- История собора
- Как проходят богослужения
- Народные кресты на храме
- Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г
- Смотровая площадка у Дмитриевского собора
- Стоимость билетов в Дмитровский собор
- Как добраться до храма
- Борцы – это не борцы?
- Современное состояние
- Архитектура
- Рельефы
- Внутреннее убранство
- Фрески
- Львы. Царственные и демонические
- Прорастающая Живете
- Откуда сюжеты белокаменной резьбы
- Святыни и реликвии
- Куда сходить и что посмотреть в Владимире
- Внешний облик Дмитриевского собора
- История строительства Дмитриевского собора во Владимире
- Рельефы
- Декор фасадов
- Некоторые элементы резного орнамента
- Гипотеза относительно окраски соборов
- Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
- Рельефные фасады
- Внутренняя отделка
- Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г
- Кого «когтит» грифон
- Мировой Волк, которого все боялись
- Дмитриевский собор — мощевик-реликварий
- Псалмопевец, поэт и царь
- Как выглядит собор сегодня?
- Режим работы Дмитриевского собора
История собора
Строительство собора во Владимире было решено великим князем Всеволодом Большое Гнездо на своей земле, и для этого он привлек русских мастеров. Работы велись с 1194 по 1197 год, для строительства использовался белый известняк.
Через 40 лет собор был разрушен и разграблен монголо-татарами, неоднократно подвергался пожарам и разграблению. В результате здание требовало реконструкции, которая была проведена в 1837-1839 годах по приказу царя Николая I. Зданию собора был придан первоначальный вид, который оно сохранило до сих пор.
В советский период собор сохранился, поскольку был признан памятником древнерусского искусства. Именно здесь проходили заседания комиссии по сохранению памятников живописи. В 1919 году службы были прекращены, и собор был восстановлен. Работа заняла несколько лет и была завершена только в 2004 году. На заключительном этапе были установлены водосточные трубы, возведен новый крест, а все барельефы и белый камень были покрыты защитным составом. В настоящее время церковь рассматривается как музейный экспонат и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, службы здесь не проводятся.
Как проходят богослужения
Службы в Дмитровском соборе проводятся 5 раз в год. День паломничества приходится на праздник святого Димитрия Солунского.
В другое время здесь находится музей.
Режим работы:
- Понедельник, вторник, среда и четверг — с 10 утра до 4 вечера;
- Пятница и воскресенье — с 10 утра до 5 вечера;
- Суббота — с 10 утра до 6 вечера.
Музей открыт с апреля по октябрь.
Народные кресты на храме
Но не только средневековые мастера оставили плоды своего искусства на стенах древнего Дмитриевского собора. В его нижней части (почти на всех стенах) можно увидеть небольшие резные кресты. Подобные мы встречали на многих наших храмах: и на Покровском на Нерли, и на Георгиевском соборе, и на Борисоглебской церкви в Дзеканово. Существует мнение, что это народная традиция: отдать дань уважения душе умершего человека с помощью креста и тем самым помочь ей вознестись к Богу. Но этот «обряд» не имеет ничего общего с традициями Церкви.
Народные» кресты в Дмитриевском соборе
Сегодня мы попытались разгадать лишь некоторые темы резьбы на белом камне Дмитриевского собора и еще раз убедиться в том, что в XII веке Владимир получил настоящую жемчужину истории, которая доступна каждому из нас и сегодня. Достаточно просто захотеть прийти сюда, исследовать и попытаться разгадать.
*Мнение редакторов не обязательно отражает точку зрения народного гида.
Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г
- С 10 утра до 7 вечера.
- Выходные дни — 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября
Смотровая площадка у Дмитриевского собора
Дмитриевский собор — одна из самых популярных смотровых площадок города. Давайте поднимемся туда и полюбуемся окрестностями.
Мы видим стену и здания монастыря Рождества Богородицы. Основанный в XII веке, он долгое время сохранял первенство среди русских монастырей и лишь в XVI веке уступил его Троице-Сергиеву монастырю. Однако монастырь всегда оставался под юрисдикцией и покровительством митрополитов и патриархов. Именно здесь первоначально был похоронен князь Александр Невский.
Промышленный район города Владимира. Раньше я работала независимым гидом в нашем Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и проводила экскурсии на итальянском языке. Раньше я приводил туристов на обзорную точку и начинал рассказывать им о видах, открывающихся оттуда. Группа осторожно заглянула в промышленную зону, где рушились две высокие дымовые трубы. Только ленивый человек не задаст этот вопрос: «Это ваша атомная электростанция?».
Здание железнодорожного вокзала хорошо видно с участка.
На переднем плане видна железнодорожная линия на Москву и река Клужма. А леса простираются до самого горизонта. Не случайно в северо-восточной Руси Владимира называли Залесским («за лесом») или Владимиром на Клысе, не путать с Владимиром Волынским.
А это наш знаменитый Успенский собор и здание бывших Общественных управлений, где располагался административный аппарат Владимирской губернии.
Стоимость билетов в Дмитровский собор
Дмитровский собор во Владимире открыт для посещения для всех категорий — граждан России и иностранных туристов:
- Стоимость билета для взрослого составляет 150 рублей.
- Льготный билет для студентов и пенсионеров стоит 75 рублей.
- Дети и подростки до 16 лет могут посетить музейную экспозицию бесплатно.
Как добраться до храма
От Курского вокзала Москвы до Владимира ежедневно ходят электропоезда. Время в пути около 3 часов. Вы можете добраться туда на поезде или скоростном поезде «Сапсан», но это будет немного дороже. Регулярные автобусы ходят от центрального автовокзала, расположенного рядом со станцией метро «Щелоково». Поездка туда занимает столько же времени, сколько и поездка на поезде.
Борцы – это не борцы?
Важным источником для истории Дмитриевского собора являются русские летописи. То есть, мы можем сравнить их изображения с тем, что выгравировано на соборе. Интересен в этом отношении один из знаменитых белокаменных барельефов, который раньше называли «Борцы».
Однако эта борьба вряд ли имеет отношение к спорту. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной летописи Радзивиллов:
«Борцы» в миниатюре Радзивилловской летописи
Согласитесь ли вы, что они очень похожи? На ней изображена битва между князем Мстиславом Владимировичем, сыном Владимира Крестителя, и богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косгов (ныне черкесы, адыги). Чтобы пощадить его свиту, спор был решен дуэлью между «главнокомандующими». Поединок был непростым, в конце концов принцу удалось одолеть могучего воина, хотя в какой-то момент последний начал побеждать. Вот как это событие описано в «Повести временных лет»:
И сказал Редедя Мстиславу: «Мы будем воевать не оружием, а борьбой». И бились они крепко, и устал Мстислав в долгой борьбе, ибо велик и силен был Редедя. И Мстислав сказал: «О Матерь Божья, помоги мне! Если я одолею его, то воздвигну церковь во имя Твое». И, сказав это, бросил его на землю. Он достал нож и заколол Редеда до смерти.
После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критический момент, и построил церковь в честь Богоматери в Тмутаракани (ныне район станицы Тамань). Храм не сохранился до наших дней, но археологи нашли его фундамент в 1955 году.
Почему изображение «борцов» было помещено на стенах Владимирского собора? Предположительно, это история становления христианства как великой силы и единственно верного пути. Мстислав был с Богом и победил, а Редди был язычником и потерпел унизительное поражение, ему не помогли ни физическая сила, ни боевой дух непобедимого воина. Такова логика и мировоззрение людей XII века.
Современное состояние
Сегодня собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. В храме не проводятся богослужения.
Архитектура
План Дмитриевского собора
Собор одноглавый, четырехглавый, трехбашенный. Первоначально собор был окружен галереями с лестничными башнями, соединявшими его с герцогским дворцом (убранным во время реставрации в 19 веке), через который герцог и его семья посещали службы.
Передняя часть собора состоит из трех этажей, нижний из которых лишен декора и представляет собой лишь резные порталы. Второй этаж представляет собой аркадную колонную полосу с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий этаж пронизан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая также видна на барабане купола. Собор венчает позолоченный плоский купол в виде богатырского шлема. На куполе воздвигнут широкий крест из позолоченной меди.
На южном фасаде храма находится масштабная композиция под названием «Вознесение Александра Македонского на небо». Сюжет композиции не является традиционным для православного храма, но он был очень популярен в XII веке. На руках Александра Македонского сидят маленькие львята, которых так привлекают грифоны — страшные чудовища.
Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с псалтырем в руках, является главной фигурой декора и занимает центральное место на всех фасадах.
Дмитриевский собор невелик по размерам, так как строился только для семьи князя и был его домашней церковью.
Рельефы
Собор знаменит своими белокаменными скульптурами — его стены украшают около 600 барельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство барельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены во время реставрации XIX века (по словам М. С. Гладка, почти точные копии).
Прославление княжеской власти было главной идеей фронтальной скульптуры собора, поэтому на ней изображены многочисленные геральдические символы — львы, орлы, грифоны, кентавры, сцены охоты, бои животных и т.д.
Внутреннее убранство
В интерьере сохранилось несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
На выставке представлены четырехметровый накупольный крест с чеканным орнаментом, снятый с главки собора и замененный в 2002 году на вновь изготовленный, а также икона Святого Димитрия из Салоник и ковчег, принесенный в храм в 1197 году, позже привезенный в Москву и перенесенный из московских музеев в собор в копиях. Также здесь выставлено надгробие графа Романа Воронцова, первого губернатора Владимира.
Фрески
Внутреннее убранство церкви сохранилось практически в первозданном виде. Главной достопримечательностью сегодня являются ценные фрески 12-го века, обнаруженные в 1918 году. Эти фрагментарные остатки уникальной фресковой росписи на тему Страшного суда находятся в западной части собора.
На центральном своде изображены двенадцать главных апостолов, сидящих на тронах, а за ними — ангельское воинство Христа. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством и отличаются строгостью и индивидуальностью письма.
Юго-западный угловой свод занимает картина, изображающая кульминацию Страшного суда — вход праведников в рай первым апостолом Петром с трубящими ангелами. Особое очарование придают изображение Девы Марии на троне и ветхозаветные праведники: Авраам, Исаак и Иаков в причудливом Эдемском саду.
Деликатность дизайна интерьера была достигнута благодаря использованию мягких цветов и перламутровых оттенков.
Серьезный анализ характерных особенностей стиля живописи выявляет работу по меньшей мере двух мастеров:
- Греческое благородное и возвышенное письмо принадлежит изображениям апостолов и ангелов южного свода. Стройность силуэтов, свобода движений, элегантность одежды наполнены строгой, изысканной красотой и жизненной силой.
- Русский мастер изобразил северный склон. Его нарисованные лица задумчивы и интимны, в них есть человечность, простота и близость.
Художественная манера характеризуется орнаментальностью и графичностью, что приближает ее к внешней узорчатой скульптуре собора. Умелое сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое представление райских образов и возвышенное духовное настроение.
Львы. Царственные и демонические
Если мы присмотримся, то увидим вокруг Давида (и не только) многочисленные изображения львов и львиных масок. Как мы знаем, еврейский царь происходил из колена Иуды, а символом этого колена был лев. Поэтому это животное является покровителем Давида, а затем и Иисуса Христа. То есть лев означает царскую власть, причем княжескую. Стоит отметить, что в конце 18 века лев с крестом и короной также становится символом Владимирской губернии. И это изображение очень похоже на те, что изображены на Дмитриевском соборе.
Львов много и разных.
Однако образ льва полисемантичен и несет в себе звериное начало, которое в христианском контексте трактуется как порок, низменные инстинкты человека и его стремление к греху. В этом смысле изображение Самсона на соборе, разрывающего пасть льву, понимается как победа человека над своим животным началом и греховной природой и стремление души к Царству Небесному.
Самсон разрывает пасть льва
Прорастающая Живете
Также нельзя не заметить, что храм буквально опутан «каменной» растительностью. Многие из растений изображены в виде старославянской буквы Живете.
Растения в виде старославянской буквы Живете.
Этот момент, по мнению нашего эксперта, также связан с христианской концепцией человека как пшеницы, колоса хлеба, который Бог собирает в свои амбары. Некоторые растения с плодами, то есть человек должен быть не только носителем христианской веры, но и совершать добрые дела.
По другой версии, растительные узоры напоминают средневековые розетки — лилии, которые несут в себе смысл чистоты, невинности, целомудрия, божественного происхождения, что также вполне соответствует христианскому учению, которое, как мы понимаем, в полной мере иллюстрируется различными объектами Дмитровского собора.
Откуда сюжеты белокаменной резьбы
Сотни камней, сюжеты на десятках из них имеют вполне определенный смысл, их можно понять. Откуда берутся эти образы? Из различных источников. И прежде всего из Псалтыри, книги Ветхого Завета, одним из авторов которой является еврейский царь Давид. Но к этому мы вернемся позже.
Помимо Псалтыри, сюжеты основаны на русских летописях, других священных книгах, сагах и мифах, не только отечественных, но и европейских. Перед нами образный язык, застывший в камне, который в XII веке понимали как наши соотечественники, так и жители многих европейских стран.
Святыни и реликвии
Все свои семь лет детства князь Всеволод провел в Константинополе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Димитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Димитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, находился там для истребления христиан. Но, уверовав во Христа, он сам проповедовал новую веру среди населения города. За это он был заколот и отправлен на съедение зверям пустыни. Только звери не тронули тело святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в честь Димитрия в Фессалониках (Салуни). Затем туда были перенесены мощи святого.
В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Димитрий. Спустя годы, во время своего княжения во Владимиро-Суздальской земле, великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.
Затем он принес святыни, фактически полученные из греческого храма:
- большая икона с изображением святого мученика Димитрия Солунского, написанная на доске от его гроба;
- ларец, украшенный серебряной чеканкой с частью одежды, пропитанной кровью святого.
Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. В нем также хранятся следующие реликвии:
- Подлинный 4-метровый храмовый крест на месте иконостаса;
- Надгробие первого губернатора города Владимира — графа В.И. Воронцова. Он сделал много хорошего для города и был похоронен в соборе в соответствии со своим завещанием.
Куда сходить и что посмотреть в Владимире
Исторические памятники Памятники (32) Храмы, соборы, мечети (10) Площади (1)Музеи и галереи Музеи (17)Где поесть и выпить Рестораны и кафе (3)Развлечения Театры (3) Парки развлечений (11)Парки и отдых Зоопарки (1) Парки (6)Развлечения Активный центр (1)Транспорт Железнодорожные станции (1) Автовокзалы (1)Магазины и рынки Магазины и торговые центры (1)
Внешний облик Дмитриевского собора
Дмитриевский собор отличается ясностью композиции. Его тип похож на церковь Покрова на Нерли. Это классический трехчастный крестообразный храм, одночастный и четырехчастный. Будучи центром дворца великого князя, он воплощал идею власти великого князя.
Боголюбово, церковь Покрова на Нерли и Разлив на Ключах.
Дмитриевский собор, южный фасад
Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко разделены на три уровня. Нижний из них лишен декора, так как в прошлом он был огорожен галереями. Аркадно-колончатый пояс второго яруса богато украшен. Это, кажется, отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальной и духовной части. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Также вырезан барабан, который венчает золотой купол в форме шлема. Собор не случайно называют «каменной поэмой», «драгоценной шкатулкой».
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
Стены собора украшены 566 резными камнями. На них можно смотреть бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до наших дней в своем первоначальном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разрушенных башен. Ценитель искусства может увидеть здесь множество иностранных мотивов — некогда широко распространенных на Балканах, в Византии и Западной Европе.
Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небеса» — тема, чрезвычайно популярная в христианском мире в средние века. Северный фасад украшен рельефом князя Всеволода и его сыновей. Западная стена иллюстрирует деяния Геракла. Фигура царя Давида, которая, по мнению некоторых ученых, предвосхищает образ Христа, присутствует в декоре всех трех фасадов храма. Другие считают, что это царь Соломон.
Глядя на скульптуры, не всегда можно найти аналогии с реальным миром. Скорее, это горный фантастический мир, населенный неизвестными существами. В то же время появляются узнаваемые земные фигуры.
Весь собор пронизан символизмом. Например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски на вершине барабана символизируют княжескую принадлежность собора.
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
Дмитриевский собор, деталь аркадно-колончатого пояса
Дмитриевский собор, деталь аркадно-колонной зоны
История строительства Дмитриевского собора во Владимире
Строительство храма заняло три года в конце 12-го века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь своего святого покровителя. Работы выполнялись российскими мастерами. Когда строительство было завершено, в храм внесли икону Димитрия Солунского и частицу его крови.
Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и нашествий. В 19 веке было решено восстановить собор в его первоначальном виде. Однако в ходе реставрационных работ были утрачены интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с герцогским дворцом, позволяя герцогу и его семье ходить на службы в храм. В советское время службы в церкви не проводились. В 1999-2004 годах была проведена масштабная реставрация, и сейчас собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
Рельефы
Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России из серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год.
Собор знаменит своей резьбой по белому камню — его стены украшают около 600 барельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство барельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены во время реставрации XIX века (по словам М. С. Гладкого, почти точные копии).
Прославление княжеской власти было главной идеей фронтальной скульптуры собора, поэтому на ней было изображено множество геральдических символов — львы, орлы, грифоны, кентавры, сцены охоты, бои животных и т.д.
Рельефные мотивы:
- улыбающиеся львы;
- Святой Никита, побеждающий дьявола;
- Царь Давид поет и играет на славянской псалтири;
- грифон, терзающий зайца;
- охотник (вероятно, Геракл), убивающий льва;
- скачущий всадник;
- птица Сирин, борющаяся с леопардом;
- Великий князь Всеволод Юрьевич с пятью сыновьями и многие другие.
Из-за богатого декора из белого камня, который почти полностью окружает стены храма, храм называют «Белокаменной книгой».
Улыбающиеся львы
Фигуры святых
игровой комплекс
Входной портал
Декор фасадов
Высеченные из белого камня, украшения стен собора четко показывают строгий ритм и раздельность уровней:
- Первая нижняя полоса фасадов полностью лишена декора, так как изначально была скрыта вспомогательными сооружениями — лестницами и галереями к княжеским резиденциям. Эти здания были снесены в середине 19 века, а резные фрагменты были использованы для восстановления утраченных рельефов зданий.
- Второй уровень представлен богатыми резными украшениями аркадно-колончатого пояса.
- Верхний пояс имеет высокие и узкие стрельчатые окна. Все устремлено ввысь, олицетворяя небесные и духовные устремления. Третий этаж с цилиндрическим барабаном полностью украшен тончайшей ажурной резьбой.
Вертикальные пилястры разбивают фасад и подчиняют скульптурный декор архитектурной структурной целостности.
Отличительной декоративной особенностью является упорядоченность и орнаментальность упорядоченной скульптуры собора вместе с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими скульпторами создало оригинальность и неповторимость русского скульптурного декора фасадов здания.
Некоторые элементы резного орнамента
Центральное место в убранстве собора занимает библейский царь и пророк Давид. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений превосходное, вероятно, они сделаны одним из лучших каменщиков. Сначала историки думали, что это был Христос, потом долго выбирали между Давидом и Соломоном. Только когда консерваторы обнаружили рядом с этой картиной надпись «DAV K K», дискуссия закончилась.
Царь Давид
Фасад здания испещрен изображениями животных, птиц и растений. Обилие растений служит для создания образа Эдемского сада.
Ангелы
Многие животные являются символами власти — львы, орлы, леопарды. Что касается странных чудовищ — двухголовых зверей, полудиких зверей, полуптиц и тому подобного — эти образы знакомы нам по русской мифологии и сказкам, поэтому они нас нисколько не пугают, а лишь придают сказочный характер резным узорам.
Святые и принцы
На ленточной колоннаде среднего яруса, которая окружает собор с трех сторон, высечена галерея фигур святых. Среди них опознаны князья-первомученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках и с крестами в руках.
Северный фасад. В центре — святые Борис и Глеб.
Здесь изображены все 12 апостолов, а «портреты» Петра и Павла можно узнать безошибочно — они подписаны.
Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел
Южный фасад. Конные воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.
Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский (победоносец).
Интерес представляют еще две композиции, изображенные на фасаде.
Вознесение Александра Македонского
Александр Македонский, Вознесенский. Южный фасад
«Технология» вознесения изображается следующим образом. Александр сидит в корзине с поднятыми руками, в которой он держит маленького львенка в качестве приманки. Два грифона, привязанные к корзине, достают приманку, и корзина поднимается вверх. Хотя Александр Македонский — фигура дохристианская, эта тема довольно часто использовалась в средневековой Европе.
Всеволод и его сыновья?
На северном фасаде изображен мужчина, сидящий с ребенком на коленях. По обе стороны его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображение Всеволода с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому ему дали прозвище Великое Гнездо. Только непонятно, почему здесь у Всеволода нет бороды.
Всеволод III
Существует, однако, и другая версия, согласно которой Всеволод изображен здесь не с сыновьями, а как библейский Иосиф с братьями.
Гипотеза относительно окраски соборов
Мы все привыкли думать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, то есть белыми.
Однако фотографии XIX века показывают разные типы декора фасадов Дмитриевского собора — «белый орнамент на темном фоне» и «темный орнамент на белом фоне». Белый орнамент на темном фоне (это изображение использовалось между 1847 и 1883 годами):
Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883.
Это темный орнамент на белом фоне:
Северный фасад, западная половина, верхний этаж. Коренев В.И.(?) 1883-1897.
Южный фасад, западная половина, верхний этаж. Владимир Коренев. 1883-1897.
Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911.
А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней настенной живописи. На основании этого ученые предположили, что этот храм был «расписан практически «под ковш»» в древние времена. Возможно, фасады других белокаменных храмов в древности также были украшены фресками, и эта красота выглядела именно так:
Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реставрация Михаила Кудрявцева (1938-1993)
Однако после монголо-татарского нашествия многие храмы пришли в запустение. Россия пострадала, и чтобы освежить храмы, их просто побелили известью. И вот картины исчезли. Но это все еще только гипотеза.
Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
Дмитриевский собор во Владимире — это храм византийского типа с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано плоским позолоченным куполом и ажурным крестом из щелевой позолоченной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что Всеволод пригласил для строительства храма русских зодчих и «не искал немецких мастеров». Но над декором работали не только владимирские резчики по дереву, но и греческие мастера, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.
Юго-западный фасад собора
Каменная кладка, декоративные псевдоарки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор был окружен галереями, которые соединяли его с дворцами великих князей. Пассаж был снесен между 1837 и 1839 годами во время реставрации по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром каменных узоров». 566 резных камней создают причудливый образ мира, в котором христианские мотивы переплетаются с языческими образами.
На стенах храма земной мир представлен во всем своем многообразии: изображены реальные и мифические животные, военные всадники, псалмопевцы и святые. Скульптурные композиции прославляют величие князя Владимира, мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Македонский и сильного как библейский витязь Самсон. Главная скульптурная композиция — Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Львы и голуби, окружающие царя, символизируют небо и землю, поэтому Давид предстает в миниатюре как представитель Бога на земле и воплощает идею божественного государства.
На северном фасаде собора можно увидеть самого создателя храма: на одной из закомар изображен мужчина, сидящий на троне с ребенком на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо со своим младшим сыном. Рядом с ним — резные фигуры его старших сыновей. Дмитриевский собор снаружи гораздо красивее, чем внутри. Интерьеры отеля оформлены скромно. Из древних фресок 12 века сохранился только фрагмент фрески «Страшный суд», выполненный греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он был построен исключительно для княжеской семьи и не предназначался для прихожан и паломников. Широкие своды и спокойный ритм несущих арок придают дизайну интерьера строгую торжественность.
Рельефные фасады
Дмитриевский собор знаменит своими белокаменными фасадами, из-за чего его также называют «книгой из белого камня». Все здесь украшено многочисленными барельефами, изображающими реальных и мифических животных, а также фигуры святых. Большинство барельефов сохранились в первозданном виде, а всего их 600, некоторые из них пришлось реставрировать в XIX в. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасада собора, — прославление власти князя. Недаром на них изображаются такие геральдические символы, как грифоны и кентавры, львы, орлы, сцены охоты и бои животных.
Внутренняя отделка
Внутреннее убранство здания не отличается особым богатством; сохранилось несколько фресок 12 века, в том числе «Страшный суд».
Здесь же находится купольный крест высотой 4 метра с чеканным орнаментом. Он был снят с купола в 2002 году и заменен новым. Надгробие первого губернатора Владимира, графа Воронцова, можно увидеть в Дмитриевском соборе.
Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г
- Взрослые — 150 рублей
- Дети до 16 лет — бесплатно
- Дети 16 лет и старше и студенты — 100 рублей
Кого «когтит» грифон
В скульптурах много животных, в том числе мифологических. Очень интересным в этом отношении является изображение огромного грифона, тащащего в когтях существо, похожее на лань. Это очень распространенное изображение для XII века (его можно найти на внешних стенах церкви Покрова на Нерли), и в искусствоведческой литературе оно ассоциируется с христианством. Тема называется «Грифон, защищающий лань».
«Грифон покровительствует лани».
Считается, что грифон не причиняет вреда лани, а уносит ее на небо. То есть лань является символическим изображением агнца Божьего, души праведника, которая возносится на небо с помощью летающего мифологического существа (ангела).
Но если вы присмотритесь, то обнаружите на стенах собора много насилия, что, вероятно, отражает понимание средневекового человека и многочисленных опасностей, которые его окружали….. Это были тяжелые времена.
Скульптурная резьба Дмитриевского собора
Мировой Волк, которого все боялись
Еще одна история, которая на первый взгляд кажется языческой, но на самом деле имеет глубокий христианский подтекст и воспитательные цели. Эта история не из родной мифологии, что свидетельствует о мультикультурности белокаменных скульптур Дмитриевского собора.
В германо-скандинавских легендах мы находим историю о Фенрире (страшном волке). Сначала боги считали Фенрира безобидным и позволили ему жить по соседству, но со временем стало очевидно, что Фенрир представляет реальную угрозу. Они пытались заковать зверя в наручники, но зверь разрывал даже самые крепкие цепи. С помощью колдовства им удалось изготовить нити, которыми они связали лапы страшного зверя, вставив меч в его пасть. Это сделал Тюр, бог доблести, который, укрощая волка, потерял руку (животное откусило ее). И Волк Мира обречен оставаться на привязи до конца человечества. В скандинавских мифах говорится о том, что:
«Рукоятка (меча) лежит под языком, а острие — в нёбе. И вот меч занесен над его челюстью. Он дико воет, и слюна течет из его рта, как река, которую называют Вон. И так он будет лежать там до конца света…».
Всемирный волк в скульптурах собора Святого Димитрия
Тему победы над мировым волком можно найти и на стенах собора Святого Димитрия. Эта миниатюра говорит о безопасности, о победе человека над силами природы, в конечном итоге о победе добра над злом, которое невозможно уничтожить полностью, поэтому волка связывают и держат, а не убивают, поддерживая в мире некое равновесие.
Кстати, страх перед волками в 12 веке был близок жителям Владимира, нашим предкам. Волки были многочисленны в этом районе и часто нападали на людей. Так что этот элемент скульптуры не только душевный, но и в какой-то мере домашний, отражающий реалии того времени.
Дмитриевский собор — мощевик-реликварий
С древних времен святой Димитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Димитрий служил проконсулом в греческом городе Фессалоники (также называемом Солунь, современные Салоники). Помимо административных задач, проконсул должен был защищать город от варваров и истреблять христианство.
Защищая границы, Димитрис проявил себя как талантливый полководец, но разозлил императора-язычника Галерия, проповедуя христианскую веру. В тюрьме Димитрия закололи копьями, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но они не тронули его, и христиане Фессалоники похоронили его останки.
Юго-восточный фасад собора
Находясь в Салониках, христианский император Константин (306-337) основал на месте казни мученика церковь, где мощи Димитрия Солунского хранятся и по сей день. Восемь веков спустя Всеволод Большое Гнездо, создавая придворную церковь, отправился в Салоники и привез оттуда мощи.
Икона великомученика Димитрия, написанная по преданию на его могильной доске, и кусок одежды, пропитанный кровью святого, были избраны в качестве реликвий Дмитриевского собора.
Северо-восточный фасад собора
Псалмопевец, поэт и царь
Автором большинства гимнов Псалтыри был еврейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец и основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).
Царь Давид изображен в Хлудовской псалтыри.
Образ Давида является ключевой фигурой в теме собора Святого Димитрия. Его образ встречается здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет своих подданных. В другой руке — древняя арфа или свиток, что указывает на то, что мужчина пишет гимны Богу. Другими словами, власть Давида божественна, священна. А если учесть, что сам Христос происходил из рода Давида, то сам царь является символом сакрализации власти, безусловного осуществления ее на земле. Именно это хотел сказать своему народу князь Всеволод, установив на своем храме изображение Давида. Власть принца также неоспорима и священна.
Как выглядит собор сегодня?
Дмитровский собор во Владимире сегодня является музеем-заповедником, а с 1992 года — охраняемым объектом наследия ЮНЕСКО.
Службы в церкви не проводились с советских времен до 2011 года, когда в день праздника впервые за 200 лет была отслужена торжественная литургия.
Одно из немногих уцелевших зданий, благодаря профессионализму современных реставраторов и историков, этот ценный образец древнерусской архитектуры был сохранен и восстановлен в своем уникальном виде.
Читайте также: Масленичная неделя 2021: названия и традиции по дням недели
Режим работы Дмитриевского собора
Дни недели | Время работы |
Понедельник
Среда Четверг |
10:00 — 16:00 |
Пятница
Воскресенье |
10 утра до 5 вечера |
Суббота | 10:00 — 18:00 |
Вторник и каждая последняя среда месяца | Свободный день |