результате исследований профессора Беляева были обнаружены так называемые прокламационные списки Стоглава, которые подтвердили историческую подлинность документа.
Но даже более поздние историки не исключали наличия позднейших вставок в текст указа.
Работа Стоглавого собора
Совет был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в Успенском соборе Москвы состоялась торжественная служба. Впервые молодой царь продемонстрировал свой писательский талант, прочитав эссе в художественном стиле. В нем он описал свое трудное сиротское детство и насмешки бояр. Иван IV не забыл искупить свои грехи, чем заручился поддержкой духовенства.
Работа над кодексом Собора проходила в два этапа:
- Обсуждение всех вопросов.
- Лечение и коррекция материала.
Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные вопросы для обсуждения. Иван Грозный сам составил список вопросов. Участники собора имели право высказаться по предложенным темам, но не могли представить свои собственные. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Stogle в основном ссылались не на ответы, а на документы, на основании которых принимались решения.
Семейно-брачное право
Решения, принятые на сейме 1551 года, также регулировали семейные отношения.
- Согласно постановлению Совета, законными считались только браки, заключенные в браке;
- Молодые люди могли вступать в брак с согласия своих родителей или опекунов;
- Возраст жениха для вступления в брак составлял 15 лет, а девушки — 12 лет;
- Брак мог быть заключен только три раза;
- Развод разрешался в случаях прелюбодеяния или бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не жили вместе долгое время или если один из супругов решил вступить в монастырь.
Интересные знания! Главным принципом семьи, согласно Стоглавию, была безраздельная власть мужа над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена должна была переносить все тяготы вместе с ним.
Родители распоряжались судьбой своих детей и могли выдать их замуж, отдать в монастырь или отдать в крепостное право. Муж мог связывать свою жену, наказывать ее и подвергать физическому наказанию. Разминание рук может быть ограничено только в том случае, если оно является причиной серьезной травмы.
Значение события в истории
Эти законы и постановления сыграли важную роль в истории России того времени.
Они отражали следующие процессы в жизни общества:
- Укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
- Изменение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
- Создание классового общества с собственными органами управления и внутренней организацией для различных социальных слоев
- Дальнейшее развитие и укрепление института имущественно-представительной монархии.
Церковный суд
Были определены отношения между церковной и гражданской властью. Это было основано на принципе независимости Церкви в церковных вопросах. Совет вождей, состоящий из 100 человек, принял решение об отмене «несудебных» уставов. В результате все приходы и монастыри перешли под юрисдикцию своих епископов. Мировые суды не могли судить духовенство. Однако, поскольку существующая система не могла быть отменена сразу, было решено наделить священников правом участвовать в судах посредством выборных олдерменов и сотских. Последние забыли распределить роли в судах.
Главные цели Стоглава
Совет ста глав — это юридический акт, состоящий из 100 глав (из-за названия). Это был главный документ для Церкви. Согласно его положениям, духовенство было обязано навести порядок во всех сферах церковной жизни. На Соборе был поднят огромный список вопросов, касающихся церковной жизни. Для устранения всех недостатков пришлось проделать огромную работу.
Наибольшее внимание было уделено:
- Проблемы церковного управления.
- Соблюдение церковного устава в служении Богу.
- Выборы литературных алтарников.
- Открытие церковных колледжей для подготовки достойных священнослужителей.
Духовенство было вынуждено признать безнравственность некоторых своих коллег, клеветавших на Церковь. На Соборе было принято решение о создании института главных священников. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность проведения служб, а также нравственность самих священников.
Кроме того, на соборе обсуждались остатки язычества и народные возмущения. Пьянство и судебные дуэли осуждались. Представления скоморохов и азартные игры были запрещены. Духовенство также обратило свое внимание на еретические книги. Многие коллекции средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Общение с иностранцами не поощрялось.
Многие указы кодекса касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили складывание креста на два пальца. Пересмотренные церковные книги были напечатаны в московской типографии. Священнослужители также обсудили принципы иконописи. Именно в 1551 году Святая Троица была изображена в виде трех ангелов.
Как проходил собор
Совет начался с молитвенного служения. После торжественной службы царь представил собранию обновленный и дополненный Свод законов. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглавии назывались «императорскими».
Вся работа кафедры условно разделена на 2 этапа:
- Встреча по ключевым вопросам,
- Обработка собранного материала.
Возможно, что работа над обеими частями совета шла одновременно, и одни решения дополняли другие.
Нравственность и контроль за жизнью
Нарушения, порочащие церковь и угрожающие ее будущему, были, однако, признаны советом. По этой причине повсеместно был введен институт старейшин священства. Количество старейшин в каждой деревне определялось индивидуально. В Москве, например, было семь поповских старейшин. Это число соответствовало количеству соборов, которые были центральными в их округе. У старших священников также были помощники, десятинные священники. Последние выбирались из числа священников. В деревнях и фригольдах избирались только десятинные священники. В Штоглахе были закреплены обязанности: следить за правильным проведением службы в подчиненных церквях и священнических округах.
Также было принято важное решение о «двойных» монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.
Стоглавый Собор Русской Церкви осудил народные излишества и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, выступления скоморохов и азартные игры.
Решения Стоглавого Собора также касались еретических и нечестивых книг. Среди них Secreta secretorum, «Аристотель», собрание средневековой мудрости, и астрономические карты Эммануила Бен Якоба. Общение с иностранцами также было запрещено.
Сборник решений собора
Собор, или царское и священное постановление, — так называлось собрание соборных постановлений в тексте самого документа. Более привычное название Стоглав появилось лишь в конце XVI века.
В нем были собраны и систематизированы не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.
Финансовые вопросы
Сбор пошлин больше не принадлежал епископским чиновникам, а был передан на более низкий уровень. Существовала выборная должность священников, помощников местного епископа в экономических, фискальных и надзорных вопросах. Старейшины существовали и раньше, но с этого момента они стали избираться повсеместно.
Материально-денежный вопрос был тем аспектом, в котором привилегии религиозных институтов были наиболее ограничены. Так, церкви было запрещено ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и имущества в дар без королевского разрешения. За нарушения были наложены штрафы.
Государство под благовидными предлогами стало преследовать людей, укрывавшихся от уплаты налогов в монастырях. Таких нарушителей нужно было найти, прогнать и вернуть к работе и обязанностям в соответствии с их социальным статусом.
Нравственность духовенства
Нестабильность и плохая дисциплина в рядах духовенства были официально признаны. Назначение сельских старейшин также было призвано улучшить надзор за общественным порядком и надлежащим проведением служб. Старейшины подчинялись сельским священникам, которые также избирались церковью.
Рукоположение осуждало неконтролируемое попрошайничество, которое иногда приводило к сбору монахами милостыни. Важным нововведением стало введение так называемых двойных монастырей. Отныне монахи обоих полов могли проживать в одном монастыре, но при условии строгого разделения мужчин и женщин, соблюдения монастырского порядка и целомудрия.
Безнравственность мирян
Внимание также уделялось реформированию морали масс. Есть свидетельства того, что священники церкви писали царю письма с жалобами на остатки языческих культов и дохристианских обычаев, которые все еще действовали. Неряшливое отношение к богослужениям, отсутствие благоговения среди верующих и даже колдовство на просфорах — все это, согласно тексту указа, стало обычным явлением в жизни России того времени.
Западное влияние привело к определенному распространению моды на бритье бороды, что явно противоречило церковным предписаниям и древним нормам благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа или отлучения от церкви и даже считалось «ересью» и «латинством». Были приняты меры против колдовства, клоунады, азартных игр и некоторых других народных развлечений.
Богослужение и религия
Благодаря влиянию митрополита Макария, литургические и религиозные вопросы, по поводу которых в это время также возникло много путаницы, были вынесены на обсуждение.
Поэтому были официально утверждены следующие православные обряды:
- Крестное знамение двумя пальцами;
- Аллилуйя;
- Крещение с полным троекратным погружением;
- Священникам не разрешается проходить через Королевские ворота без облачения (литургических одеяний и эпитафий);
- Наличие антимоса с фрагментом реликвии как необходимое условие для освящения церкви;
- Служба после колокольного звона;
- Духовенство служит только в литургических облачениях.
Семья и брак
Возраст согласия был установлен на уровне 15 лет для мальчиков и 12 лет для девочек.
Только первый брак мог быть совершен, второй мог быть благословлен, но под страхом епитимьи на 1-2 года; третий не мог быть благословлен вообще и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак вообще не признавался таковым; он считался преступлением, прелюбодеянием и «жизнью свиньи».
Церковный суд
Статут разделил светскую и церковную судебную систему на две отдельные ветви. Так называемые несудебные уставы были отменены — монастыри и приходские клирики отныне находились под юрисдикцией епископов своей епархии.
Священнослужители больше не могли предстать перед судом штата.
Однако нововведение столкнулось с трудностями, поскольку систему нельзя было изменить сразу. Было принято компромиссное решение в виде права духовенства представлять свои интересы в светских судах через представителей по собственному выбору. Однако их роль в судебных разбирательствах никогда не была четко определена.
Церковное землевладение
Проблема церковных земель и другого имущества была одной из самых острых и неотложных из всех вопросов, затронутых в тексте Статута. Духовенство разделилось на две враждующие фракции. Несториане были в меньшинстве, но их поддерживал царский избирательный совет, включая отца Сильвестра, близкого соратника Ивана Грозного. Иосифляне, напротив, были в большинстве и численно преобладали среди участников Совета.
Несториане придерживались аскетических взглядов и предлагали ограничить земельные владения монастырей, разрешив изымать землю в пользу государства. Их оппоненты, иосифляне, продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих огромными участками земли и контролирующих поставки продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.
Тема собственности на землю оказалась острой и не была включена в текст закона, хотя и поднималась в ходе обсуждения.
Однако в более поздней дополнительной главе, известной как «Вердикт по фифам», говорится о следующих способах решения земельного вопроса:
- Иерархам и монастырям было запрещено приобретать землю без согласия царя.
- Также запрещено предоставлять землю монастырям без уведомления царя.
- В то же время он допускал дарение участков земли «в память о душе» только на условиях и в порядке выкупа родственниками лица, составившего завещание.
- Вышеупомянутые законы не имели обратной силы и не распространялись на сделки и соглашения, заключенные ранее.
- Впредь, в случае нарушения, вотчины подлежали конфискации в пользу государства, без компенсации какой-либо из сторон.
История создания
Иван Грозный начал созывать Стоглавый собор в начале 1551 года. Он взялся за эту миссию, поскольку был убежден, что является преемником византийских императоров. Во второй главе «Стоглавия» говорится о том, что иерархи испытали большую радость от приглашения царя. В первую очередь это было связано с необходимостью решения ряда вопросов, которые были особенно важны в середине XVI века. Среди них — укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Необходимо бороться с недобросовестным поведением духовенства и других церковных чиновников. Также было много проблем с ростовщичеством в монастырях. Борьба с остатками язычества продолжалась. Также существовала необходимость стандартизации церковных обрядов и служб. Порядок переписывания церковных книг, строительства православных храмов и написания икон должен был быть строго регламентирован. Поэтому необходимо было созвать Собор ста глав Русской православной церкви.
Совет начал работу с торжественного молебна, открывшего заседание. Он проходил в Успенском соборе в Москве. Затем Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которое можно считать его ранней работой. В нем уже можно было увидеть художественный стиль царя. Он рассказал о своем раннем сиротстве, о плохом обращении с ним бояр, раскаялся в своих грехах и попросил о покаянии. Затем царь представил новый судебный кодекс, который совет быстро одобрил.
На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату начала деятельности совета. В первой главе дается 23 февраля. Есть две версии того, что произошло в тот день:
- Совет приступил к обсуждению.
- В настоящее время ведется разработка Кодекса Совета.
Работа проходила в два этапа: встреча (и обсуждение вопросов) и разработка материала.
Первая глава также содержала предварительную программу: Совет давал ответы на вопросы короля. Это поставило различные проблемы на обсуждение совета. Участники могли лишь выразить свое мнение по предложенным темам. В общей сложности царь предложил 69 вопросов. Составитель «Стоглава» явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть поправки, с которыми он работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Часть литературы отражена в первой главе:
- Принципы святых апостолов, отцов церкви;
- принципы, которые были установлены советами духовенства;
- учения канонизированных святых.
Структура Стоглава:
- Главы 1-4 — информация об инаугурации совета, участниках, причинах и целях;
- Королевские вопросы состояли из двух частей, первые 37 отражены в главе 5, вторые 32 — в главе 41;
- ответы находятся в главах 6-40 и 42-98;
- В главе 99 говорится о посольстве в монастырь Святой Троицы;
- Глава 100 содержит ответ Иосафата. Он предложил ряд комментариев и дополнений к «Стоглову».
Читая Стоглова, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но прежде всего, можно увидеть, насколько разными были мнения царя и Макария. Каждый преследовал свои собственные цели и пытался продвинуть их вперед.
Почему собор был назван Стоглавым
Стоглавым собором называют простое собрание представителей власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книга, в которой записаны все решения собрания, обычно называется Стоглавом. Таким образом, Стоглавы — это сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.
Книга получила свое название по количеству содержащихся в ней частей. В процессе редактирования документ был разделен на 100 глав в связи с его важностью. Редакторы документа опасались, что небрежные переписчики, переписывая постановления Собора для распространения, могут опустить некоторые, по их мнению, несущественные части Стоглава. Поэтому документ должен был быть структурирован таким образом, чтобы потеря даже небольшой части информации не осталась незамеченной.
Читайте также: Пасхальное печенье: яркие рецепты
Икона «Святая Троица»
Собор также рассмотрел очень важный вопрос, касающийся иконографии Святой Троицы. В нем обсуждалось традиционное православное представление Троицы в виде трех ангелов.
Некоторые ученые считают, что участники Собора не дали четкого ответа, либо вопрос вообще остался нерешенным. Одно можно сказать точно: осталась только надпись «Святая Троица» без надписей и крестов. Однако богословского обоснования этому рецепту святые отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Совета Стоглова, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы лишены ореола креста и отличительной надписи.
Другим важным вопросом, присущим написанию Троицы, был вопрос о «представительности Божества» (глава 43). В тексте постановления в прямом смысле говорится о Божестве Христа. Но проблема в том, что Божество невыразимо. Скорее, здесь речь идет о неизвестном образе. И правда, в Стоглавии было три манеры представления: традиционная, Родина и Новый Завет.
Новозаветная Троица наиболее известна в Благовещенском соборе в четырехчастной иконе. Она была расписана мастерами по просьбе протопопа Сильвестра. Не заметить эту картину в то время было невозможно. Более того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении на иконах нечестивцев.
У Собора были основания для чрезмерного увлечения иконографией Святой Троицы. Во-первых, ни у кого не было четкого представления о том, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые ученые утверждают, что у Совета и митрополита не было единодушия.